Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское понятие культуры




В самом широком смысле культура представляет собой все достижения человечества, всё, что сотворено человеком и образует собственно человеческий мир в противоположность дикой природе. Поэтому культуру можно рассматривать с разных точек зрения:

а) с культурологической означает выделение различных элементов в культуре (материальной и духовной культуры; орудий труда и быта; архитектуры и скульптуры, литературы и живописи, музыки и театра и т. д.), исследование закономерностей их взаимодействия и развития;

б) с исторической – исследование развития «человеческой природы» в целом, на отдельных континентах, в географических регионах (например, Сибири, Ближнего Востока, Средней Азии и т. д.), в отдельных странах, у отдельных народов, этнических и других социальных групп и т. д.;

в) с технической, экономической, политической, правовой и других точек зрения.

В отличие от этих конкретных и более или менее общих подходов к культуре, философия исследует наиболее общие характеристики культуры. Предельно глубокий смысл исторического развития процесса взаимодействия личности и общества заключается в обретении индивидом достигнутого в обществе конкретно-исторического уровня развития человеческой сущности и ее дальнейшее развитие. Поэтому сущностно-человеческий аспект развития личности и общества выступает предметом философского исследования культуры. С философской точки зрения, культура есть качественная характеристика уровня развития человеческой сущности, как у индивида, так и у других социальных субъектов.

Таким образом, в обществе нет культуры как специфического общественного явления, существующего наряду с другими явлениями. Каждый общественный предмет, процесс, событие, отношение и т. д. имеет особый аспект, представляющий культуру. Этот аспект связан с показателем самоопреде­ления человека, его развития именно как человеческого существа. Куль­тура представляет собой меру человеческого в человеке.

Известно, что люди действуют по-разному даже в условиях одной и той же социальной среды. В любой сфере человеческой жизнедеятельно­сти обнаруживается вариативность действий, зависящая, прежде всего от уровня развития данного общества, а также от уровня развития данного индивида. Так, в сфере труда это проявляется в исторической вариатив­ности действий, определяемых наличной материально-технической базой и характером общественных отношений. Каждый способ производства формирует вполне определенный тип производителя, в рамках которого проявляются индивидуальные различия (связанные с разным усвоением знаний, опыта, навыков). Обобщенным понятием, характеризующим ме­ру овладения людьми всеми наличными условиями трудовой деятельно­сти и меру сознательного отношения к ним, выступает культура труда. Мера овладения языком характеризует культуру речи, мера овладения моралью – нравственную культуру и т. д.

Культура общества существует, так сказать, в двух формах: субъек­тивно – в виде неотъемлемой характеристики личности, ее деятельности и объективно – в виде сознательно полученных результатов материаль­ного и духовного производства, приемов и методов осуществления чело­веческой деятельности. В каждое данное время и для каждого историче­ски определенного общества культура существует как нечто статическое, как культурное наследство и как нечто динамическое, постоянно разви­вающееся и совершенствующееся, как культурное творчество. Соответст­венно этому и человек выступает по отношению к культуре в качестве и объекта, и субъекта.

Для каждого вступающего в жизнь поколения и индивида культура является основой для становления в качестве социального субъекта. С самого рождения индивида в нем имеются биологические предпосылки для социализации и определенной индивидуализации. Благодаря им ин­дивид с первых дней своей жизни проявляет активность и тем самым в определенной мере выступает как субъект. Однако ведущую роль в его жизнедеятельности играет то, что он выступает в качестве объекта. Глав­ным образом он усваивает культурное наследие и ничтожно мало либо вообще не осуществляет культурное творчество. В лучшем случае он при усвоении культурного наследия осуществляет сотворчество, сопережива­ние автору культурного предмета, явления, процесса.

Выражая достигнутый обществом уровень исторического развития, культура характеризует весь многообразный социальный опыт, определя­емый отношением человека к природе и обществу, свидетельствующий об уровне развития человека в данном обществе, его существования и сущ­ности. Культура воплощает исторический опыт в предметных и духовных результатах деятельности людей (орудиях труда, зданиях, сооружениях, предметах быта, произведениях искусства и т. д.), в способах и процедурах деятельности (в знаниях, умениях и навыках, в технологических условиях и т. д.), в формах общения, в правилах и нормах поведения людей и т. д.

