Шаг 5: Формирование творческой Цели
Летом 1939 года Ж.-И.Кусто довелось нырять у берегов Туниса. Там, на глубине нескольких метров, он обнаружил удивительное место: под плоским каменным дном скрывалась обширная полость, где в легких сумерках плавали стаи рыб. Он нырнул и поплыл в своеобразном подводном храме до ближайшего отверстия. В запасе оставалось около 30 секунд; пора подниматься наверх. Он просунул голову в отверстие, и с ужасом почувствовал, что туловище не проходит. Что делать?! Поверхность в нескольких метрах над головой, а на обратный путь не хватит времени. Накапливающийся в легких углекислый газ уже начал жечь горло и туманить голову. Стараясь не терять самообладания Кусто огляделся и заметил неподалеку еще одно отверстие. Если и оно окажется узким... Он метнулся к нему и, обдираясь, протиснулся на свободу. Позже он вспоминал об этом случае: "...главный вывод, который я сделал, - подводному пловцу нужен дыхательный аппарат, чтобы не зависеть от времени. Дюма, Тайе и я видели на дне моря столько заманчивого, но задержаться, чтобы рассмотреть все поближе, не могли. Дыхательные аппараты... Это было больным местом..." Достаточно распространено мнение о том, что творческая Цель - мысль заняться какой-либо конкретной проблемой - внезапно и случайно приходит творческой личности. Казалось бы, приведенный выше эпизод должен подтвердить ее. Анализ творческих биографий показывает обратное: постановке творческой Цели предшествует целый ряд событий, закономерно формирующих ее и делающих эту встречу неизбежной. Мы уже рассматривали, как формировался главный вектор творческого поиска Кусто - изучение подводного мира. Поэтому само стремление найти способ как можно дольше оставаться под водой вполне закономерно. Кроме того, Кусто с друзьями затеял съемки подводных фильмов, чтобы поделиться своими открытиями с окружающими. Это еще больше обострило потребность в продолжительном пребывании под водой.
Они начали испытывать различные типы существующего водолазного снаряжения, но ни один не удовлетворил их, как не удовлетворили и попытки самостоятельно усовершенствовать их. Тогда Кусто сделал первую попытку сконструировать самодельный кислородный аппарат, напоминающий спасательные аппараты подводников. Обе попытки испытательных погружений едва не завершились гибелью конструктора: чистый кислород уже на малых глубинах становится ядовитым. Что бы ни пытались предпринять друзья в направлении главного вектора творческого поиска, всюду они наталкивались на одно и то же препятствие. Случай в подводной пещере лишь подхлестнул события и заставил Кусто сформулировать четкую Цель: необходим простой и надежный аппарат на сжатом воздухе, позволяющий долго и свободно плавать под водой. Весь предшествующий опыт убеждал Кусто, что исследовать подводный мир можно, лишь став равным среди равных, плавая свободно, как рыбы. Работа над этой Целью окончилась в конце 1942 года созданием акваланга. И.И.Сикорский, работая в направлении своего главного вектора творческого поиска, пытался усовершенствовать - весьма успешно! - конструкцию самолета. Но все, что он делал, чуть лучше или хуже делали другие, а ведь он стремился внести в развитие авиации нечто принципиально новое. По мере накопления опыта и знаний он пришел к выводу, что людям в первую очередь нужны надежные самолеты, способные перевозить грузы и пассажиров на большие расстояния, независимо от погоды, а не легкокрылые "стрекозы". Так, в общем направлении поисков выявилась проблема - создать тяжелую многомоторную машину с закрытой кабиной - задача, по тем временам считавшаяся абсолютно неразрешимой. Собственные расчеты и опыт убеждали 25-летнего конструктора в достижимости поставленной Цели. На все доводы скептиков он скупо возражал: "Не нужно бояться тяжелых машин! Дайте им скорость и вы пустите в воздух вагон."
