Методические материалы и рекомендации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.08 – Стилистика
Направление: 540300 — Филологическое образование Степень (квалификация) — Бакалавр филологического образования Факультет филологический Форма обучения очная Курс 3, семестр 6 ПСКОВ СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра русского языка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПД.Ф.08 – Стилистика
Направление: 540300 — Филологическое образование Степень (квалификация) — Бакалавр филологического образования
Факультет филологический Форма обучения очная. Курс 3, семестр 6. Всего 56 ч., 1,5 ЗЕТ Лекции 14 ч. Практические работы 16 ч. Самостоятельная работа 26 ч. Курсовой проект (курсовая работа) — Экзамен — Зачет 6 семестр
ПСКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Государственным стандартом (Направление: 540300 — Филологическое образование) учебная программа дисциплины «Стилистика» направлена на изучение следующих вопросов: Основные аспекты лингвостилистики: функциональная стилистика, стилистика ресурсов, практическая стилистика, стилистика художественной речи, индивидуальная стилистика. Особенности функционирования языка на современном этапе. Статус стилистики в современном языкознании. Основные принципы классификации функциональных стилей. Экстралингвистические особенности различных функциональных стилей. Место языка художественной литературы в системе стилей языка. Идиостиль как проявление особенностей языковой личности. Понятие стилевой нормы. Стилистическая вариантность. Стилистика в школьном учебнике по русскому языку. Формирование навыков стилистического анализа текста учащихся.
Изучение стилистики в высшем учебном заведении обладает как практическим, так и теоретическим значением. Познания о функциональном аспекте языка, о языке в целом, являются основой для практической работы, совершенствуют лингвостилистическую культуру студентов, которая является существенной частью их общей культуры. Стилистика, помимо этого, дает основу теоретической культуре речи и методике преподавания языка в средней школе, она обладает огромным практическим значением для решения различного рода профессиональных задач (продуцирование и редактирование текстов).
Цель дисциплины: формирование теоретических и практических знаний озакономерностях целесообразного отбора и использования языковых единиц в соответствии с содержанием высказывания, его целью, условиями, в которых оно происходит, и той оценкой, которая может находить в нем свое выражение.
Задачи дисциплины: Ø углубить знания о системных потенциях языка с опорой на функционирование языковых единиц; Ø сформировать навыки стилистического анализа текста; Ø сформировать навыки продуцирования и редактирования текстов разных стилей и жанров русского языка.
Студент должен знать · основные теоретические положения в области стилистики;
Уметь · определять стиль текста по различным критериям;
Владеть · навыками стилистического анализа текста,
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор содержания и организация учебного материала обусловлены необходимостью ознакомления студентов не только с функциональной стилистикой, но и с практической стилистикой, и стилистикой художественной речи. Навыки стилистического анализа формируются при чтении научной литературы, сравнительном анализе стилистических помет словарей, а также при анализе конкретных текстов публицистического, научного, официально-делового и разговорного стилей. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1: Стилистика как раздел науки о языке Краткие сведения из истории. Становление стилистики как науки. Предмет и задачи стилистики. Актуальные проблемы современной стилистики. Функциональная стилистика. Коммуникативная стилистика. Сопоставительная стилистика. Стилистика и прагматика. Стилистика текста в соотношении с функциональной стилистикой.
Тема 2: Стилистические возможности единиц разных языковых уровней Вопрос о прагматическом компоненте слова. Понятия коннотации, стилистического значения и стилистической окраски в стилистике, их соотношение. Экспрессивность как семантическая и стилистическая категория. Соотношение экспрессивности, эмоциональности и оценочности.
Тема 3: Функциональные стили современного русского литературного языка Функциональный стиль — базовое понятие стилистики. Неоднозначность понятия “стиль” в современной стилистике. Вопрос о макро- и микростилях. Системность функциональных стилей. Экстралингвистические факторы образования стиля. Связь стиля речевого произведения с его содержанием, назначением, характером отношений между адресантом и адресатом. Изменения в системе стилей современного русского языка.
Тема 4: Официально-деловой стиль Условия функционирования, подстили и жанры официально-делового стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы, определяющие специфику официально-делового стиля. Композиционные особенности официально-деловых текстов. Вопрос о канцеляризмах и штампах.
Тема 5: Научный стиль Условия функционирования, подстили и жанры научного стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы, определяющие специфику научного стиля. Понятие письменной и устной научной речи. Общенаучная и специальная терминологическая лексика. Вопрос об эмоциональности и экспрессивности научного стиля.
Тема 6: Публицистический стиль Условия функционирования, подстили и жанры публицистического стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы, определяющие специфику публицистического стиля. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доминанта публицистического текста. Соотношение понятий стандарта (клише) и штампа. Экспрессивность публицистического стиля. «Полистилизм» публицистического текста.
Тема 7: Разговорный стиль и разговорная речь Условия функционирования разговорного стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы, определяющие специфику разговорного стиля. Соотношение функционально-стилевых и эмоционально-экспрессивных коннотаций элементов языка. Соотношение понятий «разговорный стиль», «разговорная речь», «кодифицированный язык». Разговорная речь как особая форма коммуникации. Лингвистические особенности разговорной речи.
Тема 8: Язык художественной литературы в системе стилей русского языка О проблеме выделения стиля. Соотношение стилей литературного языка и языка художественной литературы. Стилистика художественной речи, ее проблематика и задачи. Стилистические тенденции в языке современной прозы и поэзии. Понятие повествователя и позиций повествователя, автор и рассказчик в художественном тексте. Читатель как соавтор художественного текста. Эстетическая функция как ведущая функция художественного стиля. Типы художественного стиля (по М. Бахтину). Особенности поэтической речи.
Тема 9: Стилистическая норма Коммуникативно-прагматическая норма и коммуникативная компетенция. Стилистический аспект коммуникативных неудач. Понятие стилистической нормы. Соотношение лексических, морфологических, синтаксических ошибок и ошибок собственно стилистических. Системы классификации ошибок. Лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические ошибки. Плеоназм как стилистическая ошибка и стилистический прием. Правка стилистических ошибок.
МОДУЛЬНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Исследование стилистики в высшем учебном заведении обладает как практическим, так и теоретическим значением. Познания о функциональном аспекте языка, о языке в целом, являются основой для практической работы, совершенствуют лингвостилистическую культуру студентов, которая является существенной частью их общей культуры. Стилистика, помимо этого, дает основу теоретической культуре речи и методике преподавания языка в средней школе, она обладает огромным практическим значением для решения задач машинного перевода, разработки научной базы редактирования и т.п. Задачи обучения стилистике включают в себя следующие моменты: овладение теоретической базой функциональной стилистики, знакомство с основами речевой организации стилей, ее фундаментальными понятиями, закономерностями существования языковых средств, выработку стилистического чутья, умений и навыков оценивать и верно использовать языковые средства в речи согласно определенным содержаниям высказываний и целям, которые ставит перед собой говорящий, обстановкой и областью общения. Преподавателю следует учитывать неоднозначность вопросов, касающихся классификации функциональных стилей и стилистических возможностей различных языковых явлений. Особое внимание необходимо уделить научному стилю с тем, чтобы формировать у студентов навыки репродуцирования и редактирования научных текстов, а также публицистическому стилю. Целесообразно выделить значительный объем времени для работы с текстами различной стилистической принадлежности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|