Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоицизм. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий




 

Стоицизм (возникла в Греции, III в. до н.э. – III в. н.э., стоя – часть римского порта, место для общения)

- главная проблема стоиков – проблема свободы (свобода есть выбор между двумя возможными вариантами)

- путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, мудрость

- призыв к жизни в согласии с природой

- признание добродетели единственным благом, а порога – единственным злом

- добродетель – знания о добре и зле, при этом следование добру

- законы и государственная власть признаются только если они добродетельны

- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста несправедливости, в случае невозможности делать добро

- эстетизм в мыслях и поступках

- восхищение богатством, здоровьем, красотой; осуждение болезней, нищеты, попрошайничества, пороков

- высшая цель человека – стремление к счастью

 

Сенека (I в. до н.э.) – крупный римский философ, приближенный к императору

- проповедовал идею добродетели

- призывал не участвовать в общественной жизни, сосредоточиться на себе и своём благосостоянии

- был сторонником незаметной для государства, но яркой для индивида жизни

- приветствовал покой и созерцание

- верил в безграничные возможности развития человека, предвидел культурный и технический прогресс

- преувеличивал роль философов, презирал «толпу» (простой необразованный люд)

- считал, что философия не просто теоретические рассуждения, а руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижении людьми счастья в жизни

 

Эпиктет (II-I в. н.э.) – бывший раб

- в его учении отразился протест против угнетения

- изменить ход вещей не во власти человека, в их власти лишь мнения, желания, стремления, а остальное (включая имущество, славу тело) – мало от них зависит

- нужно стремиться сделать правильный выбор линии поведения, это поможет пережить трудности, убережёт от страданий

- будь умерен (не вызывай зависти, будь разборчив в выборе друзей)

- «Терпи и воздерживайся» (непротивление злу, восславление бедности, воздержания, терпения, смирения)

- рекомендовал отказаться от стремления к богатству, славе, почестям, нужно сузить свои потребности и довольствоваться тем, чего может достичь сам человек (аскетизм)

- подлинное богатство – это мудрость

- советовал жить так, как приходиться: исполнять гражданские обязанности, трудности, иметь семью и детей, помогать друзьям в беде

- призывал к кротости, т.к. насилие порождает насилие

 

 

Марк Аврелий (II в. н.э.) – римский философ, а затем – император

 

- глубокое личное уважение к Богу

- признание Бога высшим мировым началом

- Бог – активная материально-духовная сила, объединяющая весь мир и проникающая во все его части

- объяснял все происходящие события божьим промыслом

- главная причина успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья – сотрудничество с божественными силами

- мир делится на внешний (неподвластный человеку) и внутренний (подвластный человеку)

- основная причина счастья отдельного человека – приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним

- разделение души и разума

- призыву к несопротивлению внешним обстоятельствам, т.е. к следованию судьбе

- размышления о конечности человеческой жизни, призыв ценить и использовать все возможности жизни

 

 

Изменение философской традиции при переходе от античности к средневековью. Неоплатонизм

 

Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, цель которого – строгая систематизация учения Платона, устранение противоречий и его дальнейшее развитие (расцвет в XV в. – эпоха Возрождения)

- противопоставление схоластической философии новой философской системы, основанной на идеях платона

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось первоначальное значение вещей

- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали её как самостоятельный микрокосм

- призывали к созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы все направления

 

Николай Кузанский (XV в.) – священнослужитель; дал новую трактовку бытия и познания

- не существует разницы между Богом и Его творением (т.е. мир един, а Бог и окружающий мир – одно и то же)

- закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, совпадают форма и материя

- идея и материя едины

- существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность

- Вселенная бесконечна, не имеет начала и конца, не имеет центра

- не Бог заключен в окружающем мире, а всё сущее заключено в нём

- бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания

 

Джованни Пико делла Мирандола (XV в.) – попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения, создав «900 тезисов»

 

- возвысить человека и признать его отдельной реальностью («четвёртый мир космоса» наряду с элементарным, небесным и ангельским)

- признать за человеком полную свободу выбора

- объединить все философские учения и найти золотую середину

Становление и развитие патристики. Тертулиан, Боэций

 

Патристика – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. н.э., которых принято называть «святыми отцами (учителями) церкви»

- теоцентризм (главная причина всего сущего, основная тема исследований – Бог)

- мало внимания уделялось изучению космоса, природы, явлений окружающего мира, т.к. они считались творением Бога

- господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе – в Библии)

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (божественная сущность человека)

- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения

- идея о воскрешении человека из мёртвых (и души и тела) при богоугодном поведении

- догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения Бога в теле человека Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества

- мир познаваем через веру в Бога

- замкнутость философии на самой себе, традиционность, оторванность от реального мира, догматизм

Философские проблемы в учении Марка Аврелия

 

Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
- 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе»
- Антиматериалист
- Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...