Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Понятие и концепция логистической системы




2.1.Основные понятия общей теории систем

 

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В Энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия «система» воспользуемся следующим приемом. Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существуют четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость).Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействую­щих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы — это лишь объек­ты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественны­ми, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной не­обходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информацион­ные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внут­ри системы должны быть более мощными, чем связи от­дельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предпола­гает возможность ее создания. Для появления системы не­обходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. опре­деленную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Нали­чие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, прису­щих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдель­ных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе: между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобран­ной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, к автомобиль, студенческая группа, оптовая база — совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга многие другие привычные окружающие нас объекты тоже являются системами.

Вернуться к содержанию

2.2. Системные исследования в логистике.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно висит от степени подготовленности к нему самих движу­щихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные Стоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводя­щая система. Традиционно эти системы специально не про­ектируются, а возникают как результат деятельности от­ельных элементов (различных предприятий, или же подразделений одного предприятия).

Логистика ставит и решает задачу проектирования гар­моничных, согласованных материалопроводящих (логисти­ческих) систем, с заданными параметрами материальных токов на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками. Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем параграфе.

Первое свойство: система есть целостная сово­купность элементов, взаимодействующих друг с другом. Де­композицию логистических систем на элементы можно осу­ществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти пред­приятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОД­СТВОМ — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Как видим, элементы логистических систем разнокаче­ственные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функ­ционирование каждого из элементов логистической системы.

Второе свойство (связи): между элементами ло­гистической системы имеются существенные связи, кото­рые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологи­стических системах элементы связаны внутрипроизводствен­ными отношениями.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет организа­цию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качества­ми, не свойственными ни одному из элементов в отдельнос­ти. Это способность поставить нужный товар в нужное вре­мя, в нужное место, необходимого качества, с минималь­ными затратами, а также способность адаптироваться к из­меняющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя тех­нических средств и т. п.).

Интегративные качества логистической системы позво­ляют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю сре­ду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возни­кающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма — подъемно-транспортная техника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую инфор­мационную систему. По размерам этот организм может за­нимать территорию завода или предприятие оптовой тор­говли, а может охватывать регион или выходить за преде­лы государства. Он способен адаптироваться, приспосабли­ваться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение логистической системы гла­сит: логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистичес­кие функции. Она, как правило, состоит из нескольких под­систем и имеет развитые связи с внешней средой. В каче­стве логистической системы можно рассматривать промыш­ленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально воз­можной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупа­ются средства производства. Они в виде материального по­тока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логис­тической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Выделение границ логистической системы на базе цик­ла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег».

 

2.3. Классификация логистических систем

Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватыва­ющая предприятия и организации промышленности, посред­нические, торговые и транспортные организации различ­ных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неоди­наковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосу­дарственных программах требует создания единого эконо­мического пространства, единого рынка без внутренних гра­ниц, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подси­стемами, структурными составляющими макрологистичес­ких систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные; комплексы. Микрологистические системы представляют со­бой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные произ­водства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе то­варно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразде­ления внутри фирмы, объединения, либо другой хозяй­ственной системы, работающие на единый экономический результат.

Выделяют три вида логистических систем: логистичес­кие системы с прямыми связями, гибкие и эшелонирован­ные.

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит не посредственно от производителя продукции к ее потреби­телю, минуя посредников.

Эшелонированные логистические системы. В таких си­стемах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Здесь движение мате­риального потока от производителя продукции к ее потре­бителю может осуществляться как [5].

 

Вернуться к содержанию


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...