Вопрос 42.Понятие и общая характеристика юридических коллизий.
Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Возникают следующие группы коллизий: Ø между нормами права, нормативно-правовыми актами Ø коллизии в правотворчестве — дублирование, издание взаимоисключающих актов Ø между правоприменительными актами Ø между отдельными полномочиями государственных органов В юридической практике встречаются следующие виды юридических коллизий: 1. между конституцией и другими актами. В этом случае коллизия разрешается в пользу конституции в силу ее правовых свойств — она обладает высшей юридической силой; 2. между законами и подзаконными актами. Действует тот же принцип приоритета актов большей юридической силы. Коллизия решается в пользу закона; 3. между федеральными актами и актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Но при этом нужно принимать во внимание, в чьем ведении находится вопрос правового регулирования — в ведении федерального центра или субъекта Российской Федерации; 4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время. В этом случае применяется позже принятый акт; 5. между актами, принятыми разными органами. Применяется акт, обладающий более высокой юридической силой. Три вида коллизий: · темпоральные — расхождение норм права во времени: действуют нормы, принятые в разное время. Разрешаются путем применения более поздней нормы
· иерархические — несогласованность норм разной юридической силы, которые регулируют одни и те же отношения. Разрешаются путем применения нормы с более высокой юридической силой · содержательные — расхождение между общей и специальной нормой одинаковой юридической силы. Разрешаются путем применения специальной нормы Причинами возникновения коллизий являются обстоятельства объективного и субъективного свойства. Среди объективных обстоятельств особо следует выделить: ü повышенную динамику развития реальных общественных отношений и консервативность права; ü необходимость дифференцированного регулирования различных отношений; ü противоречивость повседневной жизни; ü несовпадение интересов и потребностей различных субъектов; ü существование правовых актов, принятых в разное время и в разных политических условиях, и т. д. Среди субъективных обстоятельств необходимо выделить: ü нечеткость правотворческих полномочий; низкое качество, нескоординированность правотворческой деятельности различных субъектов права; ü невысокий уровень профессиональной подготовки сотрудников правотворческих и правоприменительных органов; ü низкий уровень правовой культуры; ü дезинтеграцию страны; ü незавершенность правовой реформы; ü политическую конфронтацию и т. д. Способы разрешения юридических коллизий — конкретные приемы, процедуры их устранения. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные; г) если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы. Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем: — толкования; — принятия нового акта; — отмены старого; — внесения изменений или уточнений в действующие нормативные акты. Процедуры разрешения юридических коллизий и споров можно условно разделить на две большие группы: 1) Согласительные (для преодоления разногласий) - порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. В Российской Федерации применяются следующие виды согласительных процедур: 1.Создание и деятельность согласительных (паритетных) комиссий. 2. Процедура рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. 3. Использование третейского разбирательства.
2) Судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон) - разногласия и коллизии между органами государственной власти РФ и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства.
Источники: 1) « Теория государства и права: учебник» (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004) 2) Рассказов Л.П.Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5090.
Вопрос 43. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления. Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.
Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве: Ø фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования; Ø определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать. Пробел и ошибка в праве В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие «ошибка в праве». Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах. В некотором отношении пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в другом случае законодатель может ошибочно: ü считать какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию; ü полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя. При ошибке в праве законодатель, кроме того: Ø издает норму, в которой нет необходимости; Ø решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|