Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послекантовский немецкий идеализм.




Фихте(1762-1814). Философия Фихте опирается на три основоположения:

Первое – утверждение об абсолютной самодеятельности и самоопределяемости мыслящего «Я». Для Я характерна двуединая деятельность: созидательная и познавательная. Фихте утверждает изначальное единствосубъекта и объекта в абсолютном Я.

Второе – утверждение «Я полагает не-Я». В противоположность мыслящему Я Фихте охарактеризовал «не-Я» как чувственно воспринимаемое. Он считает, что Я совершает положение не-Я бессознательно, благодаря силе воображения. Рассудок же осуществляет хранение и закрепление того, что создано силой воображения.

Третье основоположение определяется так: всеобщее Я полагает эмпирическое «я» и «не-я». Абсолютное Я в философии Фихте выступает как надиндивидуальный, сверх человеческий, мировой дух.

Шеллинг(1775-1854). Он решил дать харак-ку природного бытия, разработать натурфилософию. Шеллинг выдвинул положение о сущностном единстве сил природы. Механизм этого единства природы характеризуется единством противоположных деятельных сил, названном Шеллингом полярностью. Полярность является источником активности всего сущего. Шеллинг выделил основные виды полярности: положительные и отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в химии, субъективное и объективное в сознании.

Духовным, нематериальным основанием природы является жизнь, организм. «Всеобщим организмом» называл Шеллинг идеальную форму, которая производит все новые и новые виды природного бытия.

Гегель(1770-1831). Абсолютной идеей Гегель называет нематериальное, духовно-разумное бытие. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа, определяемые Гегелем:

1. Логика как наука об идее в себе и для себя.

2. Философия природы

3. Философия духа

Задачу логики Гегель видел в том, чтобы показать, что не представленные в понятии и соответственно не доказанные мысли постигаются и доказываются.

Первые три понятия гегелевского учения о бытии – чистое бытие, ничто и наличное бытие – характеризуют возникновение главной триады понятий учения о бытии – качество, количество и мера. Гегель развивает учение о сущности, в котором важнейшей триадой выступают понятия сущности, явления и действительности. Завершается наука логики учением о понятии, где центральную триаду образуют: субъективность, объективность и идея.

Гегель выделяет три ступени природного бытия, изучаемые механикой, физикой и биологией. Механическую ступень развития природы Гегель считал воплощением количественной определенности, физическую – воплощением качественной определенности материальных образований, а биологическую – их единством.

«Дух» характеризуется Гегелем как третий, высший и завершающий этап развития абсолютной идеи. В своем развитии дух проходит следующие формы: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Проблема истины

Проблема истины возникает в познании потому, что возможно не­истинное знание. Проблема ис­тины закономерно связана с существованием человеческих заблуждений. Заблуждение—это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Истина — это точ­ноеотражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе.

Нас может вводить в заблуждение чувственное познание, о чем свидетельствуют, например, оптические иллюзии.

В борьбе истины и заблуждения ведущей и определяющей является истина. Объективная исти­на — это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта. Если объективное характеризует в знании его содержание, то субъективное —прежде всего, форму знания, а воздействуя на содержание, порождает заблуждения. Истина — это объективное содержание субъективного по своей форме образа действительности.

Достижение истинного знания возможно при наличии следующих условий процесса познания:

1. Субъект познания должен быть истинным, т. е. психически здоро­вым человеком с установкой на познание объективной истины.

2. Истинным должен быть и объект познания. Если объект в своем развитии не достиг полной зрелости, не проявил себя в полной мере, то истинное знание о нем недостижимо.

3. Должен быть истинным и путь, ведущий к истинному знанию. Это означает, что используемые в процессе познания процедуры, средст­ва, формы и методы должны соответствовать природе познаваемого объекта, этапу его развития и определенному этапу процесса познания.

4. Только человек должен выступать основанием истины, а не сооб­ражения могущества общества или государства, не подчинение религиоз­ной или какой-нибудь фантастически утопической идее, не интересы какой-то социально-политической или этнической группы и т. п. Человек как основание истины выступает в двух аспектах. Во-первых, на всех этапах процесса пожания решающую роль играют индивидуальные по­требности и интересы. Во-вторых, человек отражает мир, познает его лишь в той мере, в какой он получил свое историческое развитие и соответственно может реализовать себя в нем. Чем выше свобода субъекта познания, тем больше он имеет возможностей проникнуть в сущность познаваемого объекта, по­стичь наиболее глубокую его сущность.

5. Практика, как известно, многообразно связана с процессом по­знания. В той или иной роли она присутствует на всех этапах постижения истины — от постановки цели познания до проверки результата на ис­тинность. Среди объективно-исторических тенденций развития общества следует особо выделить такую, как: гуманистическая направленность. Чем более полно реализуется в обществе гума­нистическая направленность, тем более истинный характер приобретает его практика.

6. Наконец, последнее условие достижения истины связано с тем, что истина всегда конкретна. Знание является истинным в определенных пределах, при выходе за которые оно либо становится ложным, либо просто утрачивает смысл.

Конкретность истины выражается во взаимодействии абсолютного и относительного. В отличие от понятия объективной истины, которое характеризует истину с точки зрения ее содержания, понятия относитель­ной и абсолютной истины характеризуют ее как противоречивый процесс изменения и развития знания, отображающего объективный мир. Отно­сительная истина — это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Истина —это конкретно-исторический процесс проти­воречивого взаимодействия относительного и абсолютного знания, кото­рое соответствует объективной реальности и уровню развития субъекта в единстве его познавательной и практической ценности.

Если строить систему критериев истины по мере их усиления, то она может выглядеть следующим образом:

1. Чувственная достоверность, связанная с доверием к нашим орга­нам чувств.

2. Интуитивная очевидность, связанная с общими представлениями о мире, с научной картиной мира и личным опытом исследователя в проведении научных изысканий.

3. Логическая доказательность как обоснование истинности одной мысли другою мыслью, истинность которой уже установлена.

4. Проверка теоретических положений в эксперименте.

5. Внедрение научных открытий и изобретений в производство.

6. Проверка научных знаний в совокупной общечеловеческой прак­тике на протяжении длительного времени.

Из всех критериев истины наиболее фундаментальным является общественно-историческая практика человечества.

Билет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...