Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность социальных служб по защите безработных




Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдель­ных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболева­ний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, про­изводственного опыта, переход из одной социальной группы в дру­гую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргиналь­ное эмоциональное состояние.

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных пред­приятий для отдельных категорий населения, использование на­домных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая педеля), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, пред­принимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвали­дов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для под­готовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров про­фессионального обучения, профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации высвобождаемых работ­ников и безработных граждан.

У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заклю­чения, бомжей и т. д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоуст­ройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т. д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются те работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непро­должительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания соци­альной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим орга­нам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

• профессиональная ориентация всех групп населения;

• выплата пособий по временной незанятости;

• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.

В деятельности служб занятости большое значение имеет трак­товка понятия «безработные». Такая трактовка содержится в Зако­не Российской Федерации о занятости населения. В соответствии с законом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе за­нятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.

И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного за­кона. Например, готовность трудиться означает, что клиент при­нимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти' профес­сиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять опреде­ленное место работы.

Второе положение, с которым приходится постоянно сталки­ваться работникам и клиентам служб занятости, связано с понятием «подходящая работа». Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответству­ющих правилам и нормам охраны труда.

Служба занятости обязана принять решение о признании граж­данина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, до­кумента о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными сле­дующие категории граждан: 1) не достигшие 16-летнего возраста; 2) лица, которым назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы; 3) отказавшиеся в тече­ние 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариан­тов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...