Платон. Учение об идеальном государстве
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Возникновение философии в Древней Греции. Специфика философского знания
Древняя Греция была ориентирована не столько на религию, сколько на мифологию. Прежде всего, возникновение философии связывают с явлением, которое называется «движение от Мифа к Логосу», т.е. от конкретного мышления к абстрактному, с целью обозначить причины возникновения предметов и явлений мира. Тексты Гомера и античный театр и образовали то пространство духовности, в котором и произошло абстрактно-философское осмысление. Своеобразным стержнем образа жизни был Агон – дух состязательности, всегда предполагавший диалог. Движение от конкретного к абстрактному было возможным благодаря тому, что миф содержал и рациональное мышление, в котором возникли понятия, категории, зачатки наук. Философия стремилась увидеть причину, начало начал. Кроме благоприятных климатических условий (влажность, богатая флора и фауна, отсутствие резких колебаний температуры), развитию философии способствовало и рабовладение: считает, что отсутствие рабов-греков освобождало сознание, давало пространство для творческой деятельности. Еще одним фактором является полисное устройство государства, т.к. общественная жизнь была основана идеально. Также в качестве причины можно назвать и особенности национального характера греков: активная любознательность, интерес к другим культурам, к социальным явлениям. Греческое мышление является теоретическим, а не экспериментальным, отсюда многообразие школ и направлений. Философия – наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления
Специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:
Главное отличие заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщением знаний, накопленных ранее
Особенности философского знания:
Милетская школа
Милетская школа (Древняя Греция, VI в. до н.э.). Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Философы:
Поставили вопрос об архэ – первооснове всего сущего.
Фалес (основатель милетской школы): - первооснова всего – вода - Земля – плоский блин, который плавает в воде - считал, что даже неживая природа имеет душу - считал центром Вселенной Землю - допускал наличие множества Богов - точно определил продолжительность года - сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса)
Анаксимандр (ученик Фалеса): - первоосновой сущего считал апейрон (нечто неопределённое) - считал, что всё живое существовало в воде, а затем вышло на сушу - автор первого философского трактата «О природе» - вывел закон сохранения материи (все состоит из микроскопических элементов, после гибели/разрушения элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи/организмы)
Анаксимен (ученик Анаксимандра): - первоосновой считал воздух - все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами Гераклит
Гераклит (г. Эфес, VI-V вв. до н.э.): - первый философ, чьи сочинения дошли до нас (ок. 130 фрагментов) - первоосновой сущего считал огонь - считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну реку нельзя войти дважды») - признавал относительность окружающего мира - всё подчиняется логосу (слово, смысл), а люди не понимают его, так же как не помнят то, что видели во сне - сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истории - движущей силой всех процессов считал войну (борьбу) - выступал за материальность человеческой и мировой души Пифагор и пифагорейский союз
Пифагор (Древняя Греция, VI-V вв. до н.э.): - антиматериалист - основатель нумерологии и философии чисел - принципы нравственности Пифагора – основы современной этики Пифагорейский союз (Апеннинский п-ов,VI-V вв. до н.э.): - союз был тайным, знания нельзя было никому открыть - Занятия вёл Пифагор и делил учеников на 2 группы: те, кто получал знания с голоса и те, кто получал знания с обоснования - первопричиной сущего считали число (весь окружающий мир можно свести к числу и измерить с помощью числа) - в основе мира не конкретное число, а весь ряд натуральных чисел и дробей (если бы существовал отрезок, который можно уложить кратное число раз, тогда в основе было бы конкретное число, но всегда найдется отрезок, который будет короче или длиннее) Элейская школа
Элейская школа (Элея, VI-V вв. до н.э.). Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Смосский - основоположник – Ксенопан (обожествлял природу, выступал против мнения, что Боги обладают человеческой природой) - изучали проблемы познания - начинается расхождения между природой и физикой - Парменид – отец онтологии (учение о бытии). Бытие едино и однородно (бытие есть, а небытия нет, т.к. если сказать, что небытие существует, это будет означать, что несуществующее существует; бытие едино т.к.для того, чтобы оно было множественно должно быть что-то способное его разделить, а разделить его способно небытие, но небытия нет; неоднородность обуславливается тем, что небытие должно быть где-то больше, а где-то меньше)
- считали всё сущее выражением идей Зенон Элейский – ученик Парменида, известный своими парадоксальными рассуждениями на тему движения, бесконечности и множеств Демокрит
