Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура дисциплины (модуля)




Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Структура дисциплины

Название темы Вид занятия Объем час Кол-во часов в интерактивной и электронной форме СРС
  Введение в конфликтологию. Конфликтология как наука Лекция   0.5  
Практическое занятие    
  Основные переменные конфликта Лекция   0.5  
Практическое занятие    
  Структура конфликта Лекция   0.5  
Практическое занятие    
  Классификация конфликтов Лекция   0.5  
Практическое занятие    
  Причины возникновения конфликтов Лекция   0.5  
Практическое занятие    
  Динамика конфликта Лекция      
Практическое занятие    
  Методы исследования и диагностики конфликтов Лекция      
Практическое занятие    
  Содержание управления конфликтами Лекция      
Практическое занятие    
  Проблема завершения конфликтов в конфликтологии Лекция      
Практическое занятие    
  Технологии поведения личности в конфликте Лекция      
Практическое занятие    
  Переговоры в конфликтных ситуациях Лекция      
Практическое занятие    
  Внутриличностные конфликты Лекция      
Практическое занятие    
  Межличностные конфликты Лекция      
Практическое занятие    
  Групповые конфликты Лекция      
Практическое занятие    
  Организационные конфликты Лекция      
Практическое занятие    
  Конфликты в сфере управления Лекция      
Практическое занятие    
  Семейные конфликты Лекция      
Практическое занятие    

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Введение в конфликтологию. Конфликтология как наука (5ч)

Современное понимание конфликта: основные подходы к определению. Теоретико-методологические основы изучения конфликта в социологии и психологии. Терминологические и концептуальные трудности в построении единой, содержательной дефиниции конфликта в современной психологии и социологии. Определение круга проблем, изучаемых конфликтологией, и основные подходы к определению конфликта. Философско-социологичечкая и психологическая традиции в изучении конфликтов. Предмет, объект, функции, задачи и методы конфликтологии.

Тема 2. Основные переменные конфликта (5ч)

Конфликт в широком и узком понимании. Конфликт как ситуация социально-психологического напряжения, как способ социального взаимодействия (М. Мескон, К. Томас, М. Дойч, Б. И. Хасан, теории социального конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.). Конфликт как особое противоречивое состояние личности: понимание конфликта в классической западной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон), теория поля К. Левина, когнитивная концепция конфликта Л. Фестингера. Проблема изучения конфликта в отечественной психологии: понимание природы конфликтных явлений в работах В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина, Н. Д. Левитова, Ф. Е. Василюка, Е. А. Климова, В. В. Столина и др. Необходимость разработки единой теоретико-методологической основы в изучении конфликта. Системный подход в исследовании конфликта: уровни анализа (социально-философский, социологический, социально-психологический, личностный).

Тема 3. Структура конфликта(5ч)

Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта (Л. А. Петровская). Основные структурные характеристики конфликта. Субъекты конфликта. Объект и предмет конфликта.

Психологические составляющие конфликта: мотивы, цели. Разновидности целей в конфликте: фактические, декларативные, «плавающие» цели. Основные этапы анализа и коррекции целей в конфликте.

Психологические составляющие конфликта: восприятие конфликтной ситуации. Классификация конфликтных ситуаций в зависимости от степени соответствия образа конфликтной ситуации реальности.

Тема 4. Классификация конфликтов (5ч)

Отсутствие единого подхода в многочисленных попытках классификации конфликтов в современной психологии и социологии. Современные типологии конфликтов с точки зрения общих положений и основных понятий, касающихся его (конфликта) структуры и динамики.

Источники или причины возникновения конфликтов: «объективность–субъективность» как критерий типологии конфликтов. Ситуативная и характерологическая основа конфликтов (А. А. Ершов). Типология конфликтов по характеру значимых потребностей субъектов взаимодействия: ресурсный, статусно-ролевой конфликт, конфликт норм и ценностей (А. Маслоу). Объективные причины конфликтов.

Состав участников: «индивидуальное-групповое-общественное» как критерий типологии конфликтов. Внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликт, конфликт между личностью и группой. Типология конфликтов по степени интенсивности (конфликты низкой, средней, высокой интенсивности), по формам протекания и способам разрешения (конструктивные и деструктивные конфликты), по сферам жизнедеятельности (семейные, производственные, бытовые, трудовые, политические).

Тема 5. Причины возникновения конфликтов(5ч)

Причины возникновения конфликтов: соотношение субъективных и объективных факторов. Объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины конфликтов.

Организационные причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные, ситуативно-управленческие. Функционально-организационные причины конфликтов: разбалансированность рабочего места. Экспертиза «рабочего места» как основа организационно-технологического анализа конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...