Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV этап: практическая реализация идеи




На четвертом этапе уровень развития науки и техники позволяет реализовать проект (изобретение) предыдущего этапа.

Главная задача творческой личности на этом этапе: создать работоспособный образец новой технической системы, пригодный для ее практического использования человеком.

Конечный итог - внедрение новой технической системы в жизнь - расширяет возможности человека, создает реальные предпосылки для дальнейшего развития науки и техники.

Идея полета в мировое пространство. 4 октября 1957 года ракета, созданная творческим коллективом С.П.Королева, впервые вывела на орбиту Земли искусственный спутник. 12 апреля 1961 года стартовал новый космический корабль С.П.Королева, пилотируемый Ю.А.Гагариным. С этого момента космонавтика прочно вошла в жизнь человечества.

Идея автотрофного человека. Реализация идеи в отдаленном будущем приведет к исчезновению сельского хозяйства, пищевой индустрии и многих отраслей техники, связанных с ними. Высвободятся колоссальные ресурсы энергии и мысли. Человечество обретет независимость от слепой игры стихий, направит свои силы на решение таких задач, о которых пока не смеет и мечтать.

Чтобы лучше понять возможные перспективы биоэлектрокатализа, вспомним выводы И.А.Ефремова об эволюционных причинах возникновения разума, окончательно сформулированные и обоснованные им в статье "Космос и палеонтология". Одна из главных тенденций биологической эволюции - увеличение независимости организма от внешней среды. Решение этой задачи лежит на генеральной линии - на линии увеличения уровня энергетики организма. И действительно, на протяжении всего огромного периода эволюции мы может видеть, как на смену огранизмам со слабой энергетикой приходили новые существа со все более совершенной энергетикой организма. На смену моллюскам пришли рыбы, тех сменили земноводные, затем возникли пресмыкающиеся, и, наконец, млекопитающие - теплокровные существа с могучей энергетикой организма. Преимущества теплокровности - как средства увеличения устойчивисти в перепетиях самых разных климатических условий - вне всяких сомнений. Но среди всех млекопитающих лишь наиболее совершенная энергетика человека обеспечила подпитку мозга столь мощным потоком энергии, что этого оказалось достаточно для возникновения разума. Сила мысли дала человеку колоссальные преимущества перед всеми видами жизни, когда-либо существовавшими на Земле. В этом смысле человека можно по праву считать вершиной биологической эволюции. Последней ли вершиной?

Биоэлектрокатализ может дать человеку качественно новый, несравнимо более высокий уровень энергетики организма. Это обеспечит человеку будущего огромную независимость от условий внешней среды, возникнут предпосылки для перехода работы мозга на качественно новый уровень. И, кто знает, каких высот тогда достигнет разум человека? Пока невозможно оценить все глобальные последствия, но одно ясно: человек из обитателя Земли превратится в обитателя Космоса. А этот шаг, по мнению К.Э.Циолковского, по своей значимости можно сравнить лишь с выходом наших далеких предков на сушу.

* * *

В рассмотренных этапах творчества существует лишь одно исключение, позволяющее нарушить последовательность переходов от этапа к этапу: в некоторых случаях возможен прямой переход от первого этапа к третьему, минуя второй.

Это происходит, когда в науке и технике возникли все предпосылки к созданию новой технической системы, а исследователи под влиянием психологической инерции игнорируют этот факт, не обращая внимания на исходную идею и не пытаясь дать ей теоретическое обоснование. Либо даже "научно" опровергают саму возможность ее реализации. И тогда изобретатели ставят их перед свершившимся фактом!

Когда в 1875 году А.Белл пришел к идее телефона, в электротехнике того времени не было даже намеков на такую возможность. Дж.Беднорц и К.Мюллер в 1986 году открыли "теплые" сверхпроводники вопреки всем отрицательным прогнозам, даваемым существующими теориям сверхпроводимости.

