B)Гендерные особенности развития
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Процесс развития личности и факторы, влияющие на него. Взаимовлияние внутренних и внешних, стихийных и управляемых факторов. (Семестровая контрольная по курсу «Общие основы педагогики», 1 семестр)
Работу выполнил: Серёжкин С.В. 1 курс, гр. 39ФО145
Научный руководитель: ст. преп. Болтунова Л.М.
Тюмень, 2014г.
Содержание
Введение Каждый человек проходит младенческую стадию развития, когда он учиться двигаться, говорить, мыслить. Точно так же каждый индивид развивается, как личность Формируется его мировоззрение и понимание мира. От этого будет зависеть его последующая роль в жизни общества. Поэтому проблема развития личности является очень важной и актуальной на протяжении существования всего человеческого рода, и каждого человека в отдельности. Перед нами встаёт следующий вопрос: от чего зависит развитие личности? На протяжении многих лет, над этим вопросом задумывались великие педагоги, психологи, философы и учёные: Я. А. Коменский, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Белинский, Л. С. Выготский, Д. Смелзер, З. Фрейд, и многие другие. И каждый предлагал что-то новое, ведь сколько людей, столько и мнений. В наше время все факторы развития личности делят на две группы: биологические и социальные. Так же все факторы развития личности делят на те, которыми можно управлять(управляемые) и те, которые носят неуправляемый(стихийный) характер. Из этого широкого спектра выделяют три основных фактора: наследственность, социализация и воспитание. Они играют ключевые роли в развитии личности.
Следовательно, перед нами встаёт следующий вопрос: как правильно воспитать личность? В отличии от наследственности и социализации, воспитание является управляемым фактором развития личности. Каждый индивид наследует от родителей определённый набор генов, являющийся неизменным. Отсюда можно сделать вывод, что у человека нет выбора, и он вынужден развиваться и жить так, как ему «прописано генами». У этой теории до сих пор есть свои сторонники. Но принято считать, что все погрешности наследственности можно корректировать с помощью воспитания. Индивид наследует некие задатки. И задача воспитания – развивать положительные задатки и приглушать негативные. Объект исследования - развивающаяся личность. Предмет исследования - изучение влияния факторов развития на личность. Цель нашей работы проанализировать и обобщить мнения и знания о развитии личности. И выявить важнейшие факторы развития личности.
Сущность понятия «личность»
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.
Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности. Каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (древнерусское слово личина - маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности представляется нам прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Ни социология, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества. Общество и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают как противоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моей деятельности, а личное — как то, что принадлежит только мне и отличает меня от других. Процесс приобщения индивида к социальному опыту тоже выступает как двусторонний процесс: «либо человек овладевает готовым, заранее данным стандартом общественного сознания («обучение»), либо те или иные идеи человека становятся общим достоянием, т.е. в некотором смысле общественным стандартом («творчество»). Так или иначе, в этом опыте сознание индивида противостоит общественному сознанию как чему-то внешнему». Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.
Глава 1.Факторы влияющие на развитие личности Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. Биологические факторы A) Наследственность Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Наследственность является стихийным фактором, так как этот процесс неуправляемый. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение таких главных проблем, как наследование интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств. Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети: готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков - потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки реализуются или нет в зависимости от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант - зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной человеческой деятельности.
Педагоги всего мира признают, что наследственность может быть неблагоприятной для развития интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. Многие педагоги, опираясь на новейшие исследования, считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод, что человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными, улучшения человека через генетику не достигается. Лишь воспитание способно постепенно его облагородить.
b)Гендерные особенности развития
Зависят ли развитие, воспитание, формирование людей от пола? Одинаково ли развиваются девочки и мальчики? Нужно ли их учить и готовить к жизни по однотипным программам? Ответы на эти вопросы в педагогике известны. Сегодня женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами права и свободы, поэтому любые не то, что действия, даже разговоры на тему дифференциации развития по половому признаку могут быть расценены как дискриминационные со всеми вытекающими последствиями. До сих пор многие считают, что гендерные различия в развитии и формировании если и имеются, то совсем незначительные, и в практическом процессе на них не следует обращать внимания. Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что мальчиков и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по-разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли. Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования, посмотреть, насколько целесообразны, оправданным и соответствующим природе является предложенное нашей «бесполой» школой педагогическое влияние. Из этих особенностей можно сделать следующий вывод: девочек и мальчиков следует готовить к выполнения предписанных им функций и предназначенных ролей опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|