Постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытом воздухе и хадисы об этом.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Совершение двух праздничных Молитв на открытом воздухе В специально отведенном месте За городом – это Сунна
шейх Мухаммад Насыруддин аль-Албани
Первое издание
Перевод и примечания Руслан Абу Ибрахим
1430 г.х. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного Вступительное слово автора перевода Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. А затем: Это книга выдающегося ученого современности, имама приверженцев сунны и единой общины - Мухаммада Насыруддин аль-Албани. В адрес этого великого мухаддиса и факъиха было сказано много благого и похвального, но, достаточно того, что Сам Великий Аллах связал его имя вместе с именем посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и где бы ни было сказано – «сказал посланник Аллаха», обязательно подписано – «шейх аль-Албани сказал об этом хадисе так-то и так-то». «Воистину, так Мы воздаем творящим добро». Причин того, что я выбрал для перевода именно эту книгу шейха аль-Албани много, из них можно выделить несколько основных: 1) Главная из них та, что в среде наших мусульманских народов сильно укрепились праздники неверующих, такие как «новый год», «сабантуй», «рождество» и т.п. Масштабы проведения этих праздников увеличиваются с каждым годом. На телевидении, газетах и прочих СМИ эти праздники сильно популяризируются. Любому из тех, кто вырос в этой стране, знакомо какое-то особенное чувство приближения этих праздников, чувство ожидания чего-то чудесного от этих дней. Неверующие добились того, что воспитали в сердцах юного поколения искреннюю любовь и привязанность к различного рода утренникам и мероприятиям по случаю этих событий. В частности, в этом году (1430/2009) в нашем небольшом городке представители татарского народа провели акцию по возрождению некоторых традиций, связанных с празднованием «сабантуя». В том числе, они возрождали дурную традицию джахилии, когда несколько человек с частушками, стихами, гармонями, на запряженной лошади с колокольчиками, ходят по домам людей и просят их, чтобы люди выносили им что-либо из своих домов в честь праздника «сабантуй». Когда же наступил праздник мусульман – праздник Дня Разговения, и мусульмане города отправились в мечеть на совершение праздничной молитвы, подавляющее большинство жителей города шло на работу, а многие из них даже не знали о том, что это был день праздника. Посмотрите же, во что превратилась у людей религия Аллаха, и посмотрите, с какой неудержностью они стремятся к возрождению чужих для них традиций!
2) Также, многие люди не раз говорили мне: «Что у вас за праздник? У вас нет ни веселья, ни празднования». И я вспомнил то, что отложилось у меня с самого детства – душная мечеть, долгая, монотонная проповедь, различные суфийские обряды, и прочие явления, которые не способствовали зарождению в сердцах людей любви к этим великим праздникам. После прочтения этой книги, с соизволения Аллаха, станет понятно, что все эти явления не имеют отношения к нашей религии, а наши праздники, действительно заслуживают быть радостными, долгожданными днями. 3) Также, одной из причин, которые побудили меня к переводу этой благословенной книги то, что в ближайшие годы два наших мусульманских праздника будут проходить в наших городах в теплое время года (лето и начало осени). Как станет ясно читателю из этой книги, праздничная молитва, а также непосредственно само празднование, по сунне должно происходить за городом, на открытом воздухе, в специально отведенной для празднования площади, подобно тому, как сегодня проводят вышеназванные праздники неверующих. Но то, что так поступают неверующие, не заставляет нас отказаться от этого, ведь это наша сунна. На праздник Жертвоприношения, после молитвы, приносятся в жертву животные, из них готовится угощение, и после всего этого возможно проведение различных мероприятий для взрослых и детей.
И именно в эти теплые месяцы года, у мусульман наших городов есть возможность возродить сунну проведения праздничных молитв на открытой местности за городом. Возможность привить нам, и нашим детям любовь к праздникам Ислама, на которых возвеличиваются обряды религии единобожия. И, быть может, Всевышний Аллах, посредством этой и подобных книг, заменит жителям наших городов те праздники, которые они празднуют сейчас, на лучшие. И в заключении, обращаюсь к тем, кто прочитает эту книгу, не оставайтесь равнодушными к этой сунне, а наоборот, оживляйте ее, чтобы заслужить тем самым свою долю награды, о которой говорится в прекрасном хадисе: «Тот, кто оживит мою сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду, подобную награде тех, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!». ( Его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”).
