А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения
Гипотеза: межличностные отношения будущих специалистов – педагогов зависят от их индивидуально-психологических особенностей (типа темперамента, способности к эмпатии, уровня общительности), проявляющихся в педагогическом общении. Задачи: 1. Изучение теоретико-методологического аспекта межличностных отношений в педагогической деятельности. 2. Изучение индивидуально – психологических особенностей межличностных отношений, складывающихся в педагогическом общении (на примере студентов МИПФ, в период прохождения ими педагогической практики). 3. Проведение опытно-экспериментальной части исследования. Для реализации выделенных задач, нами были отобраны следующие методы исследования – проведение тестирования с использованием следующих методик: 1) Тест – опросник Айзенка – предназначен для изучения типа темперамента. 2) Определение способности будущих педагогов к эмпатии. 3) Оценка уровня общительности учителя (по В.Ф. Ряховскому). При проведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых – студентов четвёртого курса инженерно-педагогического факультета, в количестве 32 человек, в процессе прохождения ими педагогической практики.
Глава 1. Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении
1.1 Научно-методологические подходы к изучению общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называется общением.
Необходимость общения людей обусловлена: во-первых, обязанностью совместного участия в деятельности, овладение своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективах; во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям; в-третьих, потребностью человека в удовлетворении контактных потребностей. Общение – одно из важнейших понятий в психологии. Вне его нельзя понять и проанализировать процесс развития человека как личности, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. Общение – одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. Общение – неотъемлемая часть социального бытия людей, средство формирования и функционирования их сознания. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. В процессе общения людей выявляется сходство и совпадение их интересов, представлений и вырабатывается систематизированное мировоззрение – идеология. Общение – важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельных индивидов или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. Это объясняется, прежде всего, функцией информативности, которая присуща процессу взаимодействия людей. Общение – это своего рода социальная потребность человека как разумного существа, как носителя сознания. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека и таким образом эта информация служит средством межличностной настройки. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии пищи. У человека содержание общения шире, чем у животных Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки. Общение человека многопредметно, оно разнообразно по своему содержанию.
Содержательная сторона общения может быть представлена как совокупность следующих составляющих: · Материальное общение – люди обмениваются предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их потребностей и условием их индивидуального развития. · Когнитивное общение – происходит обмен знаниями, навыками, умениями, что способствует интеллектуальному развитию и формированию научного мировоззрения. · Кондиционное общение – это взаимовлияние людей, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психологическое состояние. Такое общение создаёт состояние психологической готовности к обучению, формулирует установки для оптимизации других видов общения и тем самым способствует интеллектуальному и личностному развитию человека. · Мотивационное общение – передача друг другу побуждений, установок, готовности к действиям в определённом направлении, что приводит к формированию установок к действиям. · Деятельностное общение – связано с различными видами трудовой, познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи информации, расширяет кругозор, развивает способности человека. [7, 93]
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и другое. Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и др. У человека количество целей увеличивается. В них, кроме перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и др. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и др. Первое из них необходимо для поддержания, сохранения и развития организма, удовлетворения основных органических потребностей. Второе предназначено для развития межличностных контактов, установления интерперсональных отношений, формирования личности. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, государства в целом. Не менее существенны отличия средств общения. Последнее можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного живого существа к другому. Например, информация может предаваться с помощью прямых телесных контактов. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств.
У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи, передачи и хранения информации. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как: · материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); · когнитивное (обмен знаниями); · кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); · мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); · деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По средствам общения может быть: · Непосредственное общение – исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу от природы: руки, голова, туловище и т. п. · Опосредованное общение – связанно с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, камень и т. д.), или культурные (знаковые системы, печать, радио и т. п.). · Прямое общение – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей и т. д. · Косвенное общение – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, т.е. интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении. Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в парах или группах, постоянных по составу. Оно предполагает известную психологическую близость партнеров; знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Массовое общение – множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникации, опосредованные различными видами массовой информации (театральный спектакль, литературные вечера). Выделяют межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевого общения его участники могут быть рассмотрены как носители определенных социальных ролей (учитель-ученик, покупатель-продавец, отец-сын и т.п.). Выполняемая в данный момент роль определяет то место, которое занимает человек в системе общественных отношений. Поведение человека во многом определяется той социальной ролью, которую он исполняет. Но многое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от сложившихся традиций. Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Существуют разные точки зрения стоит ли выделять отдельно педагогическое общение от педагогической деятельности. Одни считают, что общение неотделимо от деятельности, а другие, в том числе и мы, считают, что возможно, самостоятельное существование общения как самоцельного сопряжения духовных миров расположенных друг к другу людей, когда люди общаются ради самого общения, для взаимообогащения духовными ценностями. [9, c26]. В дальнейших наших исследованиях будем исходить из того, что педагогическое общение имеет право на отдельное существование как обмен ценностями между учителем и учеником, и не обязательно по поводу урока и учебных дел. Педагогическое общение – это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между учителем и родителями, учителем и директором школы и др., направленное на создание благоприятного психологического климата. Далее мы в основном будем рассматривать педагогическое общение типа учитель – ученик. В профессиональные знания учителя входит также представление о строении общения: 1. коммуникативные задачи, которые ставит учитель (мотивационная сфера общения). Сегодня можно выделить достаточно широкий спектр таких задач: - это взаимообмен информацией; - взаимопознание, взаимокоррекция поведения; - мобилизация резервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы проявились наиболее сильные и яркие стороны и учащихся и самого учителя; - взаимодействие (интеракция) и организация совместной деятельности участников; - самовыражение личности учителя и учащихся; - взаимная удовлетворённость всех участников общения. В целом педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. 2. Способы общения, т. е. выразительные средства, стили общения, этапы общения, позиции, роли, маски в общении (операционная сторона общения). В качестве этапов педагогического общения называют следующие: 1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап); 2) начало и организация непосредственного общения с классом; 3) дальнейшее управление общением в развивающемся педагогическом процессе; 4) анализ осуществлённого общения и прогнозирование нового в предстоящих видах деятельности. Следующей особенностью педагогического общения являются стили руководства, характерные для данного учителя. Напомним широко описанные стили руководства. ü Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении. Данный стиль наиболее удачно подходит для педагогического общения, т.к. у учеников развивается чувство ответственности, желание работать не пропадает, даже в отсутствии учителя. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба, пожелание, тон речи дружественный, товарищеский, характер спокойный, приветливый, требования на уроке выстраиваются в зависимости от возможностей учащихся. ü Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жёсткий контроль, не обосновывает свои действия перед учащимися. Главными методами воздействия являются приказ, поучение. Общается с детьми командами, речь лаконичная, частая злость, быстро заводится, очень редко хвалит. Учитель не стремится изучить психологические особенности, не обращает внимания на реакцию детей, дети его боятся. Требования завышаются, не зависимо от возможностей и условий. Результаты обучения могут быть высокими, но у ребёнка не рождается творчество. В классе плохой микроклимат. ü Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Речь торопливая. Учитель не кому не мешает. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Практика показывает, что наиболее продуктивный стиль педагогического общения – это смешенный, т.е. в педагоге должны в меру сочетаться все перечисленные стили, в зависимости от ситуации. 3. Самоанализ учителем хода и результатов общения. Можно выделить особенности оптимального педагогического общения: по задачам – широкий спектр коммуникативных задач; открытая атмосфера для учащихся, а не преобладание самодемонстрации учителя; по средствам – преимущественное использование организующих воздействий учителя; преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными, воздействий в положительном эмоциональном тоне над воздействиями, отрицательно окрашенными; наличие обратной связи от ученика, чередование учителем разных позиций в общении; по результату – раскрытие резервов личности, удовлетворение всех участников общения, педагогический такт. Педагогическое общение направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создаёт учитель для развития личности ученика. Педагог должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии и даже любви между ними; совершенство во владении психологическими технологиями и техниками; опыт, сочетаемый с творческим началом во взаимосвязях и отношениях. Педагогическое общение имеет свою структуру, т.е. этапы, которые учитель должен соблюдать при построении эффективного взаимодействия с учениками. 1 этап. Прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с классом (особенности класса, характер познавательной деятельности, вероятности затруднения, динамику работы). Данный этап должен включаться в подготовку учителя к уроку. 2 этап. Организация непосредственного общения. Особенно важен начальный момент общения, необходима коммуникативная атака – быстрое включение детей в общение, для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и взаимодействия. 3 этап. Управление общением в ходе педагогического процесса. Учитель должен уметь поддерживать инициативу школьников на уроке, организовывать диалоговое общение, корректировать свой замысел с поправками на реальные условия, управлять вниманием обучающихся. 4 этап. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование её на предстоящую деятельность. Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения: 1) общение педагога с отдельными учащимися; 2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; 3) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т.п. Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Рассмотрев сущность общения, его цели, содержание, средства, типы и виды следует рассмотреть и функции общения. По своему значению общение многофункционально. В разных классификациях обычно выделяется три основных группы функций: 1. Когнитивная, связанная с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга; 2. Аффективная, направленная на формирование межперсональных взаимоотношений; 3. Регулятивная, состоящая в управлении и координации каждым участником общения собственного поведения и поведения других, а также в организации совместной деятельности. Так же выделяют и другие функции общения это: 1.Прагматическая (связующая) – общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности (невыполнение этого условия – разрушение совместной деятельности, например, Вавилонская башня). 2.Формирующая функция выступает как условие формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. (В ходе развития внешние опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка). 3.Подтверждающая функция, смысл ее в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У.Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". 4. Функция организации и поддержании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых), для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных по своему знаку. Эмоциональные отношения к другому человеку практически всегда могут быть выражены в терминах "симпатии – антипатии", "нравится – не нравится". Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения. 5. Внутриличностная функция. В данном случае общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения". Для определения сущности общения важным оказывается развиваемая представление о функциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: · Коммуникативный · Информационный · Гностический (познавательный) · Регулятивный. Б. Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента. В настоящее время распространённым является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следует отметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. · Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией; · Интерактивная – регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения; · Перцептивная реализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику. - общение – это не просто обмен или движение информации, а отношение двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом; - обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения; - коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одном языке; - для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1) процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существование различных уровней передачи информации. Обратная связь в межличностном общении. Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются. Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения. Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения – механизм обратной связи. Таким образом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Обратная связь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвенной обратной связи. В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Такая обратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и отношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняет процесс общения. Коммуникативные барьеры. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своих предпочтений, привычек, пристрастий. Зависимость адекватного восприятия информации связана с наличием или отсутствием коммуникативных барьеров в общении. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет первоначальный смысл, или же вообще не поступает к реципиенту. Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурных различий и барьеров отношения. I. Барьеры непонимания. Есть несколько причин их возникновения. 1. Из-за погрешностей в самом канале передачи информации – фонетическое непонимание. Оно возникает: а) когда участники общения говорят на различных языках и диалектах; б) имеют существенные дефекты речи и дикции; в) искажают грамматический строй речи; г) невыразительная быстрая речь-скороговорка; д) речь с большим количеством слов-паразитов. Пример: дети, создающие свой язык, малопонятный взрослому. 2. Семантический барьер непонимания – различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг). (Термин "тезаурус" – обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы). Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых имеет свое "поле значений", характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений или выражений. По-разному понимается смысл ценностей (красота, приличие, справедливость, долг и т.п.) в разных микро-культурах. Каждая среда имеет свой мини-язык общения – воровской сленг, подростковый, студенческий и т.п. Все это может затруднять процесс общения, создавая семантический барьер. Отсюда: важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми на "их языке", не провоцируя собственной специфической речью возникновения семантических барьеров. 3. Стилистический барьер непонимания – возникает: а) при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения; б) стиля речи и актуального психического состояния реципиента. Нельзя принять критическое замечание, если оно высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере. 4. Логический барьер непонимания – когда логика рассуждений коммуникатора или слишком сложна для восприятия реципиента, или кажется ему неверной. В психологическом плане можно говорить о наличии множества логик и логических систем доказательств: мужская – женская – детская и др. II. Барьеры, связанные с социально-культурными различиями. Они могут быть а) социальные, б) религиозные, в) профессиональные. Эти различия могут приводить к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, возраста. Например, наибольшее значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предполагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью ("яйца курицу не учат"). III. Барьеры отношения – чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое переносится и на передаваемую им информацию. Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определённых целей. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информации, но и, главное, организацию совместных действий, а следовательно, вырабатывает их формы и нормы. Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акте общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения человека. В процессе межличностной перцепции мы, по славам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения. Стороны общения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции: 1. Активационная – побуждение к действию; 2. Интердиктивная – запрещение, торможения («нельзя-можно»); 3. Дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т.д., и четыре основные функции общения: 1) Инструментальная – координация деятельности путём общения; 2) Синдикативная – создание общности, группы; 3) Самовыражения; 4) Трансляционная функция – очень важна в педагогическом общении, т.к. лежит в основе обучения личности. Более детальный анализ функций общения позволяет выделить контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Корпенко). В 1960 году Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи: 1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) – отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!»). 2. Конативная – побуждение адресата к действию, просьба, приказ. 3. Референционная (когнитивная, денотативная) – выражение мысли. 4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого. 5. Фактическая – поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живёте?»). 6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания. Несколько иначе к определению речевых функций подошел М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына, он выделил семь функций речевого поведения: § Инструментальная (удовлетворение материальных потребностей); § Регулирующая (контроль поведения окружающих); § Взаимодействие (поддержание контакта); § Личная (самопредъявление); § Эвристическая поисковая (почему?); § Воображаемая (внутренний мир); § Информативная (сообщение новой информации). Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия. Общая характеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения (речи), предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта: o Средство выражения – звуковое или письменное общение; o Коммуникативность – наличие или отсутствие партнёра, и в случае наличия – либо непосредственную, либо опосредованную коммуникативность – через третье лицо. o Ориентированность – переходность (один говорит, другой слушает) или взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают). o Квантификативность – определяет количество слушателей и, соответственно даётся характеристика воспринимающей стороны. o Контактность – наличие или отсутствие собеседника в поле зрения. Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: q Контактность; q Ориентированность; q Направленность; q Семиотическая специализация; q Психологическая динамика. А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения - личностно ориентированное общение - социально ориентированное об
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|