Различение фонем испытуемыми с моторной афферентной афазией
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Особенности восприятия звуков речи при моторной афазии Сергеева.
Если зависимость речедвигательного анализатора от слухового в процессе развития речи не вызывает дискуссий у специалистов, то по -поводу характера зависимости функций речеслухового анализатора от речедвигательного существуют две точки зрения, которые получили свое выражение в моторной и сенсорной теориях восприятия речи. Обе теории имеют своих сторонников как в нашей стране, так и за рубежом. Представители сенсорной теории считают, что различение фонем в принципе может осуществляться с помощью слухового анализатора без речедвигательного. Суть моторной теории восприятия сводится к тому, что в основе различения фонем лежат не акустические, а артикуляционные признаки. Следовательно, слуховой анализатор при восприятии фонем не может обойтись без помощи речедвигательного. Выявление правильности той или иной концепции в теоретическом плане необходимо для понимания механизмов восприятия и усвоения устной речи, в практическом — для рационального построения программ и разработки методов развития фонематического слуха, а также формирования и коррекции речи у детей с нарушениями слухового и речедвигательного анализаторов. Одним из способов изучения указанного вопроса, является выяснение возможностей восприятия на слух фонем людьми с разными нарушенный речедвигательного анализатор (центральными и периферическими). В статье рассматриваются результаты эксперимента по различению звуков речи лицами с моторной афазией, т. е. людьми, прежде владевшими речью, а в настоящее время имеющими речевые нарушения, обусловленные поражениями центральной (корковой) части речедвигательного анализатора.
В эксперименте испытуемым для различения на слух предъявлялись десять пар слогов одинаковой структуры, которые соотносились с десятью парами геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб и др.). Звуки, различение которых исследовалось, находились в начале слогов и представляли собой пары согласных различной степени акустической и артикуляционной противопоставленности: сак — ряк, сяк — щак, ряк — ляк, пак — пяк, гак — как, мяк — няк, вак — бак, дак — нак, лак — рак, тяк — чак. Каждой паре слогов соответствовали две определенные геометрические фигуры одной формы и размера, но различные по цвету (красный и белый). Так, слогам гак — как соответствовали красный и белый круги, мяк — няк— красный и белый треугольники и т. д. Таким образом соблюдалась одинаковая степень контрастности внутри всех пар геометрических фигур, соответствующих тем или иным парам слогов. Последовательность предъявления пар слогов для разных испытуемых была различной. Каждая пара слогов предъявлялась в пяти вариантах последовательности. Порядок предъявления слогов в каждой паре определялся по таблице случайных, последовательностей цифр, предложенной П. Б. Шошиным. Перед основным экспериментов проводился предварительный на материале дополнительной пары слогов (так — мак) с целью ознакомления испытуемого с характером эксперимента и для уточнения количева пар слогов, которое можно предъявить данному испытуемому за один сеанс в соответствии с его индивидуальными особенностями. Это количество в среднем равнялось трём слогам, но в отдельных случаях колебалось от двух до пяти. Прежде чем приступать к различению на слух какой-либо пары слогов, проводилось ознакомление испытуемого с этими слогами и вырабатывалась их связь (слухо-зрительная) с соответствующей парой геометрических фигур. Например, перед испытуемым выкладывали красный шарик и называли: «Это — сак», затем выкладывали белый и говорили: «Это— ряк». После того как связь слогов с геометрическими фигурами становилась прочной, проводился эксперимент с данной парой слогов. Лицо экспериментатора закрывалось экраном. По словесной инструкции (их было пять: «Покажи...», «Дай...», «Возьми...», «Положи на край стола...», «Спрячь под стол...») испытуемый проделывал необходимые операции с фигурами, соответствующими названным слогам.
В эксперименте приняли участие испытуемые с моторной афазией: афферентной (кинестетической) и эфферентной (кинетической). Первая группа испытуемых с моторной афферентной афазией состояла из 10 человек в возрасте от 19 до 63 лет с давностью заболевания от двух месяцев до двух с половиной лет. В анамнезе у всех больных зафиксировано нарушение мозгового кровообращения в левом полушарии. У пятерых отмечалась Довольно развернутая собственная речь (у одного из них из-за грубой оральной апраксии почти совершенно непонятная для окружающих, у четверых — с характерными многочисленными литеральными парафазиями). У 5 человек наблюдалось тяжелое нарушение речи: от полного ее отсутствия до наличия отдельных коротких высказываний, которые удавалось получить при специальном стимулировании: с помощью наводящих вопросов, картинок и т. п. Все испытуемые хорошо понимали обиходную речь. Повторение отдельных звуков или слогов в тяжелых случаях было недоступно или крайне затруднено, при этом отмечалась возможность спонтанного произнесения коротких простых слов. При менее выраженных нарушениях было возможно повторение звуков, слов, иногда и коротких фраз, но произнесение звуков отличалось артикуляционными поисками, нестойкостью артикуляционных укладов и частыми заменами звуков. Вторая группа с моторной эфферентной афазией состояла также из
Статистическая обработка материалов исследования проводилась с помощью таблиц, предложенных П. В. Шошиным. в которых отображены величины вероятностей различения объектов при малом количестве их предъявлений. С помощью этих таблиц на основе положительных и отрицательных ответов испытуемых можно судить о наличии различения той или иной пары воспринимаемых объектов, а также и о сравнительной степени их различения. Полученные данные убеждают нас в том, что нарушения речедвигательного анализатора в корковой его части осложняют процесс слухового восприятия звуков речи. В оптимальных для функции слухового анализатора условиях моторные афазики далеко не во всех случаях различали предъявляемые им пары звуков в слогах, причем в отношении разных пар звуков трудности различения оказались не одинаковыми. Для иллюстрации приводим таблицы 1 к 2, в которых пары слогов расположены по убывающей степени их различения. Таблица №1 Различение фонем испытуемыми с моторной афферентной афазией
Таблица № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|