Первый же успешный полет "Русского витязя" блестяще опроверг самых ярых скептиков. Этот замечательный самолет положил начало развитию всей современной пассажирской и транспортной авиации. А.Л.Чижевский еще во время учебы в реальном училище сменил простое любование планетами и звездами на серьезный интерес к Солнцу. Но интерес интересом, а с чего начинать поиски своей Цели? Он начал ежедневно наблюдать за поверхностью светила, аккуратно зарисовывать солнечные пятна, отмечать в дневнике изменения их формы и расположения. Эта регулярная практическая работа, в сочетании с его разносторонними интересами, вывела на никем ранее не исследованную проблему влияния Солнца на земную жизнь и тем самым помогла уточнить главный вектор творческого поиска. Дальнейший выбор конкретной проблемы в этом направлении не вызвал особых затруднений: исследовать влияние на организм аэроионов, образующихся под воздействием Солнца. Многолетняя работа в этом направлении привела к созданию основ гелиобиологии. Отнюдь не с головокружительных "замахов" начинали свою творческую деятельность и другие, упоминавшиеся в этой книге творцы науки и техники. Например, Г.Селье свои первые шаги в экспериментальной медицине начинал с простых экспериментов по определению влияния витамина D на свертываемость крови. И.А.Ефремов начинал с освоения основ препараторского искусства и других приемов работы палеонтолога, с участия в качестве коллектора в зоологических экспедициях. П.Н.Яблочков практическую деятельность в электротехнике начинал со скромных попыток усовершенствовать телеграф. Н.В.Гулиа начинал свой путь к творческой Цели с экспериментов над известными накопителями энергии и попыток их усовершенствования. Итак, сделаем вывод. Для окончательного формирования главного вектора творческого поиска необходимо заняться конкретной практической деятельностью в интересующей области науки или техники, т.е. от усвоения знаний перейти к простейшим попыткам применения их на практике, к решению простых проблем и задач. Такая практическая деятельность является главным условием для выхода на свою будущую творческую Цель.
Как мы уже убедились, такие первые попытки не обязаны отличаться какой-либо особой оригинальностью и новизной. Главная их задача в другом: самостоятельное решение простых (даже известных) практических задач, затем все более сложных выводит на передний край знаний в выбранной области, прямо к барьеру НЕВОЗМОЖНОГО. При дальнейшем продвижении в направлении главного вектора творческого поиска неизбежна встреча с той или иной конкретной проблемой, решение которой уже находится по ту сторону барьера (см. рис.30). В таблице 2 сведены некоторые примеры выбора творческих Целей, выявленных в направлении главного вектора творческого поиска. Главный вектор творческого поиска можно уподобить своеобразной стреле мечты. Как верно пущенная стрела достигает своей цели, так и правильно направленная стрела мечты обязательно встретит на своем пути возможные творческие Цели. Таблица 2. Некоторые примеры творческих Целей
* * *
Итак, мы познакомились с пятью этапами становления творческой личности. Определили, что все они связаны с подготовкой к выбору и самим выбором творческой Цели. С выбором творческой Цели в целом завершается начальная стадия формирования творческой личности, и начинается собственно работа по достижению поставленной Цели, заключающаяся в постановке и решении необходимых для этого творческих задач. Кому-то такой путь может показаться слишком долгим, но другого нет. Зато он доступен каждому, кто тянется к новому, неведомому. В сочетании с развитием определенных качеств творческой личности, которые нам еще предстоит рассмотреть, на этом пути можно добиться самых удивительных результатов. * * * Приключение под водой Однажды Кусто и его товарищи снимали фильм на большой глубине. Внезапно раздался хлопок, и аквалангист, державший герметичный бокс с осветительной лампой, в мгновение ока очутился на дне. Выяснилось, что из-за большого давления лопнул толстый стеклянный иллюминатор, воздух вырвался наружу, и невесомый до этого бокс (стальной "колокол" с иллюминатором) превратился в пудовую болванку. Попытки оторвать его ото дна оказались тщетными. Как быстро поднять дорогой прибор на поверхность?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|