Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежные доходы населения Денежные расходы населения




Оплата труда Покупка товаров и оплата услуг

Доходы от собственности (проценты, Обязательные платежи и

дивиденды и т.п.) добровольные взносы

Поступления из финансовой системы Накопление сбережений во

(различные кредиты) вкладах и ценных бумагах

Трансферты (пенсии, стипендии, Покупка жилых помещений

пособия, страховые возмещения и т.п.) Расходы на приобретение

Прочие (от продажи валюты, теневые, иностранной валюты

переводы и аккредитивы и т.п.) Деньги, отосланные по переводам

и аккредитивам

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-)

 

В статистической практике различают номинальные и реальные доходы.

Номинальные – это доходы, полученные на руки и рассчитанные в ценах текущего периода. Реальные доходы зависят от темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения индекса цен. Обычно рассчитывают индекс реальных доходов:

 

 

где - индекс номинальных доходов (отношение НД отчетного периода к НД базисного периода); - сводный индекс потребительских цен (дефлятор).

 

3.

Таким образом, с помощью индекса потребительских цен в РБ измеряется изменение реальной величины денежных доходов населения. А поскольку на сегодняшний день пока характерным является повышение цен, а не их снижение, то можно сказать, что данный индекс используется в республике прежде всего при принятии решения о необходимости индексации доходов населения. Индексации подлежат доходы населения, получаемые из госбюджета. Во внебюджетной сфере повышение денежных доходов населения осуществляется обычно путем компенсации – прямого пересмотра ставок и окладов при заключении трудовых договоров с учетом принятых нормативных документов в стране.

Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции.

Инфляция – это обесценивание денег (и соответственно, доходов). Инфляция может быть скрытой и открытой. При скрытой инфляции цены постоянны, существует дефицит товаров и отложенный спрос. При открытой инфляции освобождаются цены и растут расходы. (Для данного периода развития нашей экономики характерной является открытая инфляция). Инфляция измеряется с помощью индекса инфляции, который определяется как произведение индекса розничных цен и индекса скрытой инфляции. В свою очередь, индекс скрытой инфляции определяется по формуле:

 

 

где - прирост неудовлетворенного спроса; Т - базисный товарооборот. Прирост неудовлетворенного спроса = С - С, где С и С – это сбережения населения отчетные и базисные, а - индекс розничного товарооборота.

Индекс скрытой инфляции по-другому называется индекс отложенного спроса. Он может быть также получен как отношение индекса денежных доходов населения к индексу товарооборота и услуг.

Индекс потребительских цен характеризует изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, условно приобретаемого населением, то есть «потребительской корзины». (Рассказать) «Потребительская корзина» состоит из 580 товаров и услуг. Для ее составления сначала определяются расходы на питание, исходя из потребления мужчины трудоспособного возраста, занятого механизированным трудом. Затем с помощью коэффициентов устанавливают расходы на питание женщин и детей (ж - 0,994, реб. 8 лет – 0,6.) По всем остальным товарам и услугам потребление определяется по каждому члену семьи отдельно. Информация получается в результате статистического выборочного обследования ДХ за год. По «потребительской корзине» наблюдаются цены и определяется индекс потребительских цен. Он рассчитывается по формуле среднеарифметического индекса цен:

 

где - индивидуальные индексы цен на товары-представители; - количество товаров (услуг) потребительской корзины; - базисные цены.

В качестве базисных принимаются цены, по которым проводилась последняя индексация. По ним определяется стоимость ПК, а затем с помощью индексов розничных цен по товарным группам находят стоимость ПК в ценах отчетного периода. Для расчета индекса розничных цен проводится выборочное наблюдение по сети государственных магазинов. При этом ежемесячно регистрируются цены по 1180 товарам и услугам. Затем на основании полученных данных определяются индивидуальные и среднегрупповые индексы.

Индекс розничных цен рассчитывается по формуле среднегармонического индекса:

 

 

где - стоимость продукции отчетного периода; - индивидуальные индексы цен (могут быть средними по группе).

 

4.

Потребление – это заключительная стадия производственного процесса и начальная стадия его воспроизводства. Потребление сводится к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Конечное потребление отражено в счете использования доходов СНС. Оно включает: 1) потребление ДХ за счет натуральных доходов и денежных средств; 2) потребление населения, находящегося на полном государственном обеспечении; 3) государственные расходы на нужды здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения (кроме расходов на министерства и другие правительственные учреждения этих отраслей); 4) покупки граждан за границей за минусом покупок иностранными гражданами на отечественном рынке.

Различают потребление материальных и нематериальных благ и услуг, а также платное и бесплатное потребление. Платное потребление осуществляется за счет денежных доходов населения. Бесплатное потребление – это потребление населением товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и т.д., потребление лиц, находящихся на полном государственном обеспечении. Платные услуги учитываются по полной стоимости, а бесплатные – по сумме затрат.

Потребление материальных благ и услуг изучается статистикой в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении. В стоимостном выражении этот показатель изучается по фактически сложившимся ценам и структуре продаж. Кроме общего объема потребления определяется душевое потребление.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов.

Индексы потребления определяются по формулам:

а) для одного товара:

 

или на душу населения:

 

 

где - физический объем одного вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

- среднегодовая численность населения в отчетном и базисном периодах;

б) для всех материальных благ:

 

в том числе на душу населения:

 

 

где - физический объем (количество) отдельных материальных благ соответственно и базисном периодах;

- цена материального блага в базисном периоде (или сопоставимая цена).

Общий индекс потребления материальных благ и услуг в отчетном периоде по сравнению с базисным рассчитывается следующим образом:

а) по всему населению:

 

б) на душу населения:

 

где - общий объем потребления материальных благ отчетного и базисного периодов в ценах базисного периода (или сопоставимых);

- общий объем потребления услуг отчетного и базисного периодов в ценах базисного периода (или сопоставимых).

При необходимости динамика потребления материальных благ и услуг в текущих ценах может быть выявлена с помощью следующих показателей:

а) по всему населению:

 

б) на душу населения:

 

 

где - стоимость товаров-представителей или услуг базисного периода в ценах базисного периода;

- стоимость товаров-представителей или услуг отчетного периода в ценах отчетного периода.

Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровнем потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности (Э), которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:

 

 

где - соответственно абсолютное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период; - соответственно среднедушевое потребление и среднедушевой доход (или цена товара) в базисном периоде); - соответственно относительное изменение среднедушевого потребления и среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.

Коэффициенты эластичности потребления от дохода различны для разных продуктов, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, картофель и т.д. Товары, для которых Э 0 называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (0 Э 1), средней (Э 1) и высокой (Э 1).

В целом существует такая закономерность: большей эластичностью отличается непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно высока эластичность у товаров ограниченного спроса: бытовой техники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.) Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля.

Объем и структура потребления зависят также и от ситуации на потребительском рынке, например, от степени насыщенности его отдельными товарами, соотношением цен на них и т.п. Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения (ПСД). Онхарактеризует количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход, и вычисляется по формуле:

 

где ДД - среднедушевой денежный доход; Р - средняя цена i – го товара.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...