Финансовое обеспечение социальной сферы
Социальная сфера — это совокупность отраслей экономики, участвующих в той или иной мере в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. В этом процессе задействован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в материальном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего — жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и некоторые другие отрасли и учреждения, определяющие (прямо или косвенно) качество жизни населения. Социальная сфера в значительной степени представлена отраслями непроизводственной сферы. В настоящее время из государственного бюджета финансируются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. В частности, субсидии из государственного бюджета получают организации и предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транспортных услуг населению, услуг связи, благоустройству городов, поселков и других населенных пунктов, содержанию и ремонту дорог и др. Монополистическая структура этих отраслей, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на оказываемые услуги. Однако в перспективе в условиях развития рыночных методов хозяйствования будет осуществляться постепенный переход от бюджетного финансирования названных отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов.
Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и некоторых других, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения в сложной экономической ситуации. Однако с экономической точки зрения эта практика неэффективна. Наличие ряда дотационных хозяйств дестабилизирует экономику, способствует развитию инфляционных процессов. Для обеспечения безубыточной работы предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи необходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что требует приведения заработной платы, а также других доходов населения в соответствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям услуг соответствующих отраслей. Сократив финансирование текущей деятельности предприятий названных отраслей, государство получит возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополнительное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную (непроизводственную) сферу и представляют нерыночный сектор экономики, — образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации (В дальнейшем, при рассмотрении вопросов финансирования социальной сферы, речь будет идти о перечисленных отраслях.). В период перехода к рыночным отношениям, характеризующийся экономическим кризисом и обострением социальных проблем, значительно возрастает роль названных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели.
В большинстве стран Восточной и Центральной Европы в начальный период экономических реформ наблюдался рост государственных социальных расходов, что закономерно для переходного периода. В 1990-е гг. в странах постсоветского пространства также происходило наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Главной причиной этого послужило стремление государства укрепить социальную сферу в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, поддержать наиболее социально незащищенные категории населения. Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение и др. Однако в условиях развития рыночной экономики, в силу объективных законов рынка, услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку традиционные бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться. Это значит, что населению придется из собственных средств частично финансировать затраты по производству соответствующих услуг. Степень участия должна дифференцироваться в зависимости от уровня доходов. Для малообеспеченной группы населения следует предусмотреть снижение участия в финансировании, вплоть до полного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. В софинансировании расходов отраслей социальной сферы могут принять участие учреждения, организации и предприятия других отраслей. Это позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и на этой основе повысить качество оказываемых ими услуг. Таким образом, развитие рыночных отношений потребовало проведения реформ не только в материальном производстве, но и в социальной сфере. До 1990-х гг. в республиках СССР государственный бюджет был практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений. По этой причине социальную сферу называли «бюджетной», непроизводственной.
Порядок бюджетного финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения противоречил новым задачам по включению отраслей непроизводственной (социальной) сферы в рыночные отношения. Это проявлялось в том, что вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений строго регламентировались, хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в отраслях жестко ограничивались, такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Одновременно сокращались возможности дополнительного выделения средств из бюджета, поскольку уменьшалось поступление доходов и нарастал дефицит бюджета. Это происходило на фоне экономического кризиса. Возникла необходимость усилить влияние отраслей непроизводственной сферы на материальное производство, увеличив инвестиции в человеческий капитал. В конце 1980-х гг. руководством страны был разработан и принят документ, определивший основы хозяйствования отраслей непроизводственной сферы. Аналогичные документы, отражающие специфику деятельности учреждений и оказываемых ими услуг, были приняты отраслевыми министерствами СССР (образования, культуры, здравоохранения). Бюджетные учреждения получали право зарабатывать деньги, оказывая платные услуги (по профилю своей основной деятельности). Вместо сметы расходов им разрешалось составлять финансовый план по новой форме — в виде сметы доходов и расходов. В нем отражались все доходы, включая бюджетные и внебюджетные средства, формирующие единый фонд финансовых ресурсов учреждения. Разрешалось создавать стимулирующие фонды, например, фонд производственного и социального развития (фонд развития производства), фонд материального поощрения. Цены на услуги утверждались соответствующими министерствами. Так начиналось формирование современного механизма хозяйствования бюджетных учреждений.
В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития. Развитие платных услуг способствовало созданию соответствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреждений, но и негосударственных формирований, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени сняло нагрузку с бюджета, позволило расширить перечень и объем оказываемых населению услуг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях. Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, будут развиваться три вида финансового обеспечения организаций социальной сферы: а) бюджетное; б) бюджетно-хозрасчет-ное (смешанное); в) хозрасчетное финансирование, осуществляемое исключительно за счет собственных средств субъектов хозяйствования. При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета. Одновременно требуется разработать механизм компенсации расходов по оплате услуг социального характера малообеспеченной группе населения. Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы Большинство учреждений и организаций социальной сферы находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, и их распределения между бюджетами, территориями, а также отдельными учреждениями. Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений — школ, больниц, библиотек, клубов, т.е. индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства — отделов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому (в унитарных государствах) или федеральному (в федеративных государствах) бюджету.
Базой для планирования являются показатели, дифференцирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждение); б) обслуживаемого контингента (например, учащегося); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию предшествует этап расчета данных показателей. Планирование расходов осуществляется в разрезе предметных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновременно — с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе получателей бюджетных средств. Для защиты социальных гарантий граждан в ряде государств устанавливаются единые социальные стандарты: единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы; величина прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; объем и качество услуг учреждений образования, здравоохранения и др. На основе социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы. В ряде стран практика бюджетного планирования предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам. С этой целью определяется особый показатель, на основе которого рассчитывается объем финансирования — норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя. Принимая во внимание различия в уровне доходной базы местных бюджетов, в республиканском (в унитарных государствах) или федеральном (в федеративных государствах) бюджете предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего норматива. Сметно-бюджетное финансирование — это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности. Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, являющуюся особой формой финансового плана, в которой отражается односторонний характер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов. Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах: • финансирования расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные цели и мероприятия; • предоставления бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами. Имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности. Однако в условиях инфляции нормы перестают отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов. Требуется механизм корректировки, обеспечивающий точность расчета затрат, необходимых для деятельности учреждений; • финансирования по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения, служит интересам учреждений и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства. При невыполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается. Внебюджетные источники финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, другой предпринимательской или коммерческой деятельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, общественных организаций, пожертвований. Если источниками доходов являются хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы используются в особом порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|