Педагогическое разрешение конфликта.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их взаимоотношений. Авторы методических рекомендаций “О культуре взаимоотношений в конфликтных ситуациях” (Рязань: Издательство РГРТА, 1977) отмечают, что разрешение конфликта во многом зависит от уровня педагогической бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Назовём их сигналами конфликта. Они располагаются в такой последовательности: дискомфорт – инцидент – недоразумение – напряжение - кризис. Дискомфорт – интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить словами это трудно, поэтому следует к интуиции прислушаться (и даже приветствовать её) и спросить себя: “ Могу ли я что-то сделать по этому поводу в данный момент?”. И здесь, возможно, придёт в голову какой-то шаг, который нужно сделать. Инцидент. Какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция и т.д.), которая может вызвать временные раздражения или волнения, однако через несколько дней она нередко забывается. Но это сигнал того, что Вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зародыш конфликта. Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумение, делая ложные выводы из ситуаций, чаще всего из-за недостаточно чёткого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызывается повелительной интонацией, эмоциональной напряжённостью одного из участников, когда его восприятие искажается. Напряжение – такое состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действия, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувства к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами отношения с ним становятся источником непрерывного взаимобеспокойства. Ситуация готова вспыхнуть от первой искры и быстро перерасти в конфликт.
Кризис. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным в своём воображении, а иногда на самом деле, на крайности. Наши чувства являются хорошим индикатором конфликтной ситуации, но только достаточное знание способов разрешения конфликта поможет нам выйти из сложной ситуации. Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть универсального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учётом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив в нём ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях. Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение. От умения видеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия. Учитель обнаруживает конфликт, фиксируя изменения отношения учеников (по вербальному или невербальному проявлению). Мимика, пластика, речь ребёнка, его поведение, отдельные действия (равно как и бездействие) – всё может стать информацией об изменении отношения. Здесь нет и не может быть мелочей, так как первые проявления конфликта бывают очень незначительными и, как правило, не улавливаются сознанием, но именно они и являются наиболее значимыми для процесса разрешения. Зафиксировав изменение позиции, педагогу необходимо проанализировать состояние школьника в этот момент, чтобы определить, пустой это конфликт или содержательный, и в зависимости от этого планировать свои дальнейшие действия.
В отдельных случаях нестандартное, неожиданное поведение ребёнка может быть спровоцировано обстоятельствами, столь же нестандартными и непредвиденными, поэтому они тоже должны быть учтены при анализе сложившейся ситуации и выборе формы педагогического воздействия. Реально эти операции (обнаружение изменения отношения, анализ состояния субъектов, анализ обстоятельств) сливаются в один жизненный акт, дающий общее впечатление от происходящего, что в итоге позволяет судить о ситуации, классифицируя её конфликтную или бесконфликтную. При этом нужно помнить, что формы проявления конфликта чрезвычайно разнообразны и каждая из них характеризует соответствующую степень изменения отношений. Схематично формы развития конфликта можно представит в виде своеобразной “лесенки”, каждая ступенька которой при движении снизу вверх обостряет отношения между субъектами, накаляет психологический климат, усложняя тем самым разрешение противоречия: разрыв или принуждение противоборство противостояние противодействие разногласие недовольство
Первым признаком конфликта является недовольство. Оно выражается взглядом, мимикой, позой, протяжным звучанием гласных (“у-у-у”, “о-о-о”, “ы-ы-ы”, и т.п.), словами отрицания и возражения. В классе недовольство нередко приобретает групповую форму, превращаясь в общий хоровой гул, маскирующий частное мнение отдельного ребёнка. Несогласованность мнений в группе или между двумя субъектами приводит к разногласиям, при этом отдельные реплики или целые фразы принимаются буквально в штыки или игнорируются собеседником. В момент разногласий субъекты высказывают свои индивидуальные мнения, но не придают большого значения доводам. Главное здесь – показать своё отличие, заявить о себе, привлечь внимание. Если оппонент проявляет настойчивость, то разногласия трансформируются в противодействия, препятствующие реализации друг друга. В школьном варианте это выглядит примерно так: педагог апеллирует к своему возрасту, знаниям, положению, авторитету; дети ссылаются на свой опыт и опыт друзей в подобных ситуациях и игнорируют требование. Действия, предпринимаемые сторонами на этой стадии, носят пробный, разведывательный характер, в результате чего выявляется стойкость позиций.