Демокрит (Древняя Греция, V-IV вв. до н.э.): - считал, что основа всего – атомы. Они образую вещество, всё состоит из атомов, а кроме них есть только пустота - отец материалистической философии - мир Демокрита детерминистичен, всё закономерно, всё зависит друг от друга (т.е. в нём отсутствуют какие-либо случайности. «Случайность – это мера нашего незнания») - существует круговорот атомов: вещи/организмы распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы нашего мира Софисты
Софисты (Древняя Греция, VI-V вв. до н.э.) – платные учителя мудрости; обучали вести свои дела и публично выступать в суде - основная цель – сформировать мнение большинства - считали, что истины не существует, а точнее, она совпадает с мнением большинства - эпистема – знание, докса – мнение. Ориентир на доксу, отсутствует стремление познать истину - с софистов начинается интерес к человеку, к личности - стремление всё проверить на практике - отрицание традиций, основанных на непроверенном знании - стремление доказать несовершенство и условность государства и права - распространили большое количество знаний в греческих полисах - использовали софизмы («То, что ты не потерял, ты имеешь: ты не потерял рога, значит, ты их имеешь») Представитель – Протагор («Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют») - вне человеческого сознания ничего не существует - что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности - окружающий мир относителен - существует только мир мнения Сократ
Сократ (V-IV вв. до н.э.) - Сократ не был софистом в полном смысле, но в какой-то мере был их продолжателем - считал, что объективная истина существует, и она не зависит ни от мнения большинства, ни от чьего-либо мнения вообще
- любое знание есть добро, а любое зло совершается от незнания - 2 основных тезиса: «познай самого себя» и «я знаю, что я ничего не знаю» (изначальный принцип познания; знание простых лишь докса, а добыть нужно эпистему) - был ложно осуждён афинским судом, мог уйти от наказания (сбежать/выплатить штраф), но принял наказание, т.к. смерть – не самое страшное - способствовал просвещению граждан - ввёл диалогический способ поиска метода истины, т.е. в споре, а не путём декларирования
Платон. Теория идей
Платон (V-IV вв. до н.э.) – ученик Сократа - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных произведений («Апология Сократа», «Государство», «Законы»; в основном – в форме диалогов) - является основателем идеализма Теория идей: - в отличие от предшественников, считал, что в основе сущего не что-то материальное, а множество идей - вещи, которые мы видим – временны, они возникают и уничтожаются, а идеи вечны - идеи существуют до вещей и в какой-то момент могут быть реализованы - метафора пещеры (человек находится в пещеры, обращен спиной к источник света, всё что он видит – лишь тень) Платон. Учение об идеальном государстве
- теория идеального государства изложена в двух работах – «Законы» и «Государство» - общество должно быть разделено на 3 слоя (не замкнуты, т.е. можно перейти из одного слоя в другой): правители (философы, кот. должны управлять государством; должны иметь высокий интеллект, быть воинами, учиться всю жизнь, начинать править после 50 лет, когда «утихнут страсти души»). Воины (стражники; их души более грубы и просты, как и взгляд на жизнь; не должно быть частной собственности, т.к. если у них заведутся деньги, то они больше начнут бояться врагов внутренних, чем внешних). Ремесленники и крестьяне (у них не должно быть достатка, чтобы был стимул работать больше) - если принцип собственного блага будет лежать в основе деятельности тех, стоит на страже государства, то они разрушат государство до основания, и только у тех, кто его разрушил, будет шанс хорошо устроиться и процветать - двумя оптимальными формами государственного устройства являются аристократия и монархия (демократия несправедлива и перерождается в тиранию, олигархию или тимократию) Аристотель: «Метафизика»
Аристотель (IV в. до н.э.) – младший современник Платона - основал собственную философскую школу «Ликей» - делил философию на поэтическую, практическую (о деятельности человека, устройстве государства) и теоретическую (проблемы бытия и всего сущего) «Метафизика»:
- рассматривает отдельные вещи, выделяя материю и форму - считал, что форма важнее материи, т.к. именно благодаря форме человек становится тем, кем он является - 4 причины бытия: материальная (материя), действующая (то, что приводит в действия и обуславливает изменения), целевая (во имя чего совершается действие) и форма (главная причина бытия) - идеи схожи с идеями Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра (в основе находятся материальные субстанции) - перводвигатель – Бог (в отличие от трактата «Физика», где в качестве перводвигателя он называл сферу неподвижных звёзд) - сам Бог неподвижен, он только приводит всё в движение; он совершенен, его разум совершеннее человеческого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|