Масса покоя равна нулю

Однажды наступает такой момент, когда заветная Цель достигнута и даже, допустим, без особых препятствий получает признание. Тогда-то и начинается новый и очень трудный этап в жизни творческой личности. Человек, длительное время работавший на пределе сил и втянувшийся в такой режим работы, вдруг оказывается как бы в пустоте, наедине с самим собой, в поисках ответа на нелегкий вопрос: "Что делать дальше?"

Достижение Цели нередко приводит к депрессии. Психологи даже назвали возникающее при этом душевное состояние "синдромом Мартина Идена" - по имени главного героя замечательного романа Дж.Лондона, оказавшегося в подобной ситуации.

С другой стороны, как отмечал Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию", самая страшная ошибка, которую может совершить в этой ситуации творческая личность, - "увязнуть в побочных результатах собственного успеха." Как показали в "Жизненной стратегии творческой личности" Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин, прекращение работы над творческой Целью, по любой причине и независимо от результатов, равносильно творческой "смерти". Масса покоя творчества равна нулю! В чем же выход?

Ответ очевиден. Уже на заключительных этапах работы над Целью (или еще раньше) надо ставить перед собой новую творческую Цель. Но как и какую?

Попытаемся найти ответы на эти вопросы, поскольку это не только расширит возможные перспективы творческой работы, но и может дать дополнительную полезную информацию к проблеме правильного выбора первой творческой Цели.

Анализ биографий творческих личностей показывает, что за свою жизнь они осуществляют обычно один или несколько переходов к новым творческим Целям. А наиболее выдающиеся - до десяти и более! Таким образом в течение жизни у творческой личности складывается система творческих Целей. Примеры подобных систем приведены в приложении 1.

Основываясь на рассмотренных ранее этапах творчества, представим теперь полную систему возможных творческих Целей, охватывающую весь диапазон творчества в науке и технике.

I этап

Цель 1-1: выдвижение и обоснование идеи существования нового явления природы, или по-новому объясняющей уже известные.

Например, в первой половине XIX века М.Фарадей высказал смелую гипотезу о существовании электромагнитных волн.

Цель 1-2: выдвижение и обоснование идеи нового способа, технической системы (новой главной полезной функции), которая в будущем может привести к реализации принципиально новых возможностей человека, либо идеи, способной существенно улучшить выполнение главной полезной функции уже известных способов и технических систем.

Например, в 1842 году один из изобретателей телеграфа С.Морзе высказал идею возможности беспроволочной связи и даже попытался реализовать ее (неудачно), используя свойство проводимости воды.

II этап

Цель 2-1: открытие нового, неизвестного ранее факта, явления природы.

Например, в 1831 году М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, сыгравшее впоследствии важную роль в изобретении радио. В 1888 году Г.Герц экспериментально открыл электромагнитные волны, предсказанные теорией Максвелла.

Цель 2-2: установление новой закономерности, неизвестного ранее закона природы.

Например, в 1833 году Э.Х.Ленц, опираясь на открытие Фарадея, сформулировал закон электромагнитной индукции.

Цель 2-3: разработка новой научной теории, обобщающей более или менее широкий круг ранее известных фактов, по-новому объясняющей их, и способной предсказать существование новых, еще неизвестных фактов и явлений.

Например, в 1865 году Дж.Максвелл разработал электромагнитную теорию, обобщавшую результаты, полученные предшественниками - Г.Эрстедом, А.Ампером, Э.Х.Ленцем, М.Фарадеем и многими другими. Теория предсказывала существование электромагнитных волн и описывала их гипотетические свойства.

Цель 2-4: научное обоснование возможности создания новой технической системы (способа) или существенного улучшения уже известной.

Например, в 1896 году А.С.Попов, после проведения опытов Герца, пришел к выводу о возможности использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние.

III этап

Цель 3-1: изобретение новой технической системы (способа), позволяющей реализовать принципиально новую главную полезную функцию.

