Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различение фонем испытуемыми с моторной афферентной афазией




Особенности восприятия звуков речи при моторной афазии

Сергеева.

 

Если зависимость речедвигательного анализатора от слухового в процессе развития речи не вызывает дискуссий у специалистов, то по -поводу характера зависимости функ­ций речеслухового анализатора от речедвигательного существуют две точки зрения, которые получили свое выражение в моторной и сенсорной теориях восприятия речи. Обе тео­рии имеют своих сторонников как в нашей стране, так и за рубежом. Представители сенсорной теории считают, что различение фонем в принципе может осуществляться с помощью слухового анализатора без речедвигательного. Суть моторной теории восприятия сводится к тому, что в основе различения фонем ле­жат не акустические, а артикуляци­онные признаки. Следовательно, слуховой анализатор при восприя­тии фонем не может обойтись без помощи речедвигательного.

Выявление правильности той или иной концепции в теоретическом плане необходимо для понимания механизмов восприятия и усвоения устной речи, в практическом — для рационального построения программ и разработки методов развития фо­нематического слуха, а также фор­мирования и коррекции речи у де­тей с нарушениями слухового и ре­чедвигательного анализаторов. Од­ним из способов изучения указанного вопроса, является выяснение возможностей восприятия на слух фонем людьми с разными нарушенн­ый речедвигательного анализатор (центральными и периферическими).

В статье рассматриваются результаты эксперимента по различению звуков речи лицами с моторной афазией, т. е. людьми, прежде владев­шими речью, а в настоящее время имеющими речевые нарушения, обу­словленные поражениями централь­ной (корковой) части речедвига­тельного анализатора.

В эксперименте испытуемым для различения на слух предъявлялись десять пар слогов одинаковой струк­туры, которые соотносились с десятью парами геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб и др.). Звуки, различение которых иссле­довалось, находились в начале сло­гов и представляли собой пары сог­ласных различной степени акустиче­ской и артикуляционной противопо­ставленности: сакряк, сякщак, рякляк, пакпяк, гаккак, мякняк, вакбак, дакнак, лакрак, тякчак. Каждой паре слогов соответствовали две опреде­ленные геометрические фигуры од­ной формы и размера, но различные по цвету (красный и белый). Так, слогам гаккак соответствовали красный и белый круги, мякняк— красный и белый треугольники и т. д. Таким образом соблюдалась одинаковая степень контрастности внутри всех пар геометрических фи­гур, соответствующих тем или иным парам слогов.

Последовательность предъявления пар слогов для разных испытуемых была различной. Каждая пара сло­гов предъявлялась в пяти вариан­тах последовательности. Порядок предъявления слогов в каждой паре определялся по таблице случайных, последовательностей цифр, предложенной П. Б. Шошиным.

Перед основным экспериментов проводился предварительный на материале дополнительной пары слогов (такмак) с целью ознакомления испытуемого с характером эксперимента и для уточнения количева пар слогов, которое можно предъявить данному испытуемому за один сеанс в соответствии с его индивидуальными особенностями. Это количество в среднем равнялось трём слогам, но в отдельных случаях колебалось от двух до пяти.

Прежде чем приступать к разли­чению на слух какой-либо пары сло­гов, проводилось ознакомление ис­пытуемого с этими слогами и выра­батывалась их связь (слухо-зрительная) с соответствующей парой гео­метрических фигур. Например, пе­ред испытуемым выкладывали крас­ный шарик и называли: «Это — сак», затем выкладывали белый и говори­ли: «Это— ряк». После того как связь слогов с геометрическими фи­гурами становилась прочной, прово­дился эксперимент с данной парой слогов. Лицо экспериментатора закрывалось экраном. По словесной инструкции (их было пять: «Пока­жи...», «Дай...», «Возьми...», «Поло­жи на край стола...», «Спрячь под стол...») испытуемый проделывал необходимые операции с фигурами, соответствующими названным сло­гам.

В эксперименте приняли участие испытуемые с моторной афазией: афферентной (кинестетической) и эфферентной (кинетической).

Первая группа испытуемых с мо­торной афферентной афазией со­стояла из 10 человек в возрасте от 19 до 63 лет с давностью заболева­ния от двух месяцев до двух с по­ловиной лет. В анамнезе у всех больных зафиксировано нарушение мозгового кровообращения в левом полушарии. У пятерых отмечалась Довольно развернутая собственная речь (у одного из них из-за грубой оральной апраксии почти совершен­но непонятная для окружающих, у четверых — с характерными много­численными литеральными парафазиями). У 5 человек наблюдалось тяжелое нарушение речи: от полно­го ее отсутствия до наличия отдель­ных коротких высказываний, кото­рые удавалось получить при специ­альном стимулировании: с помощью наводящих вопросов, картинок и т. п. Все испытуемые хорошо по­нимали обиходную речь. Повторе­ние отдельных звуков или слогов в тяжелых случаях было недоступно или крайне затруднено, при этом от­мечалась возможность спонтанного произнесения коротких простых слов. При менее выраженных нару­шениях было возможно повторение звуков, слов, иногда и коротких фраз, но произнесение звуков отли­чалось артикуляционными поиска­ми, нестойкостью артикуляционных укладов и частыми заменами звуков.

Вторая группа с моторной эффе­рентной афазией состояла также из
10 человек в возрасте от 19 до 58 лет
с давностью заболевания от двух ме­сяцев до двух лет. У 9 афазия явилась следствием нарушения мозгового кровообращения, у одного возникла после перенесенного менингоэнцефалита. Все испытуемые понимали обращенную речь. Собственная речь у большинства (8 человек)
была значительно нарушена (у од­ного из них собственная речь практически отсутствовала, у семи она была на уровне короткой аграмматичной фразы — «телеграфный стиль», отмечалось большое количе­ство литеральных парафазии, пропу­сков, персевераций). У двух испыту­емых собственная речь имелась, но отличалась небольшим аграмматизмом, легкими затруднениями в пост­роении фразы, замедленным темпом и далее несколько скандированным послоговым произношением.

Статистическая обработка мате­риалов исследования проводилась с помощью таблиц, предложенных П. В. Шошиным. в которых отобра­жены величины вероятностей разли­чения объектов при малом количе­стве их предъявлений. С помощью этих таблиц на основе положитель­ных и отрицательных ответов испытуемых можно судить о наличии различения той или иной пары вос­принимаемых объектов, а также и о сравнительной степени их различе­ния.

Полученные данные убеждают нас в том, что нарушения речедвигательного анализатора в корковой его ча­сти осложняют процесс слухового восприятия звуков речи. В опти­мальных для функции слухового анализатора условиях моторные афазики далеко не во всех случаях различали предъявляемые им пары звуков в слогах, причем в отноше­нии разных пар звуков трудности различения оказались не одинако­выми. Для иллюстрации приводим таблицы 1 к 2, в которых пары сло­гов расположены по убывающей сте­пени их различения.

Таблица №1

Различение фонем испытуемыми с моторной афферентной афазией

Предъявляемые слоги Число испытуемых, у которых различение
  нет есть
Лак – рак (л – р)    
Сак – ряк (с - р’)    
Тяк – чак (т’ - ч)    
Вак – бак (в - б)    
Пак – пяк (п - п)    
Сяк – щак (с’ - щ)    
Дак – нак (д - н)    
Гак – как (г -к)    
jак – ляк (j- л’)    
Мяк – няк (м ’- н’)    

Таблица № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...