Выявление межпредметных связей и способы их реализации
Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не разработанностью соответствующей методики. Осуществление межпредметных связей в учебном процессе, прежде всего, предполагает взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, отбор и построение учебного материала, который определяется общими целями образования, отраслями научного знания, техники и организации производства (система технических, технологических и организационных знаний, умений и навыков), обеспечивающими подготовку рабочих высокой квалификации. Развитие технического творчества учащихся системы профессионально-технического образования необходимо осуществлять с учетом органической взаимосвязи знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе изучения общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также впроцессе производственного обучения. Имеются широкие возможности использования внутри- и межпредметных связей с целью развития творческих способностей учащихся. Учебные планы профессионально-технических училищ предусматривают изучение общеобразовательных, общетехнических и специальных (профилирующих) циклов. В последний из них, который является ведущим, входят специальная технология и производственное обучение. Общетехнический цикл объединяет такие дисциплины, как черчение, материаловедение, и. другие, в которых раскрываются общие вопросы техники, технологии и организации производства, отражающие профиль профессиональной подготовки. Остальные предметы, содержащие основы наук, составляют общеобразовательный цикл.
Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях ученика. Осуществление этих связей в техническом творчестве позволяет: успешно развивать творческое мышление, формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; вооружать учащихся научными основами современного производства, пониманием общих принципов действия технологических устройств; расширять потенциальные возможности учащихся в техническом творчестве, развивать их умственные способности, обеспечивать положительное влияние на эмоциональную и физическую сферы деятельности; согласовывать деятельность мастеров и преподавателей и координировать управление всем ходом технического творчества учащихся. Взаимосвязь знаний по различным предметам выступает, с одной стороны, как объективная необходимость глубокого и всестороннего познания общих основ изучаемого явления, а с другой, способствует сознательному выполнению учащимися творческих заданий, открывает широкий простор для проявления и развития творчества. Чем шире привлекаются межпредметные связи к решению творческих технических задач, тем больше вероятность возникновения творческих идей; Применение знаний из разных учебных дисциплин для решения творческих технических задач и заданий способствует активизации психических процессов мышления. Для реализации межпредметных связей необходимы следующие факторы: наличие в различных учебных предметах тем, близких по содержанию, возможность использования понятий, изучаемых в курсе одного предмета, в качестве базы для изучения разделов другого, а в совокупности использования тех и других для понимания основ техники и технологии; возможность иллюстрации изучаемой темы одного учебного материала примером из других учебных предметов; возможность применения общих методов исследования, с которыми знакомятся ученики, в процессе теоретического и производственного обучения.
В целях установления взаимосвязи различных дисциплин могут быть использованы два метода дидактических исследований, выявляющие аналогию в содержании учебных предметов: общий анализ содержания обучения посредством построения сетевых графиков учебного плана и поэлементный анализ, устанавливающий связи предметов на основе тождества входящих в их состав элементов [2, с76]. Сетевой график позволяет согласовать по времени последовательность изучения теоретических и производственных предметов, более целенаправленно планировать характер межпредметных связей в организации технического творчества. На основе сетевого графика появляется реальная возможность заранее составить творческие задачи с производственно-техническим содержанием, расширяющим экономический, производственный и общеобразовательный кругозор учащихся, избегать дублирования учебного материала, определять характер межпредметных связей - хронологический (связи предшествующие, сопутствующие, перспективные) или информационный (связи фактические, понятийные, теоретические). Взаимосвязи производственного обучения со специальной технологией наиболее полные. Обусловленные изучением одних и тех же технологических процессов и операций, они по смыслу являются фактическими. На уроках спецтехнологии учащиеся изучают технические понятия и технологические закономерности, а в ходе производственного обучения применяют их на практике. Связи тем спецтехнологии, производственного обучения с материаловедением, оборудованием по характеру своему понятийные, ибо на определенные элементы знаний по материаловедению, оборудованию преподаватель может опереться в спецтехнологии и производственном обучении. Для использования понятийных связей в развитии технических способностей нет необходимости в их одновременном изучении. Достаточно, чтобы они по хронологическому признаку были предшествующими. Однако не всегда при составлении учебно-программной документации обеспечиваются хронологические связи между темами. Для достижения такой согласованности необходимо органическое соединение учения, трудовой деятельности и технического творчества учащихся. Оно будет способствовать воспитанию творческого отношения к труду. Выше отмечалось, что понятие "творческий труд" включает содержание, технологию и организацию труда, формируемые не только профессиональной подготовкой, но и широким политехническим развитием, решающую роль, в котором играют общеобразовательные и общетехнические дисциплины. Схема межпредметных связей студии технического творчества с дисциплинами специального цикла представлена в прил. Б.
Таким образом, для успешного выполнения творческого задания и, следовательно, развития в деятельности учащихся элементов технического творчества должна быть реализована взаимосвязь спецтехнологии, производственного обучения, материаловедения и других предметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|