Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 42.Понятие и общая характеристика юридических коллизий.




Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Возникают следующие группы коллизий:

Ø между нормами права, нормативно-правовыми актами

Ø коллизии в правотворчестве — дублирование, издание взаимоисключающих актов

Ø между правоприменительными актами

Ø между отдельными полномочиями государственных органов

В юридической практике встречаются следующие виды юридических коллизий:

1. между конституцией и другими актами. В этом случае коллизия разрешается в пользу конституции в силу ее правовых свойств — она обладает высшей юридической силой;

2. между законами и подзаконными актами. Действует тот же принцип приоритета актов большей юридической силы. Коллизия решается в пользу закона;

3. между федеральными актами и актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Но при этом нужно принимать во внимание, в чьем ведении находится вопрос правового регулирования — в ведении федерального центра или субъекта Российской Федерации;

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время. В этом случае применяется позже принятый акт;

5. между актами, принятыми разными органами. Применяется акт, обладающий более высокой юридической силой.

Три вида коллизий:

· темпоральные — расхождение норм права во времени: действуют нормы, принятые в разное время. Разрешаются путем применения более поздней нормы

· иерархические — несогласованность норм разной юридической силы, которые регулируют одни и те же отношения. Разрешаются путем применения нормы с более высокой юридической силой

· содержательные — расхождение между общей и специальной нормой одинаковой юридической силы. Разрешаются путем применения специальной нормы

Причинами возникновения коллизий являются обстоятельства объективного и субъективного свойства.

Среди объективных обстоятельств особо следует выделить:

ü повышенную динамику развития реальных общественных отношений и консервативность права;

ü необходимость дифференцированного регулирования различных отношений;

ü противоречивость повседневной жизни;

ü несовпадение интересов и потребностей различных субъектов;

ü существование правовых актов, принятых в разное время и в разных политических условиях, и т. д.

Среди субъективных обстоятельств необходимо выделить:

ü нечеткость правотворческих полномочий; низкое качество, нескоординированность правотворческой деятельности различных субъектов права;

ü невысокий уровень профессиональной подготовки сотрудников правотворческих и правоприменительных органов;

ü низкий уровень правовой культуры;

ü дезинтеграцию страны;

ü незавершенность правовой реформы;

ü политическую конфронтацию и т. д.

Способы разрешения юридических коллизий — конкретные приемы, процедуры их устранения.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные;

г) если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

— толкования;

— принятия нового акта;

— отмены старого;

— внесения изменений или уточнений в действующие нормативные акты.

Процедуры разрешения юридических коллизий и споров можно условно разделить на две большие группы:

1) Согласительные (для преодоления разногласий) - порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими.

В Российской Федерации применяются следующие виды согласительных процедур:

1.Создание и деятельность согласительных (паритетных) комиссий.

2. Процедура рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации.

3. Использование третейского разбирательства.

 

2) Судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон) - разногласия и коллизии между органами государственной власти РФ и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства.

 

 

Источники:

1) « Теория государства и права: учебник» (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

2) Рассказов Л.П.Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. —

М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование:

Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5090.

 

Вопрос 43. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

Ø фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

Ø определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Пробел и ошибка в праве

В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие «ошибка в праве».

Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

В некотором отношении пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в другом случае законодатель может ошибочно:

ü считать какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию;

ü полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя.

При ошибке в праве законодатель, кроме того:

Ø издает норму, в которой нет необходимости;

Ø решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...