Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие политической сферы и ее структура.




По­литика сложилась на определенном этапе развития человечества. В обществе появилась потребность в образовании социальной силы, способной к урегулированию противоречивых отноше­ний между Такой силой и явилось государство.

Там, где те или иные социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальных возможностях других слоев населе­ния, там и зарождается политика. Политические отношения предполагают обязательное осознание и оценку группой и каждым ее представителем своих властно значимых. Предполагается наличие специфического субъекта—политической элиты.

Основные структурные звенья полит. составляют:1. Политические отношения, выражающие устойчивый характер вза­имосвязей соц. гр. между собой и с институтами власти. 2. Полит-ое сознание, выражающее зависи­мость полит-й жизни от осознанного отношения людей к своим интересам. 3. Полит. организация, представляющая собой систему инс­титутов.

Основными элементами политической организации общества яв­ляются:

а) Государство как важнейший институт политической системы об­щества Ему принадлежит законодательная, исполнительная и судебная властиСущественными признаками государства являются:—политический хар-р публичной вл., которая опирается на систему органов принуждения и материального распределения;— его власть распространяется на людей не по кровно-родственному или др. признаку, а по территориальному;— государство взимает налоги с населения;

— осуществляет законотворческую деятельность;— обладает суверенитетом, т. е. верховенством во внутренних делах и независимостью во внешних. б) Полит. партии -объединения наиболее активных представителей больших соц. гр, для достиженияопределенных целей. в) Общественно-политические движения Они являются посредниками между гос. властью и разными слоями населения. г) Неполит. по своей природе соц. институты (напр., СМИ, церковь, молодеж­ные организации)

Характер политической системы общества зависит от формы государства. Она включает в себя три аспекта государства: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления — это организация высшей го­сударственной власти, источники ее образования и принципы взаимо­отношений. Основные формы правления — монархия и республика. Формы государственного устройства — это национально-территориаль­ная организация государственной власти. Основные формы государст­венного устройства—унитарная и федеративная. Политический режим характеризует методы осуществления государственной власти, принципы взаимоотношений государства с населением. Основными полит. режимами явл-ся демократический и тоталитарный. Демократия — это по­литический режим, основанный на признании народа источником вла­сти. Тоталитаризм — это политический режим, основанный на полном контроле государства над всеми сферами жизни обществаПолитическая сфера выполняет в обществе следующие функции:

1) выражает властно значимые интересы всех групп и слоев общества;2) призвана рационализировать противоречия,на­правлять их в русло согласования интересов отдельных групп и общества;3) управляет политическими и социальными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего общества;4) объединяет разл. слои насел. за счет подчинения их интересов интересам общества, обеспечивает общественный порядок;5) выполняет своеобразную человекотворческую функцию, позволяя индивиду конструировать себя как самост-ое существо;6) призвана обеспечивать как преемственность, так и введение но­вого в развитие и каждого человека тоже.

ВЫВОДЫ 1. Чтобы не быть глупой жертвой обмана в полит, нужно развивать свое полит. сознание до понимания своих интересов 2. Государство является необходимым институтом полит. жизни общества. Политически развитый человек должен ради своих интересов оказывать влияние на гос, определять формугосударства, принимать участие в формировании гос. органов.

Билет №6

Антропология

а)Ранние древнегреческие философы понимали космос как упорядо­ченную часть вселенной. Космос — это живая (а для некоторых филосо­фов и одушевленная) система, с которой органически связан человек. Космос определяет жизненный путь, судьбу каждого человека.

б) Протагор (490— 420 гг. до н. э.), таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Человек объявлен софистами критерием всего: добра и зла, истины и заблуждения и т. д.; руководствуется выгодой и пользой, причем как личной, так и государственной.

в) Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.). Он сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» — любимое изрече­ние Сократа. Познать самого себя — значит, для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо, притом не столько как конкрет­ную личность, сколько как человека вообще. При исследовании этических вопросов Сократ применял метод диа­лога, собеседования. должна быть одной. На достижение ее и направлен диалектический (от греческого слова диалектике — искусство вести беседу, спор)метод Сократа.

в) Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Человеческая душа состоит как бы из двух частей — разумной и неразумной. Смысл человеческого бытия, судьба человека зависит от того, кто кого осилит: неразумное, низменное, вожделеющее начало души или разум со своими союзниками? Платон принимает миф о переселении душ: после смерти тел души могут вселяться как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависи­мости от того, насколько высшей части души — разуму — удалось побе­дить низшую часть души. Трем основным сословиям соответствуют и три основные добродетели. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность —добродетель народа. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека.

Аристотель говорил, что человек — это обще­ственное существо. Жизнь в государстве является естественной сущно­стью человека. Сущность государства Аристотель видел в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрез­мерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политиче­ской власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечи­вает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа граждан. Счастливы же люди тогда, когда владеют умеренной собственностью, когда власть государства является как бы продолжением власти главы семьи. Наилучшими формами политического устройст­ва Аристотель считал политою (государство управляется большинством), аристократию (управление группой граждан, обладающих личным досто­инством) и монархию, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Худшими формами политического устройст­ва Аристотель считал тиранию, олигархию и демократию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...