Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация оценки проекта

Большая часть критериев оценки не относится к научно-технической области. Инновации (успешные и неуспешные) распространяются на деятельность всей компании и становятся частью ее экономической деятельности. Эффективность решений по оценке проектов можно обеспечить, лишь вовлекая в этот процесс тех, кого затрагивают факторы оценок. В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать:

- специалистов в соответствующей научной области;

- специалистов в других научно-технических областях;

- пользователей результатами проектов;

- людей, обладающих навыками менеджмента и знающих экономику;

- специалистов, прежде участвовавших в проведении оценок;

- людей, обладающих опытом в области формирования научно-технической политики.

Такие процедуры, как оценка проектов, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры фирмы. Однако такие процедуры требуют и хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки, там, где она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позволяя учесть мнения руководителей других подразделений фирмы (кроме НИОКР) на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их ответственности и облегчает переход проекта от стадии НИОКР к производству и маркетингу.

Простейшим методом оценки является составление перечня всех критериев. Это перечень критериев фильтрации идей. Поскольку оценка проектов является, по существу, непрерывным процессом, то по мере выполнения эти критерии детализируются и уточняются. В качестве рабочего перечня критериев такой оценки в предлагается следующий:

А. Критерии связанные с целями корпорации, ее стратегиями, политиками и ценностями: совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами; допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта; согласованность проекта с представлениями о компании; соответствие проекта отношению корпорации к риску; соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям; соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации.

Б. Рыночные критерии: соответствие проекта четко определенным потребностям рынка; общая емкость рынка;  доля рынка, которую сможет контролировать корпорация; жизненный цикл продукта в виде товара;  вероятность коммерческого успеха; вероятный объем продаж; временной аспект рыночного плана;  воздействие на существующие продукты;  ценообразование и восприятие продукта потребителями; позиция в конкуренции; соответствие продукта существующим каналам распределения; оценка стартовых затрат.

В. Научно-технические критерии: соответствие проекта стратегии НИОКР; допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта; вероятность технического успеха проекта; стоимость и время разработки проекта; патентная чистота проекта; наличие научно технических ресурсов для выполнения проекта; возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии; воздействие на другие проекты.

Г. Финансовые критерии: стоимость НИОКР; вложения в производство; вложения в маркетинг; наличие финансов в нужные моменты времени; влияние на другие проекты, требующие финансовых средств; время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов; потенциальный годовой размер прибыли; ожидаемая норма прибыли; соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании.

Д. Производственные критерии: новые технологические процессы; достаточная численность и квалификация производственного персонала; соответствие проекта имеющимся производственным мощностям; цена и наличие материалов; производственные издержки; потребности в дополнительных мощностях.

Е. Внешние и экономические критерии: возможные вредные воздействия продуктов и технологии; влияние общественного мнения; текущее и перспективное законодательство; воздействие на уровень занятости.

Использование любого формализованного метода оценки не является математическим расчетом потенциальной или ожидаемой эффективности проекта, а имеет лишь цель определить его выбор. Каждая компания сама выбирает форму и критерии оценки. Рейтинговые оценки имеют ряд преимуществ:

- легкость проведения оценок проекта по разнородным критериям;

- возможность свертывания в единую оценку субъективных оценок и объективных данных;

- возможность при выборе критериев оценок учета специфики фирмы.

Кроме оценок по частным критериям необходимо установить рейтинговые веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание всех оценок в одну по выбранной методике (например, аддитивным или мультипликативным образом). Более подробно получение интегральной технической оценки и интегральной экономической оценки технических систем будет рассмотрено ниже.

Заключение

Специфика НИОКР, как бизнеса, состоит в том, что часто возникает ситуация "двух бизнесов": получение и использование в интересах корпора­ции плановых результатов НИОКР, а также побочных результатов, имеющих коммерческое значение.

Стратегия НИОКР должна строиться на основе общей стратегии биз­неса фирмы. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.

Важнейшим элементом стратегии НИОКР в корпорации является вы­бор и управление портфелем НИОКР в условиях ограниченности ресурсов корпорации. Фирма в своей деятельности может использовать наступательную стра­тегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий), защитную стратегию (улучшение продуктов и технологий), смешанную стратегию, а также лицензирование. Выбор стратегии зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля СЗХ (для диверсифицированной фирмы).

Рассмотрен широкий спектр факторов, влияющих на успех инноваций. Многие из них количественно трудно определимы и выдвигают на первый план "портфельный" подход к рассмотрению НИОКР, производства, маркетинга и финансовых вопросов.

Четко определена необходимость комплексной оценки в течение всей работы над проектом с участием служб всех сфер деятельности фирмы.

Анализ должен исходить из того, что:

- каждый фактор, имеющий влияние на экономические параметры проекта, должен быть тщательно оценен;

- отвергаются проекты, не удовлетворяющие хотя бы одному существенному критерию;

- обнаруживается и оценивается необходимость в дополнительной информации;

- существует база для сопоставления проектов;

- существует процедура согласования действий руководителей фирмы, НИОКР и других служб;

- разработана процедура обобщающей оценки (методы свертывания многокритериальных оценок);

- последнее решение по проекту зависит от проницательности, конструктивной позиции, интуиции руководителя корпорации.


Литература

1. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.

2. МЕНЕДЖМЕНТ"/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

3. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие./ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб: Питер2007 год, 448 стр

5. И. В. Афонин Инновационный менеджмент. Учебное пособие Издательство: Гардарики c. 224, 2005 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...