Понятие о тексте. Конститутивные признаки текста. Стилистика текста и ее задачи
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основные понятия курса «Стилистика и литературное редактирование» Понятия: Стиль –исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава языковых единиц и особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое. Функциональный стиль -– это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Стилистическая окраска - Это различные виды окрашенности форм слов, слов, словосочетаний и предложений, принято различать 2 вида стилистической окраски: функционально-целевая, экспрессивно-оценочная. Функционально-целевая окраска – это окрашенность отдельных единиц языка, связанная с преимущественным использованием их в тех или иных стилях. Выделяют 3 типа: книжная, разговорная, нейтральная. Экспрессивно-оценочная окраска – это окраска, не соотносящаяся с конкретным стилем, она заключена в самом слове. Стилистическое средство - языковые единицы, тропы и фигуры речи, а также стилистические приемы, речевые стратегии и тактики, используемые при выражении стиля. Стилевая черта - это специфический признак того или иного стиля – это не отдельный стилевой элемент, а совокупность элементов. Стилевые черты лучше рассматривать в парах: образность (худож., публиц., разг. стили) – безобразность (науч., офиц.-дел.) рациональность (н., о-д) – эмоциональность (х., п., р.) точность (н., о-д) – неточность (х., п., р.) логичность (н., о-д) – нелогичность стандартность (н., о-д) – уникальность Стилеобразующие факторы - Совокупность экстралингвистических и лингвистических условий, при которых возможно возникновение текстов, относящихся к одному функциональному стилю. К с. ф. будут относиться форма общественного сознания, тип социальных отношений, вид производственной и др. деятельности, к которым коммуниканты имеют отношение, а также характеристики автора речи (частное лицо, государственное лицо, официальное лицо, государственное учреждение, неформальная организация), ее адресата (собеседник, массовая аудитория), особенности тематики общения, целевой установки, канала связи.
Лингвистика -это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Экстралингвистика - отрасль языкознания, изучающая совокупность этнических, социальных, исторических, географических факторов, неразрывно связанных с развитием языка. Формы речи -способы осуществления речевой деятельности в монологической и диалогической, устной и письменной форме. Синхрония -рассмотрение языка с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени (рус.форма именительного падежа единственного числа «стол» в С. имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а») Диахрония -совокупность методов языкознания, направленных на изучение фактов языка в их историческом развитии.
Основные понятия и проблематика стилистики Понятия: Стилистика-наука о выразительных средствах и стилях языка. Предмет стилистики-выразительные средства языка Объект стилистики-язык,зафиксированный в текстах Язык существует в устной и письменной формах Литературный язык-это язык,закреплённый в словарях,справочниках;кодифицированный,обработанный мастерами,признанный за образец Проблематика: 1. Определение стиля вообще, а так же функционирование стиля. 2. Определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общества.
3. классификация функциональных стилей. 4. проблема объективного и субъективного. 5. соотношение функциональных стилей и форм речи. 6. взаимофункционарование стилей и их целостность. 7. соотношение стилей произношения и функциональных стилей. определение стиля, функционального стиля, соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего; 2) определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения; 3) классификация функциональных стилей; 4) соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике; 5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле; 6) соотношение функциональных стилей и форм речи; 7) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой; 8) взаимодействие стилей и их целостность; 9) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям; 10) определение стилистических норм и их исторического характера; 11) проблема диахронии и синхронии в стилистике.
Основные направления стилистических исследований Существует несколько основных, исторически сложившихся направления стилистических исследований: 1. о внеконтекстуальных стил. ресурсах языка (аспект строевой, структурный) 2. о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения. (функциональная стилистика) (аспект собственно-коммуникативный) 3. направление, изучающее художественную речь, язык и стиль художественной литературы (стиль худ. лит-ры) 4. собственно- нормативный и прикладной аспект. Его задачи- проведение в жизнь принципов теоретической стилистики, воспитание стилевой речевой культуры. 5. диахроническая- историческая. Изучает процессы формирования функ. стилей. 1) Стилистика ресурсов – описательная стилистика. Изучает стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Экспрессивный компонент, оценочный компонент (положительное/отрицательное отношение). Стилистика ресурсов может рассматриваться как базовая по отношению к другим направлениям. 2) Функциональная стилистика. Исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения. Изучает употребление языка, а не его структуры.
3) Изучение стилей художественной литературы. Исследует взаимосвязь литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. К этому направлению относится изучение индивидуального стиля писателя и отдельных художественных произведений. 4) Практическая стилистика, нормативная. Изучает целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения. Учит, как выразить мысль, избегая двусмыслия. Особое направление – лингвистика текста. 5) Стилистика декодирования. Учит читателя адекватно воспринимать информацию, заложенную в тексте.
Понятие о тексте. Конститутивные признаки текста. Стилистика текста и ее задачи Текст- произведение речи,состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности, связанной по смыслу, закреплённый на материальном или электронном носителе Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Адресат же при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. В целевом комплексе текста различают два целевых подкомплекса: коммуникативное намерение (коммуникативную цель), которая ограничивается пределами данной коммуникативной ситуации, и экстракоммуникативную цель, выходящую за рамки данной речевой коммуникации, причем эти цели могут почти совпадать, а могут и расходиться Целостность текста предполагает единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы подразумевают внутреннюю организованность, структурность и оформленность содержания текста. Целостность языковой формы текста – оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность и т. д. Выделяют три основных типа внутренних текстовых структур: предметно-логическую, характерную для большинства научно-учебных, и официально-деловых текста, «плетеную», характерную для публицистических текста, и свободную образно-ассоциативную, общую для художественных текста. Обычно понятие текст связывается с письменной формой его реализации – в отличие от дискурса, связанного с устной формой речи.
Стилистика текста− одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его (текстовые) единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функц.-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации. С.т.призвана решать две задачи: способствовать лучшему пониманию анализируемых (читаемых) текстов, а также развитию и совершенствованию умений создавать тексты в разных жанрах и стилях (и здесь она сближается со стилистикой кодирования) и их адекватному пониманию и толкованию, т.е. связана с интерпретацией текста (см.) как целого речевого произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|