Методическая разработка
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики производства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинарских занятий по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
Казань 2009
Печатается по решению кафедры Экономики производства от 11 сентября 2009 года, протокол № 1.
Методическая разработка подготовлена к.э.н., доцентом Киреевой-Каримовой А.М.
Рецензенты – д.э.н., профессор Экономики производства Казанского государственного финансово-экономического института Абдуллина С.Н. - заведующий кафедрой Менеджмента Института экономики, управления и права, д.э.н, профессор Демченко С.Г.
Введение
Предлагаемые методические указания содержат задания для проведения семинарских занятий по разделам «Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики», «Стратегическое целеполагание и сегментация», «Стратегическое позиционирование», предусмотренным в программе курса «Стратегическое планирование». Тематика этих разделов раскрывает такие задачи курса как: определение стратегии организации путем установления ее видения и миссии, анализ стратегических позиций, исследование внешних и внутренних факторов; использование моделей, инструментов стратегического планирования. Тема «Методы ввода в набор новых СЗХ является логическим завершением теоретических основ выбора конкурентах позиций организации инструментарием стратегического планирования. Выполняемые студентами задания направлены на закрепление теоретических знаний, полученных ими на лекционных занятиях, углубления изученного методического материала при подготовке как к аудиторной, так и к индивидуальной работам.
Темы и вопросы методических указаний представлены в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины. Ответы на вопросы к обсуждению и задания по темам должен выполнять каждый студент при подготовке к семинару. Рекомендуемый список литературы может быть использован ко всем изучаемым темам. Дополнительная литература рекомендуется при написании курсовых работ и при промежуточном контроле знаний. Контроль за выполнением заданий по каждой теме может осуществляться при проведении семинарских занятий, как в устной форме, так и в виде деловых игр, письменных работ, эссе, кейсов. Тема 1. Методологические основы стратегического планирования
1. Влияние глобализации на новую идеологию планирования. 2. Специфические особенности, подходы, методы стратегического планирования. 3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.
Задание 1. Раскройте сущность процесса глобализации экономики, его основных признаков. [6,c.72-76] 2. На материалах «Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 11 мая 2006 года» и «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» проанализируйте элементы процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование, проектирование (http:rg.ru; http://pravitelstvo.gov.ru/data/news_text.html?he_jd=15&news_9732). 3. Объясните, как на логической основе общих принципов управления, основных принципов планирования и специфических принципов стратегического планирования сформированы эти документы. Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования
1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана 2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики. 3. Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования. Задание 1.Основоположник школы дизайна Кеннет Эндрюс и его коллеги из Гарвардской группы предложили схему логической модели формирования стратегического плана. Раскройте содержание этапов модели, представленной на рисунке 2.1. Рис.2.1. Модель Гарвардской группы
2. Проведите ее сравнительный анализ с моделью процесса создания и реализации стратегического плана, предложенной Игорем Ансоффом (рис.2.2.), и сделайте выводы. 3. Основателем какой школы является И. Ансофф? В чем заключались принципиальное отличие и существенный вклад представителей этой школы по мнению А. Петрова [11,c. 38]? 4. Проанализируйте примеры формирования стратегических планов в России – ГОЭЛРО, «500 дней», развития сети универсамов «Патэрсон», предложенные в исследовании А. Гапоненко, А. Панкрухина. [5, с. 426 – 431] и сделайте выводы о перспективах развития стратегического планирования в РФ.
Рис. 2.2. Модель процесса стратегического планирования
Тема 3. Компоненты и функциональная модель стратегического планирования
1. Концепция целеполагания. 2. Методы диагностики и анализа внешней и внутренней среды компании (PEST-, SWOT-, SNW- анализы). 3. Стратегические альтернативы развития. Задание А. Концепция целеполагания. 1. Укажите блоки модели процесса стратегического плана по Ансоффу, которые содержат элементы концепции целеполагания. 2. С помощью схемы процесса формирования стратегического видения, предложенной Д. Коллинзом и Д. Паррасом, раскройте его содержание.
