Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и протекание конфликтов.




Лекция. Конфликты в педагогическом процессе.

 

План.

1. Возникновение и протекание конфликтов.

2. Педагогическое разрешение конфликта.

 

Возникновение и протекание конфликтов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Конфликт относится к той категории явлений, о которых известно очень много и почти ничего. Конфликты сопровождают человека на протяжении всей жизни и касаются различных ее сторон, начиная от отношений в детстве с родителями и близкими людьми, сверстниками, соседями, воспитателями, учителями до отношений в зрелом возрасте с собственными детьми, учениками, сослуживцами, единомышленниками, друзьями, соперниками и т.д.

Конфликты болезненно переживаются всеми участниками, часто являются причинами стрессов, разрыва отношений, могут вызвать различные психосоматические заболевания, депрессию, породить разного рода комплексы и вообще довести личность до крайности. Поэтому в обществе превалирует негативное отношение к конфликту. Однако в науке (психологии, социологии..., педагогике) в последние годы набирает силу альтернативная точка зрения: конфликт неизбежен в социальных отношениях, он мобилизует интеллектуальные, духовные ресурсы личности и содействует ее развитию. Следовательно, конфликту надо дать возможность вызреть, иногда искусственно обостряя противоречия, затем его разрешить и тем самым поднять отношения или в целом организацию на более высокий уровень.

К педагогическим конфликтам относятся межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком). С одной стороны, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. С другой стороны, педагогические конфликты, отличаются и своими специфическими особенностями:

· всегда задействованы дети;

· последствия конфликта непосредственно отражаются на их личностном развитии, а зачастую и на дальнейшей судьбе выпускников школы;

· сталкиваются интересы, ценности, идеи, функционально-ролевые позиции представителей разных социальных групп;

· основная роль в разрешении конфликта отводится учителю или администрации;

· в конфликт обычно вовлекается достаточно большое число участников, которое в случае затягивания конфликта постоянно растет;

· социально-психологическая зависимость ученика от учителя и др.

Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», а позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

В переводе с латинского языка conflictus означает столкновение противоположных интересов, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор. Конфликт – это всякого рода противоречие между субъектами (в случае внутреннего конфликта человек вступает в противоречие с самим собой ). Противоречие – это рассогласование:

- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

- взглядов и убеждений;

- понимания, интерпретации информации;

- ожиданий, позиций;

- оценок и самооценок;

- знаний, умений, способностей;

- эмоциональных психических состояний;

- целей, средств, способов осуществления деятельности.

 Для возникновения любого конфликта необходимо наличие двух факторов: конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух или более сторон. Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта. Переход конфликтной ситуации в явный конфликт происходит под воздействием определенного толчка (пускового механизма) – инцидента (в пер. с лат. неприятный случай, происшествие). Инцидент – это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт.

 На этапе инцидента конфликт приобретает зримые очертания: происходит разбалансировка взаимоотношений, растёт эмоциональное раздражение, предпринимаются первые робкие, а затем более уверенные шаги отстаивания своей точки зрения. В этот момент субъекты явно обнаруживают свои позиции, считая, что им уже нечего терять, а их слова и действия чётко обозначают противоречие.

Развитие конфликта проходит обычно несколько стадий:

 1.Предконфликтная стадия (существует предпосылка конфликта, напряженность отношений, дискомфорт, возникает конфликтная ситуация – скрытый, потенциальный конфликт).

2. Инцидент (повод к конфликту – «последняя капля», действие одной из сторон, провоцирующее конфликт).

3. Эскалация (дальнейшие действия / противодействия сторон, причем каждая последующая ответная реакция является более острой, нежели предыдущая).

4. Кульминация (вершина напряжения, взрыв).

5. Завершение конфликта.

6. Постконфликтная ситуация (стресс, горечь, чувство обиды или самоутверждение, гордость, опыт).

Конфликты в школе могут возникнуть в следующих ситуациях:

1. Конфликты на почве деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

Конфликты по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Приведём типичный пример:

«Идёт урок математики в 6 классе. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие учащиеся выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков, назовём его Саша, видимо, в чём-то затрудняется при выполнении задания: часто стирает написанное на доске, оглядывается на учеников. Учащиеся выполнили задание и прокомментировали его. Учительница проверяет выполнение заданий мальчиками у доски. Подходит к Саше и говорит: “Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего-то он не знает!” – Саша вспыхнул, зло крикнул: “Ну и учись сама!» - и выбежал из класса. Классному руководителю он объяснил, что ему нечего делать на уроке. Учительница была возмущена такой реакцией ученика: раньше по её словам, он был скромным, тихим и не обращал внимания на такие замечания».

