Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация поведения личности




Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.

В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

Ценностные ориентации, интересы, идеалы

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».

В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.

Поведение человека с людьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

Идеал — это представление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм повеления. Формируются идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

Глава 3. Воспитание

Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание – управляемый фактор развития личности. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. И именно от семьи, в большей степени зависит становление ребёнка, как личности.

В. Г. Белинский говорил «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди.» Задача воспитателя -максимально продуктивно развивать, унаследованные человеческие задатки ребёнка, чтобы он,в свою очередь, приносил наилучший из плодов, который он только может принести.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, ᴎϲходящей от воспитателей, определяет конечный результат.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.C. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», т.е. тому уровню, на который ребенок должен перейти.

Это «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Их легко определить по такому признаку. На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важным фактором – деятельностью личности.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Функция воспитания сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

 

Заключение

Таким образом, педагогическое воспитание можно сравнить с садоводством, где в роли развивающейся личности – росточек будущего дерева. Его нужно облагораживать, за ним нужно ухаживать, но как бы хорошо за ним не присматривали, нельзя изменить то, что изначально было заложено в ДНК его семечка. Если это яблоня, то нельзя заставить её давать груши. Это есть наследственность – стихийный фактор развития личности(стебелька). Сколько бы воды не лили этому росточку, сколько бы удобрений не положили, он всегда возьмёт то, что ему нужно, и столько, сколько нужно. В процессе роста, этот «стебелёк» будет опыляться разными насекомыми и растениями. И какое-то влетевшее семя будет принято, а какое-то отвергнуто. Это есть социализация – стихийный фактор развития личности(стебелька). А педагог является «садовником», ухаживающим за своим растением и вовремя его поливающим. Тот, кто обрезает ветки, когда они растут в опасную сторону(электропровода). Это есть воспитание – управляемый фактор развития личности(стебелька). Единственное отличие в том, что садовник полностью решает дальнейшую судьбу растения, а педагог, доводит это «растение» до стадии самостоятельного развития, после чего перестаёт вмешиваться в это развитие. Это есть наглядный пример развития личности.

Развитие личности – очень важный процесс, определяющий будущую роль человека в обществе. Итог развития – сформировавшаяся личность, со своими идеалами, ценностями и интересами, со своими мотивами и особенностями. Каждая личность играет какую-то роль, исполняет какую-то функцию, занимается разного рода деятельностью, исходя из собственных сформировавшихся мотивов. Задача воспитания направить эту личность и её деятельность в нужное русло, чтобы впоследствии, плоды этой личности были во благо обществу.

Личность - неприродная сущность человека и индивида, т.е. имеет социальное начало. Таким образом можно утверждать, что личность – социализированный индивид. Из этого можно сделать вывод, что без социума человек является лишь индивидом – представителем биологического вида(физической характеристикой). Личность же формируется посредством взаимодействия с обществом и является духовной характеристикой человека, отображающей всё богатство внутреннего мира.

 

Список используемой литературы и источников

1) Г.Н. Филонов. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М.,1983.

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037966_0.html

2) И.П. Подласый. Педагогика.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012 – 574с.

3) Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

http://xreferat.ru/84/3713-3-faktory-vliyayushie-na-razvitie-lichnosti.html

4) С.Л. Рубинштейн. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы

педагогики. М.,1949.

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00037966_0.html

5) Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей:

Юрайт-М, 2001

http://xreferat.ru/84/3713-3-faktory-vliyayushie-na-razvitie-lichnosti.html

6) Ф. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа; Издательство: КомКнига, 2007 С 35

http://xreferat.ru/84/3713-3-faktory-vliyayushie-na-razvitie-lichnosti.html

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...