Рис. 3.1. Видение бизнеса Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации. Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент. БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации. 3. Проанализируйте примеры стержневых ценностей, основных намерений и БАЦ крупнейших компаний мира (табл. 3.1), приведенные в исследовании Д. Аакера. [3, с. 58 – 60]
Табл. 3.1. Варианты компонентов видения бизнеса
4. Предложите ваши варианты компонентов видения для отечественных организаций. 5. Каким требованиям должно соответствовать содержание миссии и стратегических целей? Приведите примеры миссии различных организаций. Задание Б Концепция стратегического анализа внешней и внутренней среды. Для корректного анализа внешней и внутренней среды необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Какие типы внешнего окружения организации вы можете назвать? 2. В чем их отличие? 3. Какие инструменты диагностики различных типов окружения используются при обосновании стратегии развития организации? 4. Проведите SWOT-анализ внешнего окружения организации, используя матрицу SWOT, матрицу возможностей и матрицу угроз, таблицу профиля среды. [4, с. 64-67]
Табл. 3.2. SWOT – анализ
Поле СИВ – поле выявления корреляционных связей между сильными сторонами и возможностями организации. Поле СИУ – выявляются связи между сильными сторонами и угрозами. Поле СЛВ - выявляются связи между слабостями и возможностями организации. Поле СЛУ – показывает корреляцию между слабыми сторонами и угрожающими проблемами Табл. 3.3. Матрица возможностей
Поле СВ – высокое влияние, сильная вероятность использования; поле ВУ – умеренное влияние, высокая вероятность; поле ВМ – высокая вероятность, малое влияние и т. д. Табл. 3.4. Матрица угроз
Поле ВР – высокое вероятность реализации угрозы, разрушительные возможные последствия. Способы описания характеристик матрицы аналогичны способам в матрице возможностей. Табл. 3.5. Таблица профиля среды
Рис. 3.2. Шкала оценки нестабильности среды организации по И. Ансоффу [4, с. 46]
5. Используя шкалу нестабильности, оцените возможности, имеющие большое значение для организации (поля ВС, ВУ, СС матрицы возможностей) и угрозы опасные, требующие быстрого устранения (поля ВР, ВК, СР). Спрогнозируйте будущую нестабильность внешней среды фирмы, рассчитав показатели О и Т по методике предложенной И.Ансоффом [1, c.17], где: О – показатель оценки будущих возможностей организации Т – показатель оценки её будущих угроз. 6. Проведите PEST-анализ макросреды организации [7, с. 228 – 230]. В чем заключается отличие факторов исследуемых в SWOT- и PEST-анализах? Табл. 3.6. Обобщение результатов PEST-анализа
7. Раскройте суть SNW-анализа [5, с. 51].
Табл. 3 Стратегический SNW-анализ внутренней среды
Тема 4. Организационные формы стратегического планирования 1. Понятия стратегической сегментации и организационных форм стратегического планирования. 2. Процесс выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ): параметры, перспективы, факторы. 3. Жизненные циклы спроса и технологий. Задание 1. Рассмотрите различные подходы к теории стратегических зон хозяйствования [3, с.28, 478; 4, с.74-77; 5, с.54-63; 14, с.75-81]. В чем сходство и различие этих подходов? 2. Проанализируйте тезис И.Ансоффа о том, что трудность стратегической сегментации заключается в неспособности управляющих «… отказаться от привычного «взгляда внутрь», обращенного на традиционные рынки и виды продукции…», в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей [2, с.76, с. 83-86]. 3. Объясните как в результате такого подхода к выявлению и анализу подразделений компании может быть произведена оценка их перспектив в резерве показателей темпов роста, объемов производства и реализации продукции, нормы прибыли, нестабильности и изменчивости технологий. 4. Дифференцируйте концепции эволюции фаз жизненного цикла спроса и жизненного цикла товара. Какой параметр выделения СЗХ увязывается с фазами жизненного цикла спроса на продукцию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|