Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платон. Учение об идеальном государстве




Возникновение философии в Древней Греции. Специфика философского знания

 

Древняя Греция была ориентирована не столько на религию, сколько на мифологию. Прежде всего, возникновение философии связывают с явлением, которое называется «движение от Мифа к Логосу», т.е. от конкретного мышления к абстрактному, с целью обозначить причины возникновения предметов и явлений мира. Тексты Гомера и античный театр и образовали то пространство духовности, в котором и произошло абстрактно-философское осмысление. Своеобразным стержнем образа жизни был Агон – дух состязательности, всегда предполагавший диалог. Движение от конкретного к абстрактному было возможным благодаря тому, что миф содержал и рациональное мышление, в котором возникли понятия, категории, зачатки наук. Философия стремилась увидеть причину, начало начал.

Кроме благоприятных климатических условий (влажность, богатая флора и фауна, отсутствие резких колебаний температуры), развитию философии способствовало и рабовладение: считает, что отсутствие рабов-греков освобождало сознание, давало пространство для творческой деятельности. Еще одним фактором является полисное устройство государства, т.к. общественная жизнь была основана идеально. Также в качестве причины можно назвать и особенности национального характера греков: активная любознательность, интерес к другим культурам, к социальным явлениям. Греческое мышление является теоретическим, а не экспериментальным, отсюда многообразие школ и направлений.

Философия – наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления

 

Специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

  1. имеет много общего с научным знанием (предмет, методы, понятийный аппарат)
  2. в то же время, не является научным знанием в чистом виде

 

Главное отличие заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщением знаний, накопленных ранее

 

Особенности философского знания:

  • имеет сложную структуру (гносеология, онтология, логика)
  • носит предельно общий характер
  • содержит основополагающие идеи понятия, которые лежат в основе других наук
  • несёт в себе отпечаток мировоззрения отдельных философов
  • изучает не только предмет познания, но и механизм его изучения

Милетская школа

 

Милетская школа (Древняя Греция, VI в. до н.э.). Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Философы:

  • выступали с материалистических позиций
  • занимались кроме философии точными и естественными науками
  • пытались объяснить закон природы (отсюда второе название – «школа физиков»)
  • искали субстанцию, из которой возник мир

 

Поставили вопрос об архэ – первооснове всего сущего.

 

Фалес (основатель милетской школы):

- первооснова всего – вода

- Земля – плоский блин, который плавает в воде

- считал, что даже неживая природа имеет душу

- считал центром Вселенной Землю

- допускал наличие множества Богов

- точно определил продолжительность года

- сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса)

 

Анаксимандр (ученик Фалеса):

- первоосновой сущего считал апейрон (нечто неопределённое)

- считал, что всё живое существовало в воде, а затем вышло на сушу

- автор первого философского трактата «О природе»

- вывел закон сохранения материи (все состоит из микроскопических элементов, после гибели/разрушения элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи/организмы)

 

Анаксимен (ученик Анаксимандра):

- первоосновой считал воздух

- все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха

- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами

Гераклит

 

Гераклит (г. Эфес, VI-V вв. до н.э.):

- первый философ, чьи сочинения дошли до нас (ок. 130 фрагментов)

- первоосновой сущего считал огонь

- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну реку нельзя войти дважды»)

- признавал относительность окружающего мира

- всё подчиняется логосу (слово, смысл), а люди не понимают его, так же как не помнят то, что видели во сне

- сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истории

- движущей силой всех процессов считал войну (борьбу)

- выступал за материальность человеческой и мировой души

Пифагор и пифагорейский союз

 

Пифагор (Древняя Греция, VI-V вв. до н.э.):

- антиматериалист

- основатель нумерологии и философии чисел

- принципы нравственности Пифагора – основы современной этики

Пифагорейский союз (Апеннинский п-ов,VI-V вв. до н.э.):

- союз был тайным, знания нельзя было никому открыть

- Занятия вёл Пифагор и делил учеников на 2 группы: те, кто получал знания с голоса и те, кто получал знания с обоснования

- первопричиной сущего считали число (весь окружающий мир можно свести к числу и измерить с помощью числа)

- в основе мира не конкретное число, а весь ряд натуральных чисел и дробей (если бы существовал отрезок, который можно уложить кратное число раз, тогда в основе было бы конкретное число, но всегда найдется отрезок, который будет короче или длиннее)

Элейская школа

 

Элейская школа (Элея, VI-V вв. до н.э.). Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Смосский

- основоположник – Ксенопан (обожествлял природу, выступал против мнения, что Боги обладают человеческой природой)

- изучали проблемы познания

- начинается расхождения между природой и физикой

- Парменид – отец онтологии (учение о бытии). Бытие едино и однородно (бытие есть, а небытия нет, т.к. если сказать, что небытие существует, это будет означать, что несуществующее существует; бытие едино т.к.для того, чтобы оно было множественно должно быть что-то способное его разделить, а разделить его способно небытие, но небытия нет; неоднородность обуславливается тем, что небытие должно быть где-то больше, а где-то меньше)

