Воля vs разум. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и имморализм Ф. Ницше.
«Воля» и «разум» как философская проблема В истории философии и этики данная проблема обрела абстрактно-отвлеченный характер и смысл, выступила как соотношение в морали истины и воли как таковых. Здесь вопрос о соотношении общественного авторитета и свободы совести индивида решался в столкновении рационалистической и авторитарной позиций. Религиозное обоснование нравственности в общем и целом является авторитарным: основанием моральных норм считается воля бога. Оно вполне соответствовало иерархически-традиционалистскому характеру устоев средневекового общества. Рационалистская же критика религиозной интерпретации морали велась с позиции истины: требования нравственности к человеку отражают некоторые объективно достоверные, коренящиеся в природе вещей, устроении мироздания или логике разума сущностные законы. Любой общественный авторитет должен «предстать перед судом разума», по выражению Ф. Энгельса [2, т. 19,189]. В Новое время под влиянием Просвещения в самой религиозно-теологической мысли образовалась альтернатива разума и воли (намек на которую содержался еще в схоластике Средневековья — см. [37, 165—167]): то ли божественные законы в своей основе разумны и необходимы и лишь Проявляются в божественной воле, то ли их основание лежит в самом акте волеизъявления бога, совершаемом до всякого закона. И даже в современной теологии происходит спор между супрана – туралистическим рационализмом томизма и последовательно фидеистской позицией неопротестантизма — является ли первоисточником христианской нравственности «божественный разум», «вечный божественный закон» или абсолютная, не стесненная никакими рамками свободная воля бога. Уже здесь мы видим, что «рациональное» толкование морали далеко не всегда отражает позицию свободы личной совести, а «волютивное» — общественного авторитета. Протестантизм в противоположность католицизму отстаивал принцип свободы личной совести, «истину» сокровенно-интимного религиозного чувства; Гегель усмотрел в этом тот же авторитаризм, хотя и индивидуальный — принцип субъективного произвола личности. Киркегор же в противовес социально-апологетическому рационализму Гегеля выдвинул принцип свободы личного выбора в рамках веры как антитезы объективному познанию
Волюнтаризм А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) «Мир, как воля и представления» Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни: 1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.); 2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер). Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы. Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, «автономная воля» Шопенгауэр затем стал отстаивать примат воли по отношению к разуму, то есть стал двигаться скоррее в антикантовском и антиклассическом направлении.
Основное произведение Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Воля, т.е. мотивы и желания человека относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность и результаты разумного познания. «Разум», как его понимала классическая философия Ш объявлял фрикцией и резко критиковал традиционный рационализм. На место разума должна быть поставлена воля. Чтобы воля могла померяться силами с разумом Ш представлял волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в «абсолютное хотение», которое не имеет причин и оснований. Воля была как бы опрокинута Ш на Вселенную- человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной», ее «волевым порывам». Идеализм рационализма уступили место идеалистической «мифологии воли».
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов. Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление. Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|