Структура дисциплины (модуля)
Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4. Таблица 4 – Структура дисциплины
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Введение в конфликтологию. Конфликтология как наука (5ч) Современное понимание конфликта: основные подходы к определению. Теоретико-методологические основы изучения конфликта в социологии и психологии. Терминологические и концептуальные трудности в построении единой, содержательной дефиниции конфликта в современной психологии и социологии. Определение круга проблем, изучаемых конфликтологией, и основные подходы к определению конфликта. Философско-социологичечкая и психологическая традиции в изучении конфликтов. Предмет, объект, функции, задачи и методы конфликтологии. Тема 2. Основные переменные конфликта (5ч) Конфликт в широком и узком понимании. Конфликт как ситуация социально-психологического напряжения, как способ социального взаимодействия (М. Мескон, К. Томас, М. Дойч, Б. И. Хасан, теории социального конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.). Конфликт как особое противоречивое состояние личности: понимание конфликта в классической западной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон), теория поля К. Левина, когнитивная концепция конфликта Л. Фестингера. Проблема изучения конфликта в отечественной психологии: понимание природы конфликтных явлений в работах В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина, Н. Д. Левитова, Ф. Е. Василюка, Е. А. Климова, В. В. Столина и др. Необходимость разработки единой теоретико-методологической основы в изучении конфликта. Системный подход в исследовании конфликта: уровни анализа (социально-философский, социологический, социально-психологический, личностный).
Тема 3. Структура конфликта(5ч) Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта (Л. А. Петровская). Основные структурные характеристики конфликта. Субъекты конфликта. Объект и предмет конфликта. Психологические составляющие конфликта: мотивы, цели. Разновидности целей в конфликте: фактические, декларативные, «плавающие» цели. Основные этапы анализа и коррекции целей в конфликте. Психологические составляющие конфликта: восприятие конфликтной ситуации. Классификация конфликтных ситуаций в зависимости от степени соответствия образа конфликтной ситуации реальности. Тема 4. Классификация конфликтов (5ч) Отсутствие единого подхода в многочисленных попытках классификации конфликтов в современной психологии и социологии. Современные типологии конфликтов с точки зрения общих положений и основных понятий, касающихся его (конфликта) структуры и динамики. Источники или причины возникновения конфликтов: «объективность–субъективность» как критерий типологии конфликтов. Ситуативная и характерологическая основа конфликтов (А. А. Ершов). Типология конфликтов по характеру значимых потребностей субъектов взаимодействия: ресурсный, статусно-ролевой конфликт, конфликт норм и ценностей (А. Маслоу). Объективные причины конфликтов. Состав участников: «индивидуальное-групповое-общественное» как критерий типологии конфликтов. Внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликт, конфликт между личностью и группой. Типология конфликтов по степени интенсивности (конфликты низкой, средней, высокой интенсивности), по формам протекания и способам разрешения (конструктивные и деструктивные конфликты), по сферам жизнедеятельности (семейные, производственные, бытовые, трудовые, политические). Тема 5. Причины возникновения конфликтов(5ч) Причины возникновения конфликтов: соотношение субъективных и объективных факторов. Объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины конфликтов. Организационные причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные, ситуативно-управленческие. Функционально-организационные причины конфликтов: разбалансированность рабочего места. Экспертиза «рабочего места» как основа организационно-технологического анализа конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|