Прошу Аллаха Его прекрасными Именами и высокими Атрибутами, чтобы Он сделал этот небольшой труд благословенным, который приносит пользу мусульманам, где бы они ни были. И чтобы Он сделал награду за этот труд всем, кто причастен к нему непрерывной, даже после того, как нас не станет. И также прошу Аллаха, чтобы не сделал Он мой грех преградой к успеху этой книги. И к Одному Аллаху необходимо обращаться за помощью.
4 Зуль-Ка’да, 1430 г./х.
Совершение праздничной молитвы на открытой местности За городом – это сунна
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. А затем: Тема этой нашей небольшой книги – утверждение того, что совершение праздничной молитвы на открытой местности за городом является сунной. Вначале у меня была мысль подготовить послание, обобщающее все вопросы, которые касаются двух праздничных молитв, подобно книге «Молитва тарауих», но, по той причине, что времени немного, и до праздника Разговения осталось всего несколько дней, я был вынужден ограничиться лишь тем вопросом, который упомянут в названии книги. При составлении этой работы, я не терял надежды на Аллаха в том, что Он облегчит мне в скором времени выпуск общего послания в этом вопросе и его распространения среди людей. Также я надеялся, что люди примут наши работы с радостью - быть может, я удостоюсь их праведной мольбы за меня в мое отсутствие, которая принесет мне пользу, если пожелает Аллах «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме представших перед Аллахом с непорочным сердцем» (с. аш-Шу’ара (26): 88-89). Знай же, уважаемый читатель, что авторы распространившейся книги «аль-Исаба» поместили в нее, ко всему прочему, две большие страницы (14-15), касающиеся нашей темы[1]. Но, к сожалению, они не достигли в этой работе ничего, кроме противоречия своим же словам, опозорившись этим так, что открылся для читателя их уровень знаний. В этой книге они налгали на нас, утверждая, что мы говорим о недействительности праздничной молитвы, совершенной в мечети. Они написали: «И причина того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил праздничную молитву на открытом воздухе, а не в мечети, это стесненное положение в Медине, так как не было в Медине мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Их слова являются глубоким невежеством, ведь мечети, которые были в Медине во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует), известны и многочисленны. Самые известные из них – мечеть «Куба», мечеть «двух Кибл», а также мечеть «аль-Фатх». О существовании этих мечетей упоминается во многих достоверных хадисах, которые собраны в соответствующих сборниках. Хафиз ибн Хаджар в «Шархе Сахих аль-Бухари» (1/445) упомянул названия и других мечетей. Пусть же вернется к этой книге тот, кто желает. Целью их ложных слов было желание предать забвению сунну проведения праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте. Для достижения этой цели они и выдумали эту ложную причину (то, что в Медине не было мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая не могла поместить всех молящихся в праздничный день). И здесь мы опровергаем эти ложные высказывания, говоря: даже если мы согласимся с вами в том, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могла уместить всех молящихся, то ведь они могли молиться в других мечетях города, как это делают люди сегодня. Поэтому в их оставлении молитвы в мечетях вместе с возможностью ее совершения в них, явное доказательство тому, что сунной является проведение этой молитвы на открытой местности. Этим мы опровергаем то, что они пытались доказать. Далее они сказали: «И когда увеличилось количество мусульман, их общий сбор на открытой местности стал невозможен, особенно в больших городах, таких как Дамаск, из-за многочисленности молящихся, и стали люди собираться по мечетям – кто, где мог». Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, на эту противоречивую логику. Как они сделали единый сбор мусульман на открытой местности невозможным, тогда как он легкий, облегченный. И доказательством возможности этого является то, что именно так всегда поступали в большинстве городов[2], как сказал имам ан-Науауи в «Шархе Сахих Муслим» (цитата его слов придет в главе «Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте»). И до сегодняшнего дня эта сунна жива и выполняется, по милости Аллаха, во многих городах и странах, таких как Дамаск, Иордания, Египет, Алжир, Хиджаз, Пакистан и др. Да и к тому же, какая нужда в разделении единства мусульман в этих многочисленных мечетях – больших и маленьких, разбросанных повсюду? Они столь близки друг к другу, что иногда между ними нет расстояния и в 50 шагов, а иногда и меньше этого.
