Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Численность безработных выпускников с СПО в расчете на одну заявленную вакансию в автотранспортном комплексе Нижегородской области




Анализ итогов 2016 года показывает рост удельного веса молодежи в возрасте до 25 лет в общей численности безработных в системе автомобильного комплекса Нижегородской области. Статистические данные Управления службы занятости Нижегородской области свидетельствуют о том, что на конец 2016 года в качестве соискателей работы выступили 39,4% выпускников СПО от общего количества безработных на данном сегменте рынка труда. При этом 23,3% выпускников профессиональных образовательных учреждений СПО были трудоустроены.[ 7, c. 3 ]

Динамика изменения численности трудоустроенной молодежи в автотранспортном комплексе Нижегородской области (в % от общего количества трудоустроенных)

Динамика численности молодежи, трудоустроенной государственными службами занятости населения, свидетельствует о неуклонном сокращении количества обращений молодых специалистов в качестве соискателей работы. Данная особенность функционирования рынка труда автомобильного комплекса Нижегородской области вызвана современным состоянием экономики Нижегородской области, характеризующегося спадом производства и снижением потребности в рабочей силе со стороны работодателей. Вышеназванная тенденция функционирования молодежного рынка труда Нижегородской области не может положительно влиять на проблемы трудоустройства молодых специалистов, а длительное отсутствие работы способствует снижению профессиональных качеств выпускников.

Алехина О.А. к числу основных проблем, связанных с трудоустройством молодых специалистов на рынке труда Нижегородской области, в том числе и в системе автомобильного транспорта, в условиях экономического спада относит:

ü Молодые специалисты являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

ü Статистические данные не отражают в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах.

ü Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Вместе с тем, возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников профессиональных учебных заведений.

ü Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, приводит к утрате профессиональных навыков и умений.

ü Из-за падения престижа производительного труда и рабочих профессий значительная часть квалифицированных молодых кадров не верит в возможность иметь интересную, содержательную работу и часто меняет специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы.

ü В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

ü В настоящее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда.

ü Несколько изменился и образовательный состав обратившихся в службы занятости безработных: сократилось число граждан с высшим образованием и увеличилось со средним профессиональным образованием.

ü Уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников. [ 1, c. 126]

Вышеперечисленные особенности функционирования и тенденции развития характеризуют все отраслевые рынки труда Нижегородской области, в том числе и в системе автомобильного комплекса региона. Следует отметить, что рынок труда в системе автомобильного транспорта Нижегородской области - это важнейший элемент экономики региона. В связи со спадом производства в целом по Нижегородской области, положение на данном отраслевом рынке труда стало напряженным и неустойчивым, поэтому возникают проблемы с трудоустройством специалистов по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». В связи с этим, вопросы, связанные с анализом основных тенденций развития данного сегмента рынка труда Нижегородской области и Ветлужского района, становятся актуальными в аспекте мониторинга уровня востребованности и проблем трудоустройства специалистов – техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

АНАЛИЗ УРОВНЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА». ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ТЕХНИКАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ.

В связи с тем, что автомобильный транспорт используется во всех отраслях экономики, технику по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта предстоит работать на предприятиях трех основных типов: автотранспортных, автообслуживающих и авторемонтных. В настоящее время на данных предприятиях требуются высококвалифицированные специалисты, умеющие работать с оборудованием по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, с технологической документацией, способных организовать работу первичного трудового коллектива. Кроме того, предполагается способность выпускника по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» работать по нескольким профессиям, а именно «Водитель автомобиля категории В и С» и «Слесарь по ремонту автомобилей». Выпускник по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» должен быть готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и организациях автотранспортного комплекса различных организационно – правовых форм собственности, в научно – исследовательских, конструкторско–технологических организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.

В соответствии с квалификационной характеристикой выпускник по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» должен иметь профессиональные знания в следующих областях:

ü Технология технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

ü Классификация, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта.

ü Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности.

ü Основные положения действующей нормативной документации.

ü Основы организации деятельности предприятия и управление им.

ü Основные показатели производственно–хозяйственной деятельности предприятия.

ü Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии, противопожарной защиты.

ü Основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.

В связи с этим, Управлением государственной службы занятости Нижегородской области разработаны требования работодателей к специальности техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, которые включают следующие навыки и умения:

ü Определять производственный процесс и оптимальные режимы работы первичного трудового коллектива.

ü Уметь анализировать техническую документацию и работать с ней.

ü Владеть методами управления трудовым коллективом.

ü Иметь такие качества личности, такие как аналитическое и практическое мышление, решительность, твердость, самостоятельность в принятии решений, внимательность.

Профессия техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта предполагает, кроме того, получение основных базовых знаний для создания собственного бизнеса в виде малого предприятия по перевозке пассажиров и других форм предпринимательской деятельности.

По мнению Андреевой Л.А., на современном рынке труда Нижегородской области работодатели отдают предпочтение:

ü Специалисту высокой квалификации, имеющему не только специальное образование, но и опыт работы.

ü Специалисту, владеющему несколькими профессиями, в том числе и рабочими.

ü Специалисту, умеющему пользоваться компьютером.

ü Добросовестному, ответственному, неконфликтному работнику, ведущему здоровый образ жизни.

