Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные противопоставления на уровне нормы.




Стилевая структура языка тесно связана с конкретной историей и условиями жизни говорящего на нем народа и поэтому оказывается различной на разных этапах истории. Границы между стилями не могут быть, разумеется, очень жесткими. Так, ораторский стиль может иметь много общего с публицистическим, а к последнему очень близок стиль гуманитарных научных текстов. Публицистический газетный стиль иногда сближается с разговорным. Но если мы установим статистические характеристики этих стилей, то указанные сближения можно рассматривать как сочетания разных стилей в индивидуальной речи. Каждый стиль языка характеризуется определенными статистическими параметрами в отношении лексики и синтаксиса (длины слов и предложений, словообразовательных моделей и синтаксических конструкций).

Нейтральный стиль является как бы фоном для восприятия выраженных стилистических особенностей. Основным его свойством является отсутствие положительной стилистической характеристики и возможность использования его элементов в любой ситуации. Как все на уровне нормы, нейтральный стиль является абстракцией и в индивидуальной речи; в тексте отсутствие стилистически окрашенных элементов может создавать преднамеренную простоту, которая может использоваться со специальным художественным заданием. Нейтральному стилю, т.е. стилю, возможному в любой речевой ситуации, противопоставляются две основные группы: первая из них соответствует неподготовленной заранее речи бытового общения, а вторая – заранее обдуманной речи общения с широким кругом лиц (public speech). Различные стили первой группы обычно называют разговорными, а второй – книжными (в английской стилистике принята иная терминология: спонтанный (non-formal) и неспонтанный (formal), которые, видимо, более точно отражают суть дела. Названия «разговорный» и «книжный» соответствуют происхождению этих стилей: в своей специфике первая группа обусловлена характерными особенностями

бытового диалога, а вторая группа – условиями письменного общения. Однако в настоящее время это деление необязательно соответствует делению речи по типам речевой деятельности на письменную и устную формы речи. Так называемый разговорный стиль широко используется в художественной литературе, а образцы второй группы могут (хотя и с некоторыми модификациями) использоваться в устных формах общения, а для одного из них – ораторского – устная форма является даже основной.

Нельзя, впрочем, считать, что разговорная речь в том виде, как она представлена в художественной литературе, тождественна устной разговорной речи, поскольку наличие специфических задач идейно-художественного порядка влияют на обработку устно-разговорного материала. Точное воспроизведение разговора может попасть в литературное произведение только в порядке исключения. Информация должна подвергнуться компрессии: писатель отбирает только типическое и существенное, освобождая свой материал от всего случайного.

Характерные особенности разговорной речи, как уже было сказано выше, проистекают из условий устного бытового общения. Речь не обдумана предварительно, наличествует прямой двусторонний контакт, преобладает диалог. Используются дополнительные выразительные средства (жест, мимика, интонация). Наличие обратной связи позволяет говорящему не стремиться к большой точности и полноте выражения, он знает, что, если его неправильно поймут, он сразу это заметит и может дополнить или пояснить сказанное. Это обстоятельство, а также стереотипность ситуаций позволяет обходиться меньшим по объему словарем, употреблять многозначные слова и слова широкой семантики, а также пользоваться клише, а в синтаксисе широко использовать неполные предложения. То есть, запускается механизм языковой экономии.

В разговорном стиле принято различать три разновидности: литературно-разговорный, фамильярно-разговорный и просторечие. Две последние имеют еще региональные особенности, а также особенности, зависящие от пола и возраста говорящего. Некоторые лингвисты полагают, что просторечие не может рассматриваться как функциональный стиль, т.к. стиль предполагает выбор, а пользующийся просторечием выбора не имеет, а говорит так потому, что иначе говорить не умеют. В действительности дело обстоит иначе: нередко люди с одними собеседниками пользуются просторечием, а с другими – литературно-разговорным. Таким образом, они употребляют просторечные формы не потому, что не знают других, а потому, что эти формы употребляют их товарищи по работе. Кроме того, иногда говорящие намеренно употребляют просторечные формы, подчеркивая таким образом свою демократичность.