И если бы авторы этой книги ограничили свои слова молитвой в единой большой мечети, у них бы еще нашлись предшественники в этом мнении[3], как это придет от имама аш-Шафи’и, но они нисколько не стесняются говорить то, чего не говорил до них ни один мусульманин, и все это на пути вражды с сунной. Ведь мусульмане едины во мнении, что праздничная молитва на открытой местности это сунна, если мечеть не помещает их, а большинство ученых, не оговаривает даже этого условия, напротив, говорят - даже если мечеть помещает их. В итоге, эти писатели противоречат своим невежеством всем мусульманам первым и последним. Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (с. ан-Ниса (4): 115). Поэтому сунна и еще раз сунна – о, люди! Также они сказали: «Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда был вынужден, все же совершал праздничную молитву в мечети». После чего, в подтверждение этому, упоминают в сноске хадис Абу Хурейры о совершении пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы в мечети, по причине дождя, выпавшего в ночь на праздник. Ответ на это: хадис Абу Хурейры, даже если мы согласимся, что он достоверен – довод за нас, ведь из него понимается, что если бы не дождь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно провел бы молитву вне мечети, и такое понимание не будет отрицать никто, кроме вас. Ведь все ваши прежние слова строятся на том, что праздничная молитва на открытой местности не узаконена в наши времена, так как вы считаете это невозможным. А мы уже опровергли это ваше суждение. И вернулся этот хадис доводом против вас, а не за вас. И все это в том случае, если данный хадис достоверен, а ведь он недостоверен, напротив, его иснад слабый, как еще придет разъяснение этого. А остальные же их слова вообще сущий вздор, который даже не заслуживает опровержения. Остается разобрать лишь одно их высказывание. После того, как они привели хадис от Абу Са’ида, который мы еще разберем, и хадис от Абу Хурейры, они отметили: «И из этих двух хадисов понимается то, что эта молитва действительна, как на открытой местности, так и в мечети, и в обоих случаях заслуживает награды. Так же, как из первого хадиса берется то, что совершение этой молитвы на открытой местности лучше, из-за постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом». Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, как они вернулись к истине, к которой мы их призываем, и пошли этим самым в противоречие своим словам. Но как ты думаешь – утвердились ли они на этой истине? Нет, напротив, опять вернулись туда, откуда начали. После того, как привели от ибн Хаджара слова имама аш-Шафи’и (которые еще придут), они сказали: «А тот, кто внимательно посмотрит на вышеизложенное, вместе с хадисом, который приводит аль-Бухари [4] от Умм ‘Атыи: «Повелел нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы женщины выходили в День Разговения и День Жертвоприношения, будь-то молодые, или те, у кого менструация и даже сидящие за занавесками, а что же касается тех, у которых менструация, то они не участвовали в молитве», а в другой версии: «приказывал выходить на открытую местность, чтобы участвовать в благих делах и мольбах мусульман», тот увидит, что причина постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытой местности состоит в том, что его мечеть не вмещала всех мужчин и женщин, либо же то, что той, у которой менструация нельзя заходить в мечеть». Я (аль-Албани) говорю: мы поразмыслили над этими словами и нашли, что они, также как и остальные, абсолютно беспочвенны. Ведь даже если мы согласимся, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вмещала всех мужчин и женщин, то ведь также дело обстоит и в наших мечетях - ни одна из них не способна вместить всех молящихся города. И вновь нам приходится констатировать, что и в этом случае нам остается лишь узаконенность выхода на открытую местность. И это то, что требовалось доказать. Также, если, по их мнению, женщине с регулами нельзя заходить в мечеть[5], то это признание от них самих, что открытая местность не имеет этого ограничения. Если же они будут заставлять людей проводить праздничные молитвы в мечети, то лишат этих женщин возможности присутствовать при благих делах и мольбах мусульман. Этим они будут противоречить