Не желая уступать друг другу, субъекты конфликта временно применяют выжидательную оборонительную тактику, наблюдая за тем, как отреагирует соперник на осуществлённое противодействие. Стоя на своём, они показывают непоколебимость прежних индивидуальных позиций, что приводит к обострению ситуации и противоречия; это может быть названо этапом противостояния. Дальнейшее развитие конфликта характеризуется конфронтацией взаимоотношений, приобретающей форму противоборства. Накал эмоций таков, что ни учитель, ни ученики не стесняются в способах выражения неприязни; это нередко ведёт к утрате собственного достоинства и подмене конфликта скандалом. Чтобы избежать такого положения, внимание педагога должно быть сконцентрировано на противоречии, а не на эмоциональной стороне конфликта. Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).
Названные формы не исчерпывают всего многообразия проявлений конфликта, но позволяют проследить динамику их стремительного перехода и иллюстрируют необходимость ранней диагностики конфликта для его разрешения. Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с чёткого обрисовывания события. Здесь учитывается всё: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных учеников и педагога, так и всего класса, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Чёткому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память учителя, его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.
После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон. Поясним это положение на конкретном примере. Преподаватель обращается к ученику: “Принеси мне дневник, я запишу замечание…” На что тут же следует ответ: “Вы можете сказать это устно, я услышу!” Взгляды учителя и подростка здесь различны: первый считает, что дети на его уроке обязаны беспрекословно выполнять все его требования, и любое сопротивление воспринимается им как нарушение школьных правил; ученик же считает себя вправе демонстрировать собственную независимость, так как является полноправным членом коллектива, в котором находится, и поэтому отстаивает свою индивидуальность в открытой форме. Позиционное различие взглядов на характер взаимоотношений становится сутью противоречия: педагог ориентирован на норму, обеспечивающую ему удобство в работе; школьник ориентирован на отношение к себе как участнику разворачивающегося общения. Их стремления отстоять свои взгляды определяют действия, направленные друг против друга, а личный интерес привносит элемент азарта в эту борьбу. Тщательный анализ взглядов, стремлений и интересов действительно помогает педагогу выявить противоречие, но не для того, чтобы знать о нём, а для того, чтобы произвести следующий этап анализа - оценить случившееся с точки зрения перспективы развития личности. Иначе говоря, спросить себя и ответить на свой вопрос: “ Что даст разрешение данного конфликта для личностного роста ребёнка?” – и в зависимости от этого определить, какие акценты следует расставить. В нашем примере перспективный анализ сводится к следующему. Ребёнок ориентирован на отношение, и это является большим достижением работы педагога. Однако ценность отношения понимается им как личное удобство, а это значит, что другой субъект общения воспринимается учеником как объект, обязанный удовлетворять его потребности. Видимо, ему ещё не хватает умения сопрягать свой внутренний мир с внутренним миром другого человека, и на формирование этого умения должно быть направлено разрешение данного конфликта. Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлении права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое. Приведём несколько иллюстраций.
Девочка без разрешения взяла со стола учителя очки и примеряет их. Войдя в класс и увидев это, учительница произносит: “Я никогда прежде не видела со стороны, как выглядят мои очки. Кажется, неплохо…” Отвечая на вопрос учительницы, мальчик продолжает сидеть за партой, и тогда звучит предложение: “ Извини, что я тебя прерываю, но может быть на минутку поменяемся с тобой местами, иначе, я боюсь, ты никогда не поймешь, как чувствует себя учитель и как чувствует себя женщина, стоя перед сидящим мужчиной, даже если он ещё очень молод…” Не случайно в приведенных примерах последние фразы не закончены (стоят многоточия): после снятия психического напряжения появляются условия для совместной выработки поливариантного решения. Это означает, что поиск выхода из конфликта производится не одним из субъектов, а всеми его участниками, и дети не являются здесь исключением. Термин “поливариантное решение” предполагает наличие большой палитры способов выхода из одной ситуации. Теперь назовём несколько методов (способов) предупреждения и разрешения конфликта, индивидуальная интерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным. Метод «выход чувств». Если не прерывать насильственным путем поток отрицательных эмоций конфликтующего воспитанника, то он достаточно быстро иссякнет сам, а с ним – и вся острая фаза конфликта. Позвольте, например, жаловаться ему на обидчика, на судьбу, на вас самих сколько ему захочется. Основное правило здесь – не допустить проявления конфликтогенов со своей стороны, то есть не спровоцировать ребенка на дальнейшую эскалацию. В частности – не перебивать. А когда чувства «выйдут», ваш бывший оппонент начнет с большим вниманием слушать ваши разумные доводы. Метод «эмоциональное возмещение». Посочувствуйте ребенку даже в том случае, если он не прав. Покажите, что вы понимаете его моральное состояние. Даже если вы с ним не согласны – продемонстрируйте, что его личность по прежнему вызывает у вас уважение, интерес, любовь (то, что она на самом деле вызывает, небольшой степени). Напомните ребенку о его сильных сторонах. В общем – возместите ему его эмоциональные потери в конфликте, понимая, что в конфликте нет победителей – есть только пострадавшие. Метод «проговаривания проблемы». Самое важное в данном случае – вслух сказать о том, чем воспитанник реально обеспокоен. Очевидно, что в ситуации конфликта ему самому это сделать не просто – «эмоции кипят». Трудность еще и в том, что на исходную проблему (например, ученику показалось, что учитель несправедливо выставил оценку за контрольную работу) накладывается вторая проблема – перенос учеником критичного отношения с конкретного действия учителя на личность учителя в целом. Использование этого метода требует сразу много тонкостей педагогического общения: обязательное проявление эмпатии, пристройка «наравне», словесное действие «узнавать». «Чистый вопрос» может быть сформулирован примерно так: «Я хочу узнать, ты считаешь мою оценку несправедливой? И теперь ты считаешь, что я – несправедливый человек? Давай сначала поговорим об оценке. Попробуй аргументировано высказать свое мнение, а потом я выскажу свое». В такой ситуации неизбежно активизируется мышление ученика, что вызывает автоматическое угасание интенсивности эмоций. Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнёру. Нежностью легко удаётся разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагополучные проявления психики. Например, после очередного замечания в адрес ученика с его стороны звучит раздражённая реплика, что к нему все придираются и это ему изрядно надоело. Проявлением нежности педагогу удаётся снять это состояние ребёнка: “ Не знаю, как другие, а у меня всегда так получается – кого сильнее всех люблю, тому больше всего от меня достаётся. Ты уж прости меня, пожалуйста…” Столь же лёгким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Ограничения, которые здесь существуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна детям и не оскорбительна для них. Говоря о юморе, на умения приходят слова из песни: “Успех – он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой”. Действительно, улыбка и смех моментально разгоняют печаль, скуку, уныние, заряжая человека бодростью, радостью, хорошим расположением духа. Вот небольшие примеры из жизни школы. Учитель – молодой мужчина, пришедший работать в школу сразу после вуза. Он решил с первых же дней не давать никого послабления детям. В конце концов, ему однажды был задан по-детски наивный вопрос: “Почему Вы вредничаете?” И тогда прозвучала шутка, изменившая всё в жизни молодого педагога: “Я не успел пообедать и поэтому вредничаю, как почтальон Печкин, когда у него не было велосипеда. Да и народная мудрость гласит, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок!”. Такой поворот ситуации кроме шутки содержит в себе и неожиданную реакцию, которая обезоруживает детей и снимает конфликт. Компромисс один из наиболее эффективных и наиболее распространённых способов разрешения конфликта. Компромисс – договор, более или менее устраивающий обе стороны. Используя этот способ, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации. Примерная формула компромисса при педагогическом разрешении конфликта имеет следующий вид: оглашение достоинств детей (“Вы уже взрослые…”, “Зная вашу справедливость…”, “Я прошу вас предложить свои варианты…”, “Я рассчитываю на вашу помощь…”), свободная дискуссия, принятие решения и его осуществление. Компромисс может принести пользу в тех случаях, когда причины конфликта ещё не осознанны педагогом, скрыты от его глаз. Тогда компромисс становится вынужденной мерой, используемой им в качестве способа выявления противоречия, которое сейчас угадывается лишь по внешним признакам выразительности субъектов, или, как иногда говорят, интуитивно. Иногда встречаются такие ситуации, когда учитель должен бескомпромиссно заявить свою позицию, вплоть до использования макаренковского метода взрыва. Это, очевидно, в тех случаях, когда последствия поведения ученика представляют опасность для него самого или тех, кто его окружает. В отдельных случаях для разрешения конфликта используется способ третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу. В несколько извращённом виде данный метод довольно широко используется школьными педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновении конфликта провинившегося ученика без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребёнка. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и учеником. Третьим независимым лицом (или группой лиц) должен стать человек, которому право “судить” делегируется всеми членами коллектива. В состав третейского суда могут войти ученики, педагоги, родители, представители общественности, но все они должны быть хорошо знакомы детям и пользоваться их доверием. Такой неформальный орган может быть создан как на уровне школы, так и на уровне класса, необходимость же его определяется индивидуально каждым учреждением. Разрешение сложившейся коллизии иногда совершается путём обоюдного анализа. Реализуя этот способ, педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательной атмосферы, иначе анализ превратится в разборку поведения ученика. Для такого разговора могут быть разработаны специальные правила, типа “ Не давить на авторитеты”, “Выслушивать до конца, не перебивая”, “Не обвинять, а анализировать” и т.п. В особых случаях, когда конфликт зашёл слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание и принуждение. При этом следует иметь в виду, что метод временного расставания будет эффективным только в коллективе, а в диффузной группе он дискредитирует себя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения ребёнка, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни. Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|