Конъюнктура рынка: спрос и предложение
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Они в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени, экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Конъюнктура рынка определяется расширением или сужением сферы деловой активности и характеризуется - экономическими показателями, отражающими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т. д. Спрос (D) — это количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определенным ценам в данный- момент времени. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях, и наоборот (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса Кривая спроса отражает обратно пропорциональную связь между ценой и объемом покупаемого товара. Каждая точка кривой показывает величину спроса при соответствующей цене — количество товара, которое может быть куплено по некоторой цене при неизменных прочих факторах. Движение вдоль кривой (из точки А в точку В) отражает изменение величины спроса — оно представляет собой изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение цены данного блага.
Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, оказывают влияние неценовые факторы (параметры), формирующие так называемый «сам спрос»: величина доходов потребителей; цены на товары-заменители (субституты); цены на дополняющие товары; ожидаемые изменения цен в будущем; демографические факторы; вкусы и предпочтения потребителей; число покупателей. Изменение самого спроса — это движение всей кривой спроса в ответ на изменение неценовых факторов (вправо вверх — рост самого спроса, влево вниз — уменьшение самого спроса). Это означает, что при любой цене, но под воздействием иных неценовых факторов, потребители будут покупать больше или меньше товаров, например, при росте доходов в обществе объем покупок увеличивается, что означает рост самого спроса. Предложение (S) — это количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по определенной цене в данный момент времени. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке. Закон предложения графически отражается кривой предложения (рис. 2). Рис. 2. Кривая предложения Кривая предложения — это кривая, показывающая прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара на рынке. Изменение величины предложения — это изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены. Оно отражается движением вдоль кривой предложения (из точки А в точку В). Если на предложение оказывают влияние неценовые параметры, то изменяется само предложение, и кривая предложения перемещается либо вправо вниз (рост предложения), либо влево вверх (снижение предложения). К неценовым факторам предложения можно отнести: цены на труд, материалы, машины и др. факторы производства;
ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары; величину налогов и субсидий производителям; число продавцов на рынке и др. В результате взаимодействия спроса и предложения - устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой рыночного равновесия, а цена, сформированная в результате этого взаимодействия, — равновесной ценой; Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требует и способен купить покупатель по равновесной цене. Такое равновесие демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме реализуют свои интересы. В системе рынка равновесная цена выполняет ряд функций: распределительную; учетную; стимулирующую; функцию балансирования спроса и предложения. На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены — это ситуации дефицита и избытка (рис. 3). Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства. Рис. 3. Рыночное равновесие и неравновесные ситуации Избыток — ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня. С другой стороны, в результате установления «потолка цены», т. е. уровня цены ниже равновесного значения, могут случаться срывы предложения, что приводит к нехватке или дефициту товаров. Дефицит — это такая ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цены». Возникновение ситуации дефицита на рынке чревато возникновением «теневого рынка», где цена формируется на уровне выше равновесного. Эти ситуации неблагоприятно влияют не только на субъектов рынка и рыночную конъюнктуру, но и имеют общественные последствия: в первом случае — нежелательные запасы товаров, снижение доходов производителей за счет уменьшения количества покупаемых товаров; во втором — появление «черного рынка», снижение качества товаров, а возникновение очередей и нормированного потребления («талоны на продукты»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|