приказу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришедшему в хадисе, который они приписали аль-Бухари. Поэтому, этот хадис также один из наших доводов на необходимость проведения двух праздничных молитв на открытой местности, а не в мечети. Ведь мечеть, как бы ни была велика, не может вместить всех, по их собственному признанию. Также из наших доводов против них, это их слова: «И женщины выходили на открытую местность и делали такбир вместе с такбиром мужчин [6], включая тех, у кого были регулы». Мы задаем им вопрос: как вы сможете осуществить эту сунну в мечетях? Это невозможно, кроме как, запретив женщинам вход в мечеть полностью[7], а это противоречит велению пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Остается только повелеть им собраться рядом с мечетью, вдоль ее стен и заборов. Но тогда они не смогут делать такбир вместе с такбиром мужчин. Поразмышляй же, о брат мусульманин, о том, что делает невежество с человеком, и возьми себе это уроком. (Примечание) Из того, что мы процитировали от авторов этой книги, становится понятным их мнение об узаконенности выхода женщин на молитву, даже если они молоды. Запомни же это, быть может, придет день, когда они поспешат отказаться от своих слов, увидев, как приверженцы сунны поступают согласно этой сунне, и это из их зависти и несправедливости! Мы же, в свою очередь, хотя и побуждаем женщин выходить на эту молитву для выполнения приказа посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, в то же время, просим самих этих женщин и их опекунов не забывать о необходимости выходить закрытыми и облаченными в шариатские одежды. Эти одежды должны прикрывать то, что они не имеют права показывать, а это все тело, кроме лица и кистей рук, как я разъяснил это в своей книге «Одежда женщины мусульманки согласно Корану и Сунне». Говорит Всевышний Аллах: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут их оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (с. аль-Ахзаб (33): 59). В названной книге мы ясно разъяснили желательность наряду с телом, закрывать лицо и кисти рук, несмотря на то, что приписали мне некоторые люди, которые не боятся Аллаха – Господа миров. Некоторые же, были сильно удивлены тому, что женщинам узаконено выходить из своих домов для совершения праздничной молитвы за городом. Так пусть же знают, что это истина, в которой нет сомнения, из-за многочисленности хадисов об этом. И одного только хадиса от Умм ‘Атыи, который был приведен ранее, достаточно, потому что это довод не только на узаконенность, но даже на обязательность этого выхода, ведь в хадисе содержится приказ пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Основа же в приказе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – обязательность его выполнения (уаджиб). К тому же, подтверждает этот приказ то, что передает Ибн Аби Шейба («аль-Мусаннаф» 2/184) от Абу Бакра, который сказал: «Обязанность каждой обладательницы подола – выход на две праздничные молитвы», иснад этого сообщения достоверный. Так повторит ли слова Абу Бакра тот, кто утверждает, что следует за сунной праведных халифов, а ведь это, как ты видишь, слова первого из халифов. Мы сомневаемся в этом, так пусть же они опровергнут нас в нашем сомнении (и это любимее для нас), а если же нет, то станет ясной для людей их цель от лозунгов защиты сунны. Мнение о том, что выход на праздничную молитву является обязательным для женщин, поддержал имам ас-Сан’ани в «Субулюс салям», а также имам аш-Шаукани и Сыддык Хасан Хан, и это то, что понимается из слов ибн Хазма. И, похоже, что ибн Таймийа также склонился к этому мнению (в книге «Ихтиярат»). Аллаху же ведомо лучше[8]. Я обещал подробнее разъяснить эти вопросы в этом послании, сейчас же, пришла пора выполнить это обещание. И я говорю:
Постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытом воздухе и хадисы об этом. Многие из великих ученых упоминали о том, что сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно совершения праздничных молитв было постоянное их совершение на открытом воздухе[9]. Множество хадисов, которые многочисленными путями приводятся в двух сборниках[10], в сунанах, масанидах[11] и других сборниках хадисов подтверждают это. Здесь же, необходимо привести хотя бы некоторые из этих хадисов, чтобы читатель мог убедиться в достоверности этих слов.
