Глава. 1. Развитие конфликтологии как науки
Стр 1 из 24Следующая ⇒ ГРОМОВА Ольга Николаевна КОНФЛИКТОЛОГИЯ Ответственный за выпуск - к.э.н. Афанасенко А.К. Корректор - Липатова Н.В. Компьютерная верстка - Надворский И.С.
Подписано в печать 3.01.2000 г. Формат 84х108 1/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Объем усл. печ. л. 10. _______Тираж 7000 экз. Заказ № 531.______ Налоговая льгота - Общероссийский классификатор продукции OK-005-93-953000 ^^^ЛР № 065212 от 09.06.1997 г. Издательство «Экмос» 113035, г. Москва, центр, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5 m Владимирская книжная типография 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7
Введение. 3 Глава. 1. РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 4 1.1. История конфликтологии. 4 1.2. Современные теории конфликтов. 7 Глава 2. Основные понятия конфликтологии. 13 2.1. Понятия конфликта и конфликтной ситуации. 13 2.2. Виды, функции и границы конфликтов Виды конфликтов. 17 2.3. Объективные причины конфликтов в организациях. 25 Глава 3. Личностные особенности возникновения конфликтов. 31 3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ.. 31 3.2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ», ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.. 41 3.3. ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ.. 44 Глава 4. ГРУППОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 57 4.1.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ГРУППАХ.. 57 4.2. Конфликты при формировании коллективов. 63 4.3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВОВ.. 65 Глава 5. КОНФЛИКТЫ И ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 75 5.1. ВЛАСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ.. 75 5.2. ВЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОВ.. 80 5.3. ВЛАСТЬ КАК РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ.. 82 Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.. 95 6.1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА.. 95
6.2. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ.. 98 6.3. ПРИЕМЫ ВЫХОДА ИЗ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ.. 100 Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ.. 115 7.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ.. 120 7.3. ПЕРЕГОВОРЫ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.. 127 Глава 8. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 135 8.1. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ.. 136 8.2 КПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.. 143 8.3. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 146
Введение
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев. Конфликты в жизни отдельных людей и общества в целом играют значительную, чаще негативную роль, вызывая большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов и др. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. Однако конфликты выполняют и некоторые позитивные функции. С развитием рыночных условий и внедрением конкурентных отношений в РФ значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуации, которая при неправильном управлении может перерасти в серьезный конфликт. Деятельность отечественных организаций, практика работы зарубежных фирм показывает, что современным руководителям и специалистам необходимы знания и навыки в области конфликтологии, управления и профилактики конфликтов. Поэтому представляет научный и практический интерес изучение основ конфликтологии, классических исследований и современных достижений в области развития конфликтологии, возможностей применения полученных знаний на практике при управлении организациями.
Конфликты определяются природой человека, спецификой деятельности организации. По мнению автора, в организациях нет возможности и необходимости устранить конфликты полностью, однако целесообразно снижать уровень конфликтного противостояния сотрудников путем грамотного построения системы управления и профилактики конфликтов. Данная точка зрения нашла отражение при написании книги в виде курса лекций. Цель издания данного курса заключается в рассмотрении современного состояния и развития конфликтологии как науки, изложении основных составляющих конфликтов, систематизации сведений о конфликтах в организациях, методах управления конфликтами и Предупреждения их. Книга построена как учебное пособие, которое может быть использовано для чтения лекций при подготовке студентов и в системе послевузовского образования, для самостоятельного изучения конфликтологии или отдельных ее разделов, а также в качестве справочника руководителей и специалистов организаций. Учебное пособие состоит из восьми глав. В первых четырех главах рассматриваются основные понятия конфликтологии: история конфликтологии, виды и функции конфликтов, объективные и субъективные причины возникновения конфликтов, значение личностной и групповой составляющих в возникновении конфликтов. В пятой главе нашло отражение раскрытие вопросов власти как объекта конфликта. Шестая глава посвящена последствиям участия личности в конфликте, которые иногда выступают и их причинами, — стрессам, испытываемым личностью. В седьмой и восьмой главах представлены методы управления и профилактики конфликтов в организациях. В седьмой главе предпринята попытка обобщения ряда методов управления конфликтами и выделены отдельно переговоры как универсальный, но достаточно сложный метод урегулирования возникших конфликтов. В восьмой главе раскрываются современные тенденции управления персоналом и управления организацией как действенные факторы профилактики конфликтного взаимодействия на длительную перспективу. В частности, представлены разработки автора по стратегии управления персоналом, управлению компетенциями сотрудников, внедрение которых повышает самооценку специалистов, позволяет сблизить ожидания организации и возможности специалистов, что уменьшает объективные причины возникновения конфликтов.
Каждая глава открывается списком ключевых слов. В основном тексте ключевые слова выделены жирным шрифтом; их толкование приводится в конце главы. В книге много примеров, без знакомства с которыми трудно получить полное представление о предмете «Конфликтология». Примеры, приведенные в тексте, выделены курсивом. После основного текста главы представлено ее краткое содержание и список вопросов для повторения и обсуждения. Предлагаемые для обсуждения практические ситуации (мини-кейсы) иллюстрируют рассматриваемые в главе проблемы и дают возможность применить теоретические концепции к реальным ситуациям. Все приведенные в книге ситуации взяты из практики, но фамилии и названия организаций изменены. Глава завершается списком литературы для того, чтобы читатель мог получить дополнительную информацию по заинтересовавшим его вопросам. Предлагаемая книга является обобщением многолетнего опыта преподавания автором дисциплины «Конфликтология» в Государственном университете управления студентам, в системе послевузовского образования, консультационной деятельности.
