Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия о профессиональном развитии личности




Развитие личности - часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.

"Развитие личности" делится на три разных направления. Первое: как идет естественный процесс развитие личности, каковы его этапы и стадии? Второе: чем обеспечивается это процесс, каковы его механизмы? И третье: как можно свою (или чью-то) личность развивать?

Развитие личности как результат

 

Развитие личности - это ее качественные изменения. Помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу "Развитие личности детей дошкольного возраста", вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования.

 

Развитие личности как процесс

 

Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен. Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

 

Развитие личности как авторские действия

 

Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? - Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно делает сам человек. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии.

 

Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

– формирование индивида его профессиональных навыков в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе Р. л.-п. происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности.

1. Направленности личности:

– расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

– актуализация мотивов достижения;

– возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

– повышение компетентности;

– развитие и расширение умений и навыков;

– освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

– повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

7. Развитие акмеологических инвариант профессионализма.

 

Высокий профессионализм - это не просто знания, навыки и умения, но всегда и страстность, жизненный порыв

Профессионал в современном значении слова - это прежде всего стремление личности предъявить миру свое Я через «деловое поле» той или иной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме.

 

Ананьев определил основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений:

 

· успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии;

 

· каждый человек соответствует требованиям ряда профессий;

 

· степень соотношения индивидуально-психологических особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремления к профессиональному совершенствованию и т. д.;

 

· профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности, который имеет определенные периоды, стадии и характеризуется более или менее существенным изменением профессиональных требований;

 

· характер соотношения индивидуального психологического склада, способностей и требований профессии (полнота, интенсивность, специфичность и т. п.) определяет особенности профессионального и психологического развития личности, ее направленность (прогрессия, регрессия), интенсивность, избирательность и т. д.;

 

· профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур, происходит неравномерно и гетерохронно (разновременно);

 

· определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности, а также соотношение с ней доминирующей и субдоминирующей деятельностей;

 

· направленность личности является определяющим психологическим фактором выбора профессионального пути и профессионализации;

 

· отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность доминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека, его жизнедеятельность.

 

Обобщенную модель профессионального становления личности разрабатывает Ю.П. Поваренков. Профессиональное становление личности автор определяет как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий, согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями по их реализации.

 

Он выделил группы основных функций профессионала, как параметры профессионального становления, это:

 

· функции, связанные с производством продукта и определяющиеся через производительность, надежность и качество работы профессионала;

 

· функции, связанные с реализацией потребностей самого человека и определяющиеся через удовлетворенность трудом, самореализованность и т. п.;

 

· функции, связанные с обеспечением саморазвития и «запуска» механизма самодетерминации профессионального развития индивидуальности при данных возможностях и объективных условиях.

 

Важно подчеркнуть, что одним из ведущих факторов и психологических механизмов профессионального развития является удовлетворенность трудом.

Этапы 1. адаптация к проф-и 2. самоактуализация ч-ка в проф-и (приспособление к проф-и, выработка индив-х, проф-х норм).3. гармонизация ч-ка с поф-ей (ст. близка по смыслу со ст.мастерства по Климову) 4. преобразование – ч-к начинает обогащать свою проф-ю.5. свободное владение несколькими проф-ми (по Климову «наставник») 6. этап творческого самоопределения себя как личности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...