Хадис 1 Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «В Дни Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту молитвы [12], и первое, с чего он начинал, была молитва. После завершения молитвы, он вставал перед сидевшими рядами людьми, для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления, и если была необходимость послать в поход отряд, отдавал приказ о выходе [13]. Также он приказывал другие вещи, затем уходил». Абу Са’ид продолжил: «Люди продолжают так поступать и по сей день …». (Хадис приводит аль-Бухари (2/259-260), а также Муслим (3/20), и ан-Насаи (1/234), и аль-Мухамили в главе «О двух праздниках» (т.2 № 86 из моей рукописи, написанной моей рукой) и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/10/2) и аль-Бейхакый в «Сунан аль-Бейхакый» (3/280). Хадис 2 ‘Абдулла ибн ‘Умар рассказывал: «Утром, праздничного дня, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту совершения молитвы, перед ним шел человек с копьем (‘аназа) [14], и когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до места молитвы, это копье устанавливали перед ним. Он совершал молитву, обратившись в сторону этого копья. А копье устанавливали перед ним потому, что место молитвы было в поле, на открытом воздухе, на котором не росло ничего, чем можно было бы оградиться для молитвы». (Хадис приводит аль-Бухари (1/354), а также Муслим (2/55), и Абу Дауд (1/109), и ан-Насаи (1/232), и ибн Маджа (1/392), и Ахмад (№ 6286), приведенные слова принадлежат ибн Мадже, они наиболее подробны и иснад его достоверен, и также передает этот хадис аль-Мухамили (т.2 № 26-36), и Абу аль-Касим аш-Шухами в «Тухфатуль ‘ид» (№ 14-16 из моей рукописи, написанной рукой моего сына), и аль-Бейхакый (3/284-285).
Хадис 3 Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: «Однажды, в День Жертвоприношения, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на аль-Бакы’ [15] (в одном из риваятов: на специально отведенное для молитв место), совершил два рака’ата молитвы, затем повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, первое наше поклонение в этот наш день – это праздничная молитва, затем мы возвращаемся и режем животное. Тот, кто поступит таким образом, тот поступил в соответствии с нашей сунной, а тот, кто зарезал животное раньше времени, то это всего лишь мясо для его семьи, и не является праздничным жертвоприношением». (Хадис приводит аль-Бухари (2/372) и слова хадиса принадлежат ему, а также Ахмад (4/282), и аль-Мухамили (т.2 № 90, 96), и риваят, приведенный в скобках, принадлежит последним двоим с хорошим иснадом).
Хадис 4
«Как-то раз спросили ибн 'Аббаса: «Встречал ли ты когда-нибудь праздничный день вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)? Он ответил: «Да, и если бы я не был маленьким, не смог бы присутствовать рядом с ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил в этот день и шел, пока не доходил до специально сделанной отметки, которая находилась у дома Касира ибн Сальта [16], потом совершал молитву, затем проповедь. После проповеди он подходил к собравшимся женщинам, увещевал их и приказывал раздавать милостыню, я же, видел, как они протягивали свои руки (и ложили свои украшения) в одежду Биляля. Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил домой в сопровождении Биляля». (Хадис приводит аль-Бухари (2/373) и слова хадиса принадлежат ему, а также Муслим (2/18-19), и ибн Аби Шейба (2/3/2), и аль-Мухамили (№ 38-39), и Фирьяби (№ 85,93), и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/8/2-9/1). А Муслим, в своей ривае, приводит от ибн Джурайджа добавку к основной версии: «Я спросил ‘Ата: «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно, это их обязанность, почему бы им не делать этого?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|