Группа книжных стилей включает научный, деловой (или официально-документальный), публицистический (или газетный), ораторский и возвышенно-поэтический. Эта группа книжных стилей не имеет территориальных особенностей и является общенациональной и более традиционной, чем разговорная группа. Высказывание обдумано или в процессе его составления, или при устной форме передачи, подготовлено заранее. Синтаксис и лексика отличаются разнообразием и точностью, что необходимо ввиду отсутствия или недостаточности обратной связи.

Вопрос о том, существует ли особый функциональный стиль художественной литературы, является спорным. Поскольку в художественной литературе мы имеем дело с языком только на уровне индивидуальной речи и каждое художественное произведение имеет собственную норму, то можно отрицать существование функционального стиля художественной литературы. Литературная норма нейтральна и используется в художественной литературе в разных сочетаниях с различными функциональными стилями.

Разумеется, что отрицание литературно-художественного стиля не означает отрицания литературоведческой стилистики со специальными задачами, отличными от задач лингвостилистики. Такая литературная стилистика занимается той частью содержания сообщения, которая касается говорящего, его эмоций, отношения к ситуации с чисто литературными характеристиками произведения.

 

Экспрессивные стили.

Наряду с функциональными стилями современная наука выделяет экспрессивные стили, которые классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия. К экспрессивным стилям относятся:

- торжественный (высокий, риторический);

- официальный,

- фамильярный (сниженный),

- интимно-ласковый;

- шутливый (иронический);

- насмешливый (сатирический).

Этим стилям противопоставлен нейтральный, т.е. лишенный экспрессии.

Основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски является оценочная лексика. В ее составе можно выделить 3 разновидности:

1. Слова с ярким оценочным значением. Это слова-«характеристики» (предтеча, провозвестник, первопроходец, брюзга, пустомеля, разгильдяй), а также слова, содержащие оценку факта, явления (предназначение, делячество, очковтирательство, дивный, напакостничать и т.д.).

2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом (переносном) употреблении. Так, о человеке можно сказать тюфяк, шляпа, дуб, слон, орел, кремень; в переносном значении употребляются глаголы шипеть, грызть, пилить, копать, зевать и т.д.

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: как положительные, так и отрицательные эмоции (сыночек, лапочка, солнышко, бабуля, детина, казенщина).

Русский язык богат лексическими синонимами, которые контрастируют по их экспрессивной окраске, н-р:

 

Стилистически

нейтральные сниженные высокие

 

лицо морда лик

препятствие помеха преграда

плакать реветь рыдать

бояться трусить опасаться

прогнать выставить изгнать

Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы (т.е. слова в переносном значении: сравнение, эпитет, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия и др.), получают яркую экспрессию: гореть (на работе), падать (от усталости), летящая (походка), голубая (мечта). Окончательно определяет экспрессивную окраску слова контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные, высокая лексика в иных условиях приобретает ироническую окраску. Например:

1. - Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (торжественная окраска).

2. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа, так сказать, на честное слово (презрительная окраска).

В экспрессивных стилях широко используются и синтаксические средства, усиливающие эмоциональность речи. Русский язык обладает огромными выразительными возможностями. Это и разные типы односоставных и неполных предложений, и особый порядок слов, и вводные конструкции, и слова, грамматически не связанные с членами предложения. Среди них выделяются обращения, которые способны передать большой накал страстей, а в иных условиях – подчеркнуть официальный характер речи. Ср. пушкинские строки:

Питомцы ветреной Судьбы,Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

 

и обращение В.В. Маяковского:

Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство!

 

Риторический вопрос: одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью. Риторический вопрос содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар? (М.Ю. Лермонтов).

Особую экспрессивность речи придают тропы (от греч. tropos – слова, употребленные в переносном значении:

- метафоры: Земля – корабль. Но кто-то вдруг В сплошную гущу бурь и вьюг Ее направил величаво. С.Есенин.

Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком... С. Есенин.

- эпитеты: Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. С.Есенин.

- метонимии: А город подумал: ученья идут... (из песни) (город – т.е. жители города).

- аллегории: Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет.

- гипербола (преувеличение): чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления: Человек-исполин.

- литота: троп, противоположный гиперболе. Это образное выражение, содержащее художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Содержится в народных сказках: мальчик-с-пальчик, избущка на курьих ножках, мужичок с ноготок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...