Например, 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества А.С.Попов продемонстрировал устойчивый прием электромагнитных волн с помощью своего изобретения.

Цель 3-2: изобретение усовершенствованной технической системы (способа), позволяющей существенно улучшить выполнение уже известной главной полезной функции.

Например, уже через несколько лет после появления радио американский изобретатель Р.Фессенден изобрел гетеродинный способ преобразования радиосигнала в приемнике, позволяющий существенно улучшить прием.

IV этап

Цель 4-1: создание пригодной для практического использования новой технической системы (способа), реализующей принципиально новую главную полезную функцию.

Например, 24 марта 1896 года А.С.Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы: "Генрих Герц". Летом того же года итальянский изобретатель Г.Маркони независимо создал аналогичную приемо-передающую аппаратуру.

Цель 4-2: создание пригодной для практического использования усовершенствованной технической системы (способа), существенно лучше выполняющей уже известную главную полезную функцию.

Например, в 1906 году Ли де Форест изобрел вакуумный триод и на его основе создал первый в мире ламповый радиоприемник. В 1913 году А.Мейснер построил первый ламповый радиопередатчик. Внедрение этих изобретений позволило неограниченно увеличить дальность радиоприема.

* * *

Задача N34:

Рассмотрите системы творческих Целей, приведенные в приложении 1. Проследите:

а) к какому этапу творчества и какому виду относятся содержащиеся в них Цели;

б) в каких случаях переход к новой Цели сопровождался переходом на другой этап творчества, в каких - нет;

в) в каких случаях переход к новой Цели требовал смены главного вектора ТП, в каких не требовал. Попытайтесь ответить: преемственны ли по отношению друг к другу Цели в каждой отдельной системе, является ли смена главного вектора ТП нарушением преемственности в выборе новой Цели? Обоснуйте ответ в каждом случае.

Волны творчества

Исходя из условий развития науки и техники (преемственность и взаимовлияние), на рис.41 показаны разрешенные переходы между различными этапами творчества при выборе новой творческой Цели. Стрелки 1, 2, 3, 7 показывают возможные переходы от Целей первого этапа к Целям четвертого (идея - теоретическое обоснование - техническая разработка - практическая реализация). Мы уже рассматривали примеры таких переходов (космонавтика и радио).


Рис. 41. Разрешенные переходы между этапами творчества при выборе новой творческой цели

Исходя из тех же условий, существуют обратные переходы от четвертого этапа к первому (на рисунке показаны стрелками 4, 5, 6, 8, 9, 10). Например, радио привело к возникновению новых видов техники и наук, например, телевидения, радиолокации, электроники, радиоастрономии и т.д. Возникли новые идеи первого этапа, например, идея-прогноз о возможности установления радиоконтакта с внеземными цивилизациями, высказанная в 1960 году американскими физиками Коккони и Моррисоном, научно-фантастическая идея Великого Кольца, высказанная в 1957 году И.А.Ефремовым ("Туманность Андромеды").

Возможны также переходы к новой Цели в пределах каждого из этапов, как между различными видами Целей (например, Цель 3-2 - Цель 3-1), так и в пределах одного и того же вида (например, Цель 3-2 - Цель 3-2). На рис.А такие переходы показаны горизонтальными стрелками. Так, продвижение только на I этапе характерно для писателя-фантаста, на II этапе - для исследователя, на III этапе - для изобретателя, на IV этапе - для инженера-изобретателя.

Принципиальный запрет существует только на два вида переходов - на прямые переходы от Целей первого и второго этапов к Целям четвертого, минуя Цели третьего, например, от Цели 1-2 или Цели 2-4 сразу к Цели 4-1 (грубое нарушение условия преемственности).

Примеры различных переходов как между этапами творчества, так и внутри них, содержатся в приложении 1.

* * *

Если рассмотреть процесс развития системы творческих Целей во времени (по основному маршруту 1-2-3-4-5-6), то схему на рис.41 можно развернуть в виде волны.