Глава. 1. РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ
Цели главы: • представить краткий обзор истории развития конфликтологии; • рассмотреть современное состояние и тенденции развития теорий конфликтов; • показать взаимосвязь конфликтологии с другими науками о поведении человека. Ключевые слова: конфликтология, противоречие, управление персоналом, организационное поведение.
История конфликтологии
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Проблеме конфликтов и конфликтного взаимодействия посвящено множество работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Проблемы конфликтов и конфликтных ситуаций интересовали всегда ученых, философов, общественных деятелей. Любая философия, мировые религии оперируют понятиями конфликта сил добра и зла, порядка и хаоса. Историки пытаются выявить причины возвышения и падения государств, глубоких кризисов и длительных расцветов в жизни отдельных народов. Несмотря на значительный интерес и длительную историю, до настоящего времени общепризнанного определения понятия «конфликт» пока не сложилось, а может быть, и не появится в будущем, поскольку слишком разные явления попадают под данную категорию. Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Древнегреческий философ Анаксимандр (ок. 610 - 547 гг. до н.э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ-диалектик Гераклит (ок. 530 - ок. 470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, — это война — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим — людьми, одних она сделала рабами, других — свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. В средние века Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства. В период эпохи возрождения известные гуманисты выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: T.Mop, Э.Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон. Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э.Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561 - 1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
В XVIII - XIX веках с резкой критикой вооруженных конфликтов начинают выступать английские демократы (Д.Пристли), французские просветители (Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер), немецкие философы (И.Кант, ГГегель). Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 - 1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, — с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты. Проблеме борьбы за существование посвящены исследования английского биолога Чарльза Дарвина (1809 - 1902 гг.), который предложил теорию эволюции. Главная идея Ч.Дарвина, изложенная в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», состояла в том, что развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Ч.Дарвин выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни. В дальнейшем взгляды Ч.Дарвина получили развитие в различных областях научных исследований, в том числе в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. Так, польско-австрийский юрист Людвиг Гумплович (1838 - 1909 гг.) — представитель социального дарвинизма — выдвигал следующие взгляды на природу социальных конфликтов: • конфликты являются сущностью исторического прогресса; • дифференциация общества на господствующих и подчиненных — явление вечное; • конфликты способствуют единству общества, возникновению более широких объединений. В настоящее время идеи Л.Гумпловича находят мало последователей, но отдельные из этих положений оказываются продуктивными при решении современных проблем. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, определили их значение для совершенствования социальных систем. Разработка проблем конфликтов осуществлялась различными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины, что конфликты имеют важное значение в жизни общества и необходимы теоретические исследования в этой области. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858 - 1918 гг.) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Г.Зиммель считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации. Основные положения, характеризующие теорию Г.3иммеля, состоят в следующем: • чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть; • чем сильнее острота конфликта, чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность деспотичной централизации конфликтных групп; • чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтующих групп; • чем меньше острота конфликта, чем более социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого; • чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы; • чем менее остры конфликты и чем они чаще, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт; • чем продолжительнее и менее остры конфликты между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти. Положения, предложенные Г.Зиммелем, представляют собой достаточно стройную теорию, которая объясняла явления социальной жизни, показывала то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, включая и организации. Г.Зиммель утверждал, что интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, принадлежность к которой защищает личность. Кроме того, острота конфликтного взаимодействия между группами ведет к сплачиванию внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения. На основе данной теории возникло научное направление, разработавшее методы разрешения реалистических конфликтов на основе отыскания общего ценностного консенсуса, равновесия. Методы использовались профсоюзными организациями, правительственными учреждениями, политическими движениями по поиску «национального согласия», особенно в 6070-х годах XX века. Большой интерес среди конфликтологов конца XIX в. - начала XX в. вызвала социологическая теория Карла Маркса (1818 - 1883 гг.), которая представляет собой достаточно стройную систему теории конфликтов. На всех уровнях познания общественных процессов марксизм признает социальные конфликты, коллизии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой классовой борьбы и как неизбежные явления общественной жизни. С точки зрения К.Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента: производительные силы; производственные отношения; политическая надстройка; формы общественного сознания. Определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия этих элементов и составляет основу общей социологической теории марксизма. Ошибочность выводов в соответствии с этой теорией состояла в том, что ее авторы считали возможным в будущем, после уничтожения частной собственности на средства производства, создать условия для ликвидации антагонистических отношений как базы социальных конфликтов. В результате революционных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов и будет создано бесконфликтное общество. Таким образом, на рубеже XIX -XX вв. теоретический интерес к теории конфликта был.очевиден. Основными идеями, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время, являются следующие: • конфликт является нормальным социальным явлением, природе самого человека присущи биологические, психологические, социальные и др. факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации; • конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни, способствует утверждению общезначимых социальных норм и ценностей; • противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, которое вызывает всевозможные трения, коллизии, конфликты; • существует зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторонами жизни общества и конфликтными ситуациями, возникающими в результате этих изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|