Особенности организации жизни человека в зрелом возрасте
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дисциплина «Основы акмеологии» Акмеология как наука: объект, предмет, основные направления развития
Акмеология (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А. Рыбниковым.
Основатель Акмеологии – Борис Герасимович Ананьев. Он сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании. В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Под «акме» в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области. В педагогической интерпретации акмеология, как известно, яв-ляется наукой, которая изучает развитие человека на ступени взрос-лости и достижения им вершины в этом развитии как природного су-щества (индивида), как личности и как субъекта деятельности (глав-ным образом как профессионала)
Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.
Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии. Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии.
Направления акмеологии 1.Общие основы акмеологии (А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Г. И. Хозяинов). 2. Профессиональная акмеология (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, К. Е. Перепелкина)[2], в рамках которой выделены следующие направления: - Педагогическая акмеология (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Н. Тарасова); - Военная акмеология (В. Г. Михайловский, Л. Г. Лаптев, В. Н. Новиков); - Социальная акмеология (А. И. Лященко, Г. П. Филиппова); - Школьная акмеология (В. Н. Максимова); - Медицинская акмеология (В. П. Андронов, А. Г. Васюк, С. Н. Толстов). 3. Акмеология управления (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.) 4. Креативная акмеология (Н. Ф. Вишнякова, А. А. Деркач, К. Е. Перепелкина). 5. Синергетическая акмеология (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский). 6. Акмеология образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Н. П. Фетискин и др.). 7. Коррекционная акмеология (В. Н. Тарасова). 8. Этнологическая акмеология (В. П. Бранский).
В развитии акмеологии можно выделить четыре основных этапа. Первый - латентный. когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании новой сферы человековедения. Второй этап - номинационный, когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения Н. Рыбниковым в 1928 году специального термина "акмеология". Третий этап - инкубационный, его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX века в трудах Б. Ананьева. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины. Четвертый - институциональный - этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологическис технололлгии и осуществляется профессиональное обучение.
Акмеология - наука изучающая: - закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); - факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; - закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; - самообразования, самоорганизацию и самоконтроль; - закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.
Особенности организации жизни человека в зрелом возрасте Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.
Понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его. Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии - производительность реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.
Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет место кризис зрелости.
Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.
По отношению ко времени своей жизни, по В.И. Жовалеву, выделяется несколько типов поведения в зрелом возрасте:
1)стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;
2)функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия - у такого человека отсутствует «жизненная линия»;
3)созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;
4)созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.
Д. Левинсон рассматривает возрастное развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие характеризуется достижением поставленных целей, поскольку основные задачи развития на этом этапе человеку представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом поиска. В периоде взрослости Д. Левинсоном отмечены два переходных этапа, характеризующихся пересмотром жизненных программ, - это период около 30 лет и период 40-45 лет. Так, в возрасте 30 лет человек анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины пересматривают собственные установки по вопросам карьеры и способы их реализации, женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей. Затем в 40-45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей.
В зрелом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей - в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д.
Выделим психологические особенности зрелости, позволяющие предвосхищать или продуктивно преодолевать возрастные кризисы:
1) умение (брать на себя ответственность;
2) стремление к власти и организаторские способности;
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
7) формирование индивидуального жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт (профессиональный и личностный) молодому поколению;
9) реализм оценок и чувство «сделанности» жизни;
10) стабилизация системы социальных ролей и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|