На рис.42 представлена модель "Волна творчества", отражающая этот волнообразный процесс эволюции творческих Целей. Волны 1 и 2 показывают смену творческих Целей для двух условных областей науки или техники по мере их развития. Нисходящие участки волн соответствуют переходам от первого этапа к четвертому. Восходящие участки - обратному процессу.


Рис. 42. Модель "Волна творчества" (развитие творческих целей во времени)

В точках пересечения этих волн А и В возникают новые волны 3 и 4: взаимовлияние, приводящее к возникновению на стыках различных научных и технических направлений новых направлений. Например, возникновение на стыке ракетной техники и авиации - реактивной авиации, на стыке биологии и электроники - молекулярной электроники. Те, в свою очередь, дают новые пересечения. Чем дольше идет процесс развития науки и техники, тем больше возникает новых волн и подобных стыков.

Сегодня уже никого не удивляет существование "пограничных" областей науки и техники - физическая химия, химическая физика, биофизика, биогеохимия и т.п. Эта особенность развития была выявлена В.И.Вернадским, писавшим по этому поводу: "...рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."

Итак, творческая личность из исходной точки О может перейти к новой Цели, либо сообразуясь с общим движением волны, либо продолжая продвижение на том же этапе, либо перейдя на любой другой этап. Например, от изобретения гетеродина (Цель 3-2 - Р.Фессенден) можно в соответствии с движением волны перейти к созданию приемника, работающего на этом принципе (Цель 4-2), либо к разработке нового способа обработки радиосигналов (Цель 3-2), либо заняться, допустим, проблемой радиолокации (Цель 2-4), либо перейти к обоснованию принципиально нового вида связи, допустим оптиковолоконной (Цель 1-2) и т.п. Единственное ограничение на разрешенные переходы накладывается необходимостью соответствия выбираемой Цели существующему уровню развития науки и техники.

Несвободная свобода

Как видим, творческая личность имеет очень большую свободу выбора новой Цели. Но с точки зрения высокой эффективности творческой работы это свобода кажущаяся: условие преемственности как универсальный принцип распространяется и на эту область.

Опыт выдающихся творческих личностей свидетельствует: наиболее значительных результатов достигает тот, кто каким-либо образом использует результаты предыдущей Цели при выборе и непосредственно в работе над новой Целью!

Рассмотрим возможные пути преемственного выбора новой Цели, обобщающие опыт таких творческих личностей.

  1. Расширение области применения результатов предыдущей Цели:
    • Использование результатов предыдущей Цели в качестве средства достижения новой Цели, чаще всего в научной области. Например, использование А.Левенгуком изобретенного им микроскопа в микробиологии; использование Ж.-И.Кусто изобретенного им акваланга в качестве средства исследования подводного мира, в подводной археологии, в подводной геологии и т.п.; использование О.Пикаром своего стратостата для исследования космических излучений.
    • Перенос знаний, опыта и ранее накопленных технических решений в другую область техники, т.е. выбор новой Цели на стыке различных областей техники. Например, перенос И.И.Сикорским "самолетостроительного" опыта в вертолетостроение; использование А.Н.Лодыгиным "электрических" знаний, накопленных при работе над электрическим геликоптером, в электроосвещении и водолазном деле; использование О.Пикаром "стратостатного" опыта при постройке батискафа.
    • Перенос методов и подходов из одной науки в другую, т.е. выбор новой Цели на стыке наук. Например, использование И.А.Ефремовым геологических методов для объяснения закономерностей захоронения ископаемых животных (тафономия); перенос В.И.Вернадским биологических и химических подходов в геологию (биогеохимия).
  2. Выявление новых противоречий, возникающих в результате достижения предыдущей Цели, и постановка новой Цели на их основе. Например, А.Н.Лодыгин после изобретения электрической лампы столкнулся с противоречием между долговечностью и необходимостью повысить ее светимость; И.А.Ефремов после создания тафономии столкнулся с новым противоречием между несовершенством палеонтологических методов и необходимостью повысить полноту палеонтологической летописи; Ж.-И.Кусто после изобретения акваланга столкнулся с противоречием между его ограниченными возможностями и необходимостью увеличения глубины и продолжительности погружений.
  3. Выбор в качестве новой Цели работы над необъяснимыми, "побочными" результатами, полученными в процессе достижения предыдущей Цели. Например, Г.Селье пришел к открытию стресса, обратив внимание на такую "мелочь", как сходство симптомов различных болезней на их ранней стадии.