Производственные, технические, бытовые, политические, театраль­ные и прочие достижения человечества опредмечиваются в вещах, про­цессах, системах, действиях, отношениях и т. д. Каждое такое достижение помимо своей функциональной, потребительской значимости (например, в виде бытовой техники, делающей легкой и удобной нашу жизнь в быту) является показателем уровня развития человеческого существования и сущности. Оно означает, что какие-то человеческие существенные каче­ства (духовные, душевные, физические или иные) вышли на новый, более высокий уровень развития, который зафиксирован, опредмечен в том или ином достижении (производственном, техническом, литературном, спортивном и пр.). И в этом аспекте (развития человеческой сущности) каждое достижение имеет культурную значимость, является показателем достигнутого уровня в культурном развитии.

Процесс социализации индивида означает (помимо всего отмеченно­го выше) становление и развитие личности как усвоение культурных значений вещей, процессов, явлений и т. д. И тем самым у личности формируются существенные человеческие свойства и качества. Индивид в этом случае выступает в качестве объекта культуры; он распредмечивает, усваивает накопленный социальный опыт в его как функциональном, потребительском, так и культурном значении.

Процесс распредмечивания социально-исторического опыта инди­видом формирует его в качестве субъекта культуры. Ибо в процессе социализации происходит одновременно и индивидуализация личности, что означает (опять же помимо всего отмеченного выше) формирование противоречия между индивидом и достигнутым уровнем культуры. Инди­видуальное своеобразие личности ведет к неудовлетворенности имею­щимся культурным уровнем, поскольку достигнутый социальный опыт всегда будет недостаточен для решения задач, встающих перед личностью в процессе ее жизнедеятельности в новых исторических условиях. Проти­воречие между индивидуальностью личности и имеющимся уровнем культуры толкает индивида по пути превращения из объекта в субъект культуры. У индивида, недовольного существующим уровнем культуры, который не позволяет удовлетворять его возрастающие и качественно меняющиеся потребности и интересы, вырабатываются способности творческого порядка. То есть индивид либо творчески использует имею­щийся исторический опыт для решения новых задач, которые ставит перед ним реальное бытие, либо творит новую культуру, необходимую для решения проблем актуального бытия. Таким образом, процесс распред­мечивания не ограничивается усвоением содержания предметно-деятель­ных форм исторического опыта и освоением воплощенных в них челове­ческих сущностных сил. Он выступает как раскрытие индивидом собст­венных созидательных возможностей и способностей в качестве субъекта культуры. Реализуются эти возможности и способности в процессе опред­мечивания, в ходе которого человек меняет мир, улучшает свое сущест­вование и развивает свою сущность.

Культура на любом историческом этапе ее развития характеризуется творчеством, постоянным созиданием нового. Оно осуществляется в фор­ме опредмечивания и распредмечивания человеческих свойств и качеств, в процессе которых индивид, осваивая мир, наделяет его человеческими, культурными характеристиками. Деятель культуры реализует свои сущностные свойства, силы, качества и через элементы освоенной природы, передает их другим людям, включая их, таким образом, в процесс созида­ния и формируя тем самым их новые человеческие, в том числе творче­ские способности. Развитие культуры основано на деятельности прошлых поколений, представленной в вещно-предметной, нормативной, знако­вой, символической и других формах. Ведь невозможно было бы понять культуру без орудий труда, техники, технологий, без языка, норм и правил поведения, традиций и т. п. Все эти явления выступают, однако, в каче­стве фактов и факторов культуры, только будучи включенными в творче­скую деятельность человека, в процессе которой распредмечиваются воп­лощенные в них сущностные свойства, силы, качества человека.

