Стоицизм. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Стоицизм (возникла в Греции, III в. до н.э. – III в. н.э., стоя – часть римского порта, место для общения) - главная проблема стоиков – проблема свободы (свобода есть выбор между двумя возможными вариантами) - путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, мудрость - призыв к жизни в согласии с природой - признание добродетели единственным благом, а порога – единственным злом - добродетель – знания о добре и зле, при этом следование добру - законы и государственная власть признаются только если они добродетельны - оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста несправедливости, в случае невозможности делать добро - эстетизм в мыслях и поступках - восхищение богатством, здоровьем, красотой; осуждение болезней, нищеты, попрошайничества, пороков - высшая цель человека – стремление к счастью
Сенека (I в. до н.э.) – крупный римский философ, приближенный к императору - проповедовал идею добродетели - призывал не участвовать в общественной жизни, сосредоточиться на себе и своём благосостоянии - был сторонником незаметной для государства, но яркой для индивида жизни - приветствовал покой и созерцание - верил в безграничные возможности развития человека, предвидел культурный и технический прогресс - преувеличивал роль философов, презирал «толпу» (простой необразованный люд) - считал, что философия не просто теоретические рассуждения, а руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижении людьми счастья в жизни
Эпиктет (II-I в. н.э.) – бывший раб - в его учении отразился протест против угнетения - изменить ход вещей не во власти человека, в их власти лишь мнения, желания, стремления, а остальное (включая имущество, славу тело) – мало от них зависит
- нужно стремиться сделать правильный выбор линии поведения, это поможет пережить трудности, убережёт от страданий - будь умерен (не вызывай зависти, будь разборчив в выборе друзей) - «Терпи и воздерживайся» (непротивление злу, восславление бедности, воздержания, терпения, смирения) - рекомендовал отказаться от стремления к богатству, славе, почестям, нужно сузить свои потребности и довольствоваться тем, чего может достичь сам человек (аскетизм) - подлинное богатство – это мудрость - советовал жить так, как приходиться: исполнять гражданские обязанности, трудности, иметь семью и детей, помогать друзьям в беде - призывал к кротости, т.к. насилие порождает насилие
Марк Аврелий (II в. н.э.) – римский философ, а затем – император
- глубокое личное уважение к Богу - признание Бога высшим мировым началом - Бог – активная материально-духовная сила, объединяющая весь мир и проникающая во все его части - объяснял все происходящие события божьим промыслом - главная причина успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья – сотрудничество с божественными силами - мир делится на внешний (неподвластный человеку) и внутренний (подвластный человеку) - основная причина счастья отдельного человека – приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним - разделение души и разума - призыву к несопротивлению внешним обстоятельствам, т.е. к следованию судьбе - размышления о конечности человеческой жизни, призыв ценить и использовать все возможности жизни
Изменение философской традиции при переходе от античности к средневековью. Неоплатонизм
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, цель которого – строгая систематизация учения Платона, устранение противоречий и его дальнейшее развитие (расцвет в XV в. – эпоха Возрождения)
- противопоставление схоластической философии новой философской системы, основанной на идеях платона - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось первоначальное значение вещей - не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали её как самостоятельный микрокосм - призывали к созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы все направления
Николай Кузанский (XV в.) – священнослужитель; дал новую трактовку бытия и познания - не существует разницы между Богом и Его творением (т.е. мир един, а Бог и окружающий мир – одно и то же) - закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, совпадают форма и материя - идея и материя едины - существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность - Вселенная бесконечна, не имеет начала и конца, не имеет центра - не Бог заключен в окружающем мире, а всё сущее заключено в нём - бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания
Джованни Пико делла Мирандола (XV в.) – попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения, создав «900 тезисов»
- возвысить человека и признать его отдельной реальностью («четвёртый мир космоса» наряду с элементарным, небесным и ангельским) - признать за человеком полную свободу выбора - объединить все философские учения и найти золотую середину Становление и развитие патристики. Тертулиан, Боэций
Патристика – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. н.э., которых принято называть «святыми отцами (учителями) церкви» - теоцентризм (главная причина всего сущего, основная тема исследований – Бог) - мало внимания уделялось изучению космоса, природы, явлений окружающего мира, т.к. они считались творением Бога - господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе – в Библии) - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (божественная сущность человека)
- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения - идея о воскрешении человека из мёртвых (и души и тела) при богоугодном поведении - догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения Бога в теле человека Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества - мир познаваем через веру в Бога - замкнутость философии на самой себе, традиционность, оторванность от реального мира, догматизм Философские проблемы в учении Марка Аврелия
Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|