Антипримеры: Т.Эдисон в 1883 году при конструировании новой лампы накаливания ввел в колбу дополнительный электрод, и... через пустоту пошел электрический ток; он не обратил на это внимания и НЕ изобрел вакуумный диод, и НЕ открыл электрон! Через год после изобретения Д.Габором магнитной линзы на ее основе другими был создан электронный микроскоп. Досаду Габора за промах не скрасило даже открытие им голографии.

* * *

Дополнительные примеры преемственности выбора творческих Целей содержатся в приложении 1.

Знание особенностей выбора новой Цели может не только существенно повысить эффективность последующей творческой работы, но и помочь в выборе своей первой творческой Цели.

 

Время, чтобы делать

В 20-х годах нашего века русский экономист Н.Д.Кондратьев провел тщательное исследование экономики Германии, Англии и США, начиная с первой промышленной революции 1775-1785 гг., и установил, что колебания в экономическом росте, в сопровождающих его появлении новых идей, их практической реализации и т.п., укладываются в несколько длинных циклов (волн) с периодом 40-60 лет. Для каждого цикла (волны) он выделил четыре характерных фазы - восстановление, процветание, снижение и депрессия (см. рис.43). Справедливость своей теории Кондратьев доказал на "практике", предсказав великую депрессию 1929-1933 гг.


Рис. 43. Макроциклы Кондратьева

Всего с 1775 года насчитывают четыре таких цикла, получивших название макроциклы Кондратьева. В таблице 3 приведены данные по макроциклам для США, полученные К.Б.де Грине.

Согласно выводам Кондратьева, фаза восстановления каждого нового цикла начинается с появления базовых изобретений, создающих основу для будущего экономического роста. Так, первый цикл начинался с появления паровой машины и ткацкого станка. В фазе процветания происходит интенсивное развитие и эксплуатация ранее полученных идей. В фазе снижения научно-технические идеи, питавшие экономический рост в период восстановления и процветания, начинают исчерпывать себя. А в фазе депрессии наступает их полный моральный износ, сопровождающийся резким спадом в экономике. Именно в это время в обществе возникает особо острая потребность в новых идеях.

Сравним время возникновения и реализации некоторых идей, уже упоминавшихся в этой книге, с данными таблицы 3.

Таблица 3. Макроциклы Кондратьева (по США)

  Циклы экономического роста
Фазы циклов I II III IV
Восстановление 1775-1785 пром.рев. 1840-1860 1896-1905 1937-1948
Процветание 1785-1815 1860-1873 1905-1920 1948-1970
Снижение 1815-1825 1873-1886 1920-1929 1970-1990
Депрессия 1825-1840 1886-1896 1929-1937 1990-2000
длительность 65 лет 56 лет 41 год 63 года

Идея беспроволочной связи (Морзе) возникла в фазе депрессии первой волны. Тогда же начались интенсивные исследования в области электричества. Открытие электромагнитных волн (Герц) и изобретение радио (Попов) произошло в фазе депрессии второй волны.

Идея самолета (Хенсон и Стрингфеллоу, 1842) возникла в начале фазы восстановления второй волны. Серьезные попытки его создания (Можайский, Адер, Максим) начались в фазах снижения и депрессии второй волны, а практически он был создан в фазе восстановления третьей волны (братья Райт).