ü Энергичному, уверенному человеку, умеющему показать себя с самой лучшей стороны, убедить работодателя в том, что он будет хорошим работником. [2, c.49]

Изучая требования к должности автомеханика автотранспортного предприятия, я отметил, что профессиональный уровень работника определяют по совокупности факторов:

ü Непрерывное образование - это пополнение своих знаний или изменение квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сегодня это становится необходимостью для специалистов, заботящихся о карьерном росте, повышении материального благополучия или изменении своего социального статуса. Считаю, что это условие является обязательным для автомеханика, потому что за счет приобретения опыта нельзя продвигаться по служебной лестнице. Молодому специалисту необходимо осваивать дополнительные области знаний.

ü Личная инициатива и ответственность: руководитель автотранспортного предприятия в силу производственной необходимости, видя потенциал молодого специалиста, может направлять его получать дополнительное профессиональное образование или повышать квалификацию, но его цена существенно возрастает, когда он сам в состоянии замечать пробелы своих знаний и предлагать варианты своего развития.

ü Универсальность как качество ценится из-за желания руководителя предприятия автомобильного транспорта сократить численность, не сокращая объемы работ. Таким образом, всегда предпочтение отдают специалисту, совмещающему различные функции.

ü Дополнительные требования и дополнительные квалификации, в число которых, с моей точки зрения, входят получение профессии водителя, автослесаря, обучение на курсах по компьютерной диагностике автомобилей и управленческих мастер – классах.

ü Личные качества должны соответствовать особенностям и потребностям предприятия. Считаю, что руководитель автотранспортного предприятия оценит большие профессиональные амбиции и маленькие финансовые запросы молодого специалиста.

Следовательно, высокий уровень профессиональных знаний и сформированность практических компетенций в соответствии с требованиями работодателей позволят специалисту успешно трудоустроиться в качестве техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Причинами трудностей с трудоустройством по специальности техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей я считаю следующие:

ü Снижение престижности технических специальностей, необходимых для стабильного функционирования современной экономики, в том числе и в автомобильном комплексе Нижегородской области.

ü Отсутствие производственного опыта, а иногда и необходимых профессиональных знаний и навыков, что является часто одной из причин отказа работодателей принимать на работу специалистов без производственного опыта. Считаю, что опыт прохождения производственной практики и стажировок на автотранспортных предприятиях под руководством опытных наставников - одно из направлений решения данной задачи.

ü Отсутствие навыков самостоятельного поиска работы и самопрезентации при собеседовании с работодателем. По моему мнению, при средних профессиональных учебных заведениях должны создаваться структуры, которые призваны помогать обучающимся ориентироваться на рынке труда и содействовать трудоустройству выпускников.

ü Отсутствие опыта и квалифицированной помощи для открытия собственного бизнеса по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей за счет субсидий при наличии предпринимательских способностей. С моей точки зрения, центры занятости населения должны оказывать консультационные услуги желающим начать свое дело.

ü Отсутствие объективной информации о состоянии регионального рынка труда и навыков работы с данной информацией. Считаю, что в настоящее время актуальна проблема информационного обеспечения рынка труда для того, чтобы будущие работники автотранспортной системы располагали информацией о спросе и предложении трудовых ресурсов на рынке труда автомобильного транспорта Нижегородской области.

Мониторинг проблем трудоустройства выпускников по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» выявил следующие негативные тенденции:

ü Экономический спад, характерный для современного состояния экономики региона, порождает проблему безработицы, поэтому привлечение молодых специалистов на автотранспортных предприятиях осуществляется недостаточно, а между тем, молодежь наиболее мобильна на рынке труда автомобильного транспорта, нацелена на реальное трудоустройство, определение собственных профессиональных целей, получение профессии.

ü Одним из важнейших факторов молодежной безработицы в автомобильном комплексе Нижегородской области был и остается образовательный. Престиж профессии зачастую играет решающую роль при выборе специальности, и в результате растет число выпускников средних профессиональных образовательных учреждений по специальностям, не востребованным на современном рынке труда. Получив образование по выбранной профессии, они не имеют возможности применить свои теоретические знания на практике.

ü Зачастую выпускники не отвечают требованиям, предъявляемым работодателем при трудоустройстве. Специалисты – техники по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной специальности, но не имеющие практических навыков и опыта работы, не могут выдержать конкуренцию на рынке труда, поэтому молодежь, имеющая вышеназванные специальности, соглашается даже на работу временного характера с небольшой заработной платой.

ü Динамично развивающийся автомобильный комплекс Нижегородской области предъявляет новые требования к качеству работников, их профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.

ü В результате многие выпускники средних профессиональных образовательных учреждений в течение длительного времени лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры.

С моей точки зрения, профессия техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта является востребованной в силу следующих причин:

ü Техник выполняет важные производственные функции, организует работу первичного трудового коллектива, поэтому при сокращении производства на автотранспортных предприятиях под сокращение попадает непроизводственный персонал, но не представители технических профессий.

ü Считаю, что работа техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей является творческой, требующей профессиональных знаний, изобретательности и полной самоотдачи в работе.

ü Невысокую оплату труда я считаю недостойной, а труд техника и условия его работы - недооцененными.

Ситуация на рынке труда в системе автомобильного транспорта Нижегородской области, характеризуется сохранением системных проблем, к числу которых относятся: структурное несоответствие спроса и предложения - дисбаланс между качеством свободных кандидатов и открытыми вакансиями; низкая производительность труда и неэффективная работа с персоналом; высокая потребность в квалифицированных кадрах, в том числе и в техниках по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...