Деятельность опредмечивания-распредмечивания, будучи социально значимой и ориентированной, выступает как самореализация и одновре­менно саморазвитие человека в качестве субъекта культурно-историче­ского процесса. Развитие человека, его сущностных свойств персонифи­цировано в жизнедеятельности индивида, который, занимая определен­ное социальное положение, играя социальные роли, решая житейские проблемы, творчески использует зафиксированный в культуре историче­ский опыт человечества. Использование прошлого опыта в новых про­странственно-временных условиях выявляет его ограниченность. А пре­одоление этой ограниченности в процессе творческой деятельности ин­дивида есть вместе с тем и выход самого субъекта деятельности за пределы собственной индивидуальной ограниченности. Но деятельность индивида всегда обращена к другим людям. Такая обращенность предполагает непосредственный обмен деятельностью, составляющий, как известно, содержание межличностного общения и общественных отношений. Сле­довательно, творческая деятельность индивида и выход за пределы инди­видуальной ограниченности оборачивается выходом за пределы ограни­ченности существующих форм человеческого общения, общественных отношений и их творческим развитием.

Таким образом, в философском смысле культура как специфический аспект существования человека и общества характеризуется рядом важнейших черт:

1. Она представляет собой конкретно-исторический способ жизне­деятельности человека. Не деятельность, не результаты ее, не образ жизни, а именно культура характеризует конкретно-исторический способ существования и выражаемую в нем сущность человека. Культура есть обобщенная характеристика конкретно-исторической сущности челове­ка, способов ее воспроизведения.

2. Культура представляет собой совокупность зафиксированных ре­зультатов человеческой деятельности: вещно-предметных, процессуаль­ных (технологических), нормативных, знаковых и т. д.

3. Культура есть в то же время деятельность человека во всем многообразии ее форм. И деятельность эта выступает способом как овладения культурой, усвоения, достигнутого обществом в результате исторического развития уровня, так и актуального развития, совершенст­вования культуры индивидом.

4. Культура есть свободное проявление всех задатков человека (фи­зических, психических, интеллектуальных; экономических, политических, художественных, нравственных и т. д.), средство и способ самоутвержде­ния индивида в обществе. Культура есть особого рода отношение челове­ка к самому себе. Это отношение самоопределения и развития личности. Создаваемое людьми предметное богатство, общественные явления, сис­темы и отношения есть не что иное, как полагание, внешнее выражение и определение существенных свойств и качеств человека, т. е. человече­ское самоопределение индивида. Культура есть мера человеческого в ин­дивиде.

5. Культура выражает вместе с тем и меру человеческого в обществе. Насколько развита в данном конкретно-историческом обществе сущность человека, как она выражается в существовании индивида, какая часть общества (большинство или меньшинство) имеет возможность овладеть достижениями культуры и стать ее полноценным субъектом – на эти и подобные им вопросы дает ответ культура как мера человеческого в обществе.

Обобщая отмеченные черты культуры, ее можно определить следую­щим образом. Культура есть конкретно-исторический способ жизне­деятельности человека, в котором он выступает как объектом воздейст­вия, так и субъектом созидания вещно-предметных, процессуальных, нормативных, знаковых и иных результатов деятельности людей, в кото­рых выражается уровень развития человеческой сущности и мера вопло­щения ее в существовании индивида и общества.

Билет 36

ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ.

Отличия деятельности человека от активности животных:1. животное включено в определённую экологическую нишу;человек-универсален2 животное приспосабливается к окружающей среде путём собственных изменений;человек изменяет природу;3 человек в своей деятельности использует специальные средства;4 животное действует инстинктивно;человек-сознательно;5 человек в процессе деятельности развивается. Отличия практической деятельности от непрактической:пактическая деятельность материальна (матер. субъект,используя матер. средства,воздействует на матер. объект и получает матер. результат для удовлетворения матер. потребностей)непрактическая деятельность духовна и направлена на удовлетворение духовных потребностей. 2 в практике имеет место и духовный момент,но определяющую роль играет матер. сторона деятельности(7 раз отмерь-1 раз отрежь)3 субьект должен иметь конкретно-исторический характер. ПРАКТИКА-это предметная деятельность конкретно-исторического субъекта в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта в соответствии со своими целями,идеальной моделью действительности и знаниями о свойствах данного объекта,а также развивается сам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...