Идея использования ракеты для полета в космос зародилась и получила теоретическое обоснование (Циолковский) в фазах снижения и депрессии второй и восстановления третьей волн. Формирование коллективов разработчиков космической техники (Тихомиров, Цандер, Королев, Глушко, Оберт, фон Браун и др.) и начало серьезных работ в ракетостроении пришлось на границу фаз депрессии третьей и восстановления четвертой волн.

Идея вычислительной машины (Бэббидж) возникла в фазе депрессии первой волны, а первая ЭВМ была создана в фазе восстановления четвертой волны.

Идея использования ядерной энергии (Кюри) возникла в фазе восстановления третьей волны, а первый ядерный реактор (Ферми, 1942) был построен в фазе восстановления четвертой.

Идея автотрофного человека (Вернадский) была высказана в фазе снижения третьей волны, а в фазе снижения четвертой волны она получила научное обоснование в виде биоэлектрокатализа.

Эти и многие другие факты позволяют сделать очень важный вывод о том, что полупериод волны творчества (см.рис.42), т.е. временная дистанция между Целями I и IV этапов творчества, для наиболее выдающихся идей равен периоду волны Кондратьева, что составляет 40-60 лет. А в отдельных случаях - два периода (например, для ЭВМ) и более (например, идею вертолета высказывал еще Л. да Винчи). Следовательно, если высказывается хорошо обоснованная идея I этапа, опережающая свое время, то ее практической реализации (IV этап) можно ожидать не ранее, чем через 40-60 лет. К последним, по-видимому, следует отнести идею авторофного человека. Исходя из данных таблицы 3, можно предположить, серьезные работы в этом направлении начнутся не ранее середины следующего века, т.е. на границе фаз снижения и депрессии пятой волны.

Таким образом, макроциклы Кондратьева характеризуют темпы развития науки и техники, скорость их "созревания" для решения той или иной проблемы, считая от появления идеи I этапа. Это подтверждается и противоположными примерами - "забытыми", "ненужными" открытиями и изобретениями.

Так, первые открытия законов генетики (Мендель) и радиоактивности (де Сен-Виктор) пришлись на середину фазы процветания второй волны, а их повторное открытие - на фазу восстановления третьей волны.

Первое открытие голографии (Вольфке) состоялось в фазе процветания третьей волны, а в фазе восстановления четвертой волны практически теми же средствами ее переоткрыл Габор! То же самое произошло с попытками создания пригодного для практики вертолета и реактивного самолета.

Вывод прост: "забвение", неприятие открытий и изобретений есть не только результат опережения уровня науки и техники, оно связано с многочисленными экономическими интересами общества. В фазах процветания общество в первую очередь заинтересовано в закреплении ранее достигнутых успехов!

Интересно, что возникновение ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, 1946) пришлось на фазу восстановления четвертой волны, но ее интенсивное развитие началось лишь с фазы снижения, а в фазе депрессии развитие приобрело лавинообразный характер. Возникновение принципиально новой компьютерной технологии (систем искусственного интеллекта на базе ТРИЗ) также пришлось на границу фаз снижения и депрессии (конец 80-х - начало 90-х годов).

Выдающееся открытие Н.Д.Кондратьева позволяет приблизительно установить предпочтительные временные (хронологические) интервалы для системы творческих Целей, рассмотренной в этой книге.

Так, в фазах снижения, депрессии и, частично, восстановления возникают наиболее благоприятные условия для работы над Целями I, III этапов и II этапа (работа над новыми научными направлениями). В конце фазы депрессии и в фазе восстановления можно приступать к работам над Целями IV этапа (практическая реализация новых технических систем). Фазы восстановления и процветания наиболее предпочтительны для работы над Целями II этапа (развитие уже существующих научных направлений), III и IV этапов (работа над усовершенствованием существующих видов техники).

* * *

Можно сказать, что читателям этой книги необычайно повезло, так как начало их творческой деятельности придется на период наиболее дерзновенных исканий на всех этапах творчества!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...