Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощи и контроль за освобожденными.




 

Судимость, прежде всего, связана с уголовно-правовыми последствиями в случае совершения нового преступления, когда квалификация преступления, вид и мера наказания могут напрямую зависеть от наличия прежней судимости.

Согласно ст. 179 УИК России лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Такие ограничения установлены при принятии на службу в органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, в качестве судей, прокуроров, преподавателями в образовательные учреждения и иных категорий работников. Общеправовые последствия судимости выражаются и в иных последствиях, например - в ограничении прав на получение лицензий. Так, лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, запрещается выдавать лицензию на приобретение оружия.

Проблемам бытового и трудового устройства лиц, отбывших наказание, уделяется внимание уже на стадии исполнения наказания. Так, согласно ст. 180 УИК России, не позднее чем за два месяца до истечения срока арест либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющейся специальности. Кроме того, осужденный в соответствии со ст. 97 УИК России может выехать в краткосрочный отпуск для решения вопросов своего бытового и трудового устройства. Осужденным разъясняются соответствующие права и обязанности.

Особые проблемы возникают с трудовым и бытовым устройством лиц престарелого возраста, утратившим не только трудоспособность, но и все свои социально-полезные связи с родственниками. Поэтому освобождаемые инвалиды первой или второй группы, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказания, направляются органами социальной защиты в специальные дома инвалидов и престарелых.

В соответствии со ст. 181 УИК России, освобождаемые обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда (исходя из норм питания осужденных). Выписывается билет до конечного пункта по тарифам общего железнодорожного вагона, либо оплачивается проезд в отделенные районы водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним до 16 лет, беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты второго класса.

При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денежных средств, ему может быть оказана материальная помощь в размере минимального размера оплаты труда. Также помощь может быть оказана из созданных осужденными общественных фондов, либо за счет благотворительных общественных объединений. Если у освобождаемого отсутствует необходимая по сезону одежда и нет средств на ее приобретение, то он обеспечивается одеждой за счет государства.

При освобождении лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе; беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей; несовершеннолетних осужденных, администрация учреждения, исполняющего наказание, ставит заранее в известность их родственников о времени освобождения. Причем, указанные лица направляются к месту жительства в сопровождении родственников или работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК России закрепляет право осужденных, освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы, на бытовое и трудовое устройство и получение других видов социальной помощи. При невозможности трудоустройства указанных лиц, они регистрируются в качестве безработных, и им выплачивается пособие по безработице.

Бытовое устройство осужденных, не имеющих собственного жилья, в настоящее время является наиболее сложным вопросом, так как свободного муниципального жилья практически нет. Мест в общежитиях стало значительно меньше, так как существенно уменьшилось число самих общежитий. В ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, но они фактически выполняют роль ночлежек и не приспособлены для постоянного проживания.

Многие осужденные утратили право на жилье в связи с ранее действовавшим жилищным законодательством. Теперь они могут обратиться в соответствующие органы с ходатайством о восстановлении их права на утраченную жилплощадь и выделении конкретного жилья. Причем, в случае отказа, не исключается и возможность обжалования действий соответствующих органов в суд.

 

Административный надзор за лицами, освобожденные

От отбывания наказания.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем со стороны органов государства. Кроме уголовно-исполнительных инспекций контрольные функции осуществляют органы внутренних дел, в том числе профилактическая служба, инспекции по делам несовершеннолетних и участковые инспектора, а также иные службы, сталкивающиеся с данными лицами по роду своей деятельности.

Административный надзор устанавливается судом за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы, на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, и продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел. Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Административный надзор устанавливается в целях наблюдения за поведением ранее судимых лиц, оказания на них необходимого воспитательного воздействия, предупреждения новых преступлений. Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков погашения или снятия судимости. Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность. Надзор осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица. При осуществлении административного надзора работники полиции обязаны:

- разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных административных ограничений и невыполнение предусмотренных законом обязанностей;

- вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

- систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей;

- вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

- объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания, либо выехавшего за установленные судом пределы территории;

- подавать в суд заявление об установлении административного надзора не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

- в письменной форме уведомлять поднадзорного и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день его прекращения.

При осуществлении административного надзора работники полиции имеют право:

- истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

- возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

- вызывать поднадзорного на беседы в полицию, проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных организаций, а также родственников поднадзорного;

- требовать от поднадзорного устные и письменные объяснений по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

- посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

На поднадзорных налагаются обязанности соблюдать следующие правила:

- являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил надзора;

- уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы или жительства;

- при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять орган внутренних дел.

Кроме этих правил (общих ограничений) в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены такие персональные ограничения, как:

- запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

- запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

- запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города (в таких случаях поднадзорный обязан получать разрешение органа внутренних дел на выезд на срок более суток и регистрироваться в органах внутренних дел по месту прибытия);

- обязанность явки в органы внутренних дел в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении надзора начальник органа внутренних дел вправе ослаблять или усиливать ограничения.

Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

- истечение срока административного надзора;

- снятие судимости с поднадзорного лица;

- осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

- вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

- смерть поднадзорного лица.

Надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица (его представителя) по истечении не менее половины установленного срока при условии добросовестного соблюдения административных ограничений, выполнения возложенных обязанностей и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства или пребывания. В случае отказа, повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем через шесть месяцев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...