Подобные ситуации на уроках по поводу учебной работы могут привести к полному неподчинению учителю, приобрести характер конфликта. Тогда конфликт деятельности становится конфликтом поведения и отношения, разрешить который значительно труднее, потому что он может принимать групповой характер и учитель остаётся без поддержки учеников.

2. Конфликты на почве поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки при анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызваться различными мотивами.

Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

3. Конфликты на почве отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуации и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников, - в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, несогласные с учителем.

Тяжело переживается учителем конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ученикам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

«Молодая учительница математики работала классным руководителем в 6 классе. С ребятами было, как её казалось, полное взаимопонимание. Она много проводила с ними времени, и часть девочек буквально ходили за ней по пятам, но в классе было больше мальчиков. На вопрос: “Как она привыкает к классу?” – всегда отвечала, что у неё всё в порядке, с ребятами полное взаимопонимание. В декабре она пришла в школу в приподнятом настроении, в учительской сказала, что у неё день рождения. В таком эмоционально приподнятом настроении она пошла на урок в свой класс, ожидая, что ребята заметят её настроение, поздравят её (девочки знали о её празднике). Но ожидания не оправдались, ребята молчали. Учительница начала урок, но когда попыталась писать на доске, мел заскользил (доска была чем-то натёрта). У учительницы резко сменилось настроение, и она рассерженная, обратилась к классу: “Кто это сделал?” В ответ молчание. “ Неблагодарные! Я всё делала для вас, не жалела времени, а вы …” В класс были приглашены администрация школы, родители, и началось выяснение, кто это сделал. Но ребята упорно молчали. Тогда учительница сказала, что в поход они не пойдут. Ребята упорно молчали. После каникул класс стал неуправляемым, и учительница ушла из школы».

Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учительнице, они поняли её неискренность в отношениях с ними и жестоко продемонстрировали своё несогласие с ней.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это даёт возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.

«Урок химии в 7 классе. На последней парте, у двери, сидит подросток. Мальчик неуравновешенный, постоянно отвлекается, крутит в руках календарик, пытается отвлечь соседей, сидящих впереди. Учительница не выдерживает и делает замечание в резкой форме: “Прекрати!” В ответ мальчик спрашивает: “ А чего я делаю?” Учительница: “ Действительно, ты ничего не делаешь! За контрольную работу получил два, дома не учишь, на уроках нарушаешь порядок! И вообще, ты надоел мне своими выходками. Марш домой и чтобы в школе была мать!” Мальчик хватает сумку и с криком “Дура!” выбегает из класса. Мать у мальчика умерла три месяца назад».

Трудно простить учителю такую жестокость по отношению к мальчику, даже учитывая то, что она сделала её неосознанно.

Гуманизация отношений в школе требует от учителей проявлять инициативу в пересмотре своей позиции в конфликтах, а не торопиться обвинять во всём учеников.

Всякая ситуация, поступок или конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Выделяют следующие объективные и субъективныепричины возникновения конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов:

1.Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

2. Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого – учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

3. Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

 4. Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

5. Зависимость ученика от учителя.

6. Необходимость оценивания учащихся учителем.

7. Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

8. Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном заведении, родителями, товарищами и др. людьми.

9. Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

10. Социальная нестабильность и др.

Субъективные причины:

1. Психологическая несовместимость учителя и ученика.

2.Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жестокость, придирчивость и т.д.).

3.Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

 4. Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

5.Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

6 Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

7.Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

8. Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

9. Вынужденная бездеятельность ученика.

10.Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. 11.Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

Дополнительными факторами выступают: преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллектива.

Конфликт- это неизменный атрибут нашей жизни, объективная реальность, данность, от которой нам никуда не деться. Хороши они или плохи, но они были, есть и будут. С этой мыслью человек должен примириться. Бесперспективно и опасно игнорировать зреющий конфликт, закрывать на него глаза и убеждать всех и себя в том, что его нет. При этом конфликт не исчезнет сам по себе, он лишь примет более опасную скрытую, затяжную форму. Отрицание существования конфликта лишает противоборствующие стороны возможности его разрешить. Напротив. Признавая имеющийся конфликт и обнаруживая его корни, причины, участники получают шанс разрешить его и изменить ситуацию к лучшему. Для реализации данного шанса необходимы стремление к разрешению конфликта, знание способов разрешения конфликтов и умение управлять конфликтной ситуацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...