Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие функции менеджмента




 

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре основные взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Функция планирования разделяется на две взаимосвязанные подфункции:

- стратегическое планирование;

- оперативное планирование.

О содержании и механизме стратегического планирования говорилось в первом вопросе лекции.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится доста­точно детально. В соответствии с годовым планом по каж­дому направлению деятельности организации

▪ определяется объем деятельности,

▪ составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений,

▪ создаются планы выпуска продукции.

Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое под­разделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и зат­раты и приводит свои планы в соответствие с этими уточ­нениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен курс, которого на­мерена придерживаться организация в определенный про­межуток времени (обычно год, но в настоящих условиях нестабильности российской экономики — 1-3 месяца).

С помощью бизнес-плана предприниматель может оце­нить результаты деятельности за определенный период. Этот план также может быть использован для разработки кон­цепции ведения бизнеса в перспективе.

Заимодавцы или инвесторы, прежде чем вложить деньги в бизнес, должны ознакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обратить внимание на следующее:

- деловую репутацию пред­принимателя,

- денежный поток по обслуживанию долга,

- обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

Бизнес-планы в основном имеют следующие разделы:

продукция и услуги;

маркетинг;

производственный план;

управление и организация;

капитал и юридическая форма компании;

финансовый план.

3.2. Органи­зация

Следующей функцией управления является органи­зация, рассматриваемая в менеджменте и как построение организации, и как организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на 1) основные, 2) вспомогательные и 3) обслужи­вающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы.

Опе­рация направленная на изменение параметров предмета тру­да, является основной.

Процессы накопления, контроля и передачи предмета труда относятся к обслуживающим.

Операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов относятся к вспомогательным.

Основными условиями рациональной организации уп­равленческих процессов являются:

● пропорциональность,

● не­прерывность,

● параллельность,

● прямоточность,

● ритмичность,

● концентрация однородных предметов труда в од­ном месте,

● гибкость процесса.

Так,

F при пропорциональности достигается равная про­пускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, мате­риальными ресурсами и т.д.,

F при параллельности — совме­щение операций во времени,

F при прямоточноети — опти­мальный путь прохождения предметов труда, информации и т.д.;

F при ритмичности — равномерность выполнения уп­равленческих процессов во времени;

F при непрерывности — максимальное использование рабочего времени для выпол­нения управленческих процессов.

Для соблюдения этих условий необходимо повышать по­вторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных про­цессов.

Мотивация

Мотивация — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных — награды.

До XX в. было распространено мнение, что люди будут работать лучше, если им предоставить возможность зараба­тывать больше. Считалось, что мотивация в основном зак­лючается в предложении соответствующих денежных воз­награждений в обмен на прилагаемые усилия. Однако пос­ледующие исследования выявили экономическую несосто­ятельность такого подхода и доказали, что мотивация яв­ляется результатом сложной совокупности потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, руководителю сле­дует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.

В содержательных теориях мотивации выявлены основ­ные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.

Кроме указанных содержательных теорий мотивации, су­ществуют также процессуальные теории. В них анализирует­ся то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации. Согласно этим теориям, поведение личности является так­же функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Признание получили три основные процессуальные тео­рии мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера—Лоулера.

Согласно теории ожиданий, наличие активной потреб­ности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Че­ловек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. В этой теории система моти­вации строится на количественных взаимосвязях между вхо­дом системы — затратами труда и ее выходом — степенью удовлетворенности вознаграждением за вложенный труд. На­пример, исполнитель, повысив интенсивность своего труда на 20 процентов, должен быть уверен в том, что степень удовлетворения вознаграждением от повышения интенсив­ности труда повысится не менее чем на 20 процентов. Зада­ча менеджмента при этом сводится к разработке количе­ственно обоснованной системы мотивации роста произво­дительности или качества труда исполнителя.

Теория справедливости основана на том, что люди субъек­тивно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграж­дением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у них возникает психологическое напряжение и они на­чинают работать хуже. В результате менеджеру необходимо мотивировать этих сотрудников, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать путем изменения затрат труда или размера вознаграждения.

Модель мотивации Портера—Лоулера основана на теори­ях ожиданий и справедливости. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных уси­лий, способностей и особенностей человека, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых уси­лий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаг­раждения и удовлетворение им.

Очевидно, что система мотивации, или стимулирования труда, должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий.

Контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль – это непрерывный процесс, который устанавливает степень соответствия принятых ре­шений фактическому состоянию системы управления, ре­ально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Как правило, контролируются не только количествен­ные показатели, но и качественные.

Контроль можно клас­сифицировать:

по объектам контроля;

по исполнителям;

по степени охвата объектов контролем;

по режиму контроля;

по времени контроля;

по периодичности выполнения контрольных операций;

по уровню механизации (автоматизации);

по стадиям жизненного цикла объекта.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...