- считали всё сущее выражением идей

Зенон Элейский – ученик Парменида, известный своими парадоксальными рассуждениями на тему движения, бесконечности и множеств

Демокрит

 

Демокрит (Древняя Греция, V-IV вв. до н.э.):

- считал, что основа всего – атомы. Они образую вещество, всё состоит из атомов, а кроме них есть только пустота

- отец материалистической философии

- мир Демокрита детерминистичен, всё закономерно, всё зависит друг от друга (т.е. в нём отсутствуют какие-либо случайности. «Случайность – это мера нашего незнания»)

- существует круговорот атомов: вещи/организмы распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы нашего мира

Софисты

 

Софисты (Древняя Греция, VI-V вв. до н.э.) – платные учителя мудрости; обучали вести свои дела и публично выступать в суде

- основная цель – сформировать мнение большинства

- считали, что истины не существует, а точнее, она совпадает с мнением большинства

- эпистема – знание, докса – мнение. Ориентир на доксу, отсутствует стремление познать истину

- с софистов начинается интерес к человеку, к личности

- стремление всё проверить на практике

- отрицание традиций, основанных на непроверенном знании

- стремление доказать несовершенство и условность государства и права

- распространили большое количество знаний в греческих полисах

- использовали софизмы («То, что ты не потерял, ты имеешь: ты не потерял рога, значит, ты их имеешь»)

Представитель – Протагор («Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»)

- вне человеческого сознания ничего не существует

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности

- окружающий мир относителен

- существует только мир мнения

Сократ

 

Сократ (V-IV вв. до н.э.)

- Сократ не был софистом в полном смысле, но в какой-то мере был их продолжателем

- считал, что объективная истина существует, и она не зависит ни от мнения большинства, ни от чьего-либо мнения вообще

- любое знание есть добро, а любое зло совершается от незнания

- 2 основных тезиса: «познай самого себя» и «я знаю, что я ничего не знаю» (изначальный принцип познания; знание простых лишь докса, а добыть нужно эпистему)

- был ложно осуждён афинским судом, мог уйти от наказания (сбежать/выплатить штраф), но принял наказание, т.к. смерть – не самое страшное

- способствовал просвещению граждан

- ввёл диалогический способ поиска метода истины, т.е. в споре, а не путём декларирования

 

Платон. Теория идей

 

Платон (V-IV вв. до н.э.) – ученик Сократа

- первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных произведений («Апология Сократа», «Государство», «Законы»; в основном – в форме диалогов)

- является основателем идеализма

Теория идей:

- в отличие от предшественников, считал, что в основе сущего не что-то материальное, а множество идей

- вещи, которые мы видим – временны, они возникают и уничтожаются, а идеи вечны

- идеи существуют до вещей и в какой-то момент могут быть реализованы

- метафора пещеры (человек находится в пещеры, обращен спиной к источник света, всё что он видит – лишь тень)

Платон. Учение об идеальном государстве

 

- теория идеального государства изложена в двух работах – «Законы» и «Государство»

- общество должно быть разделено на 3 слоя (не замкнуты, т.е. можно перейти из одного слоя в другой): правители (философы, кот. должны управлять государством; должны иметь высокий интеллект, быть воинами, учиться всю жизнь, начинать править после 50 лет, когда «утихнут страсти души»). Воины (стражники; их души более грубы и просты, как и взгляд на жизнь; не должно быть частной собственности, т.к. если у них заведутся деньги, то они больше начнут бояться врагов внутренних, чем внешних). Ремесленники и крестьяне (у них не должно быть достатка, чтобы был стимул работать больше)

- если принцип собственного блага будет лежать в основе деятельности тех, стоит на страже государства, то они разрушат государство до основания, и только у тех, кто его разрушил, будет шанс хорошо устроиться и процветать

- двумя оптимальными формами государственного устройства являются аристократия и монархия (демократия несправедлива и перерождается в тиранию, олигархию или тимократию)

Аристотель: «Метафизика»

 

Аристотель (IV в. до н.э.) – младший современник Платона

- основал собственную философскую школу «Ликей»

- делил философию на поэтическую, практическую (о деятельности человека, устройстве государства) и теоретическую (проблемы бытия и всего сущего)

«Метафизика»:

- рассматривает отдельные вещи, выделяя материю и форму

- считал, что форма важнее материи, т.к. именно благодаря форме человек становится тем, кем он является

- 4 причины бытия: материальная (материя), действующая (то, что приводит в действия и обуславливает изменения), целевая (во имя чего совершается действие) и форма (главная причина бытия)

- идеи схожи с идеями Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра (в основе находятся материальные субстанции)

- перводвигатель – Бог (в отличие от трактата «Физика», где в качестве перводвигателя он называл сферу неподвижных звёзд)

- сам Бог неподвижен, он только приводит всё в движение; он совершенен, его разум совершеннее человеческого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...