Философское понятие культуры
В самом широком смысле культура представляет собой все достижения человечества, всё, что сотворено человеком и образует собственно человеческий мир в противоположность дикой природе. Поэтому культуру можно рассматривать с разных точек зрения: а) с культурологической означает выделение различных элементов в культуре (материальной и духовной культуры; орудий труда и быта; архитектуры и скульптуры, литературы и живописи, музыки и театра и т. д.), исследование закономерностей их взаимодействия и развития; б) с исторической – исследование развития «человеческой природы» в целом, на отдельных континентах, в географических регионах (например, Сибири, Ближнего Востока, Средней Азии и т. д.), в отдельных странах, у отдельных народов, этнических и других социальных групп и т. д.; в) с технической, экономической, политической, правовой и других точек зрения. В отличие от этих конкретных и более или менее общих подходов к культуре, философия исследует наиболее общие характеристики культуры. Предельно глубокий смысл исторического развития процесса взаимодействия личности и общества заключается в обретении индивидом достигнутого в обществе конкретно-исторического уровня развития человеческой сущности и ее дальнейшее развитие. Поэтому сущностно-человеческий аспект развития личности и общества выступает предметом философского исследования культуры. С философской точки зрения, культура есть качественная характеристика уровня развития человеческой сущности, как у индивида, так и у других социальных субъектов. Таким образом, в обществе нет культуры как специфического общественного явления, существующего наряду с другими явлениями. Каждый общественный предмет, процесс, событие, отношение и т. д. имеет особый аспект, представляющий культуру. Этот аспект связан с показателем самоопределения человека, его развития именно как человеческого существа. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Известно, что люди действуют по-разному даже в условиях одной и той же социальной среды. В любой сфере человеческой жизнедеятельности обнаруживается вариативность действий, зависящая, прежде всего от уровня развития данного общества, а также от уровня развития данного индивида. Так, в сфере труда это проявляется в исторической вариативности действий, определяемых наличной материально-технической базой и характером общественных отношений. Каждый способ производства формирует вполне определенный тип производителя, в рамках которого проявляются индивидуальные различия (связанные с разным усвоением знаний, опыта, навыков). Обобщенным понятием, характеризующим меру овладения людьми всеми наличными условиями трудовой деятельности и меру сознательного отношения к ним, выступает культура труда. Мера овладения языком характеризует культуру речи, мера овладения моралью – нравственную культуру и т. д. Культура общества существует, так сказать, в двух формах: субъективно – в виде неотъемлемой характеристики личности, ее деятельности и объективно – в виде сознательно полученных результатов материального и духовного производства, приемов и методов осуществления человеческой деятельности. В каждое данное время и для каждого исторически определенного общества культура существует как нечто статическое, как культурное наследство и как нечто динамическое, постоянно развивающееся и совершенствующееся, как культурное творчество. Соответственно этому и человек выступает по отношению к культуре в качестве и объекта, и субъекта.
Для каждого вступающего в жизнь поколения и индивида культура является основой для становления в качестве социального субъекта. С самого рождения индивида в нем имеются биологические предпосылки для социализации и определенной индивидуализации. Благодаря им индивид с первых дней своей жизни проявляет активность и тем самым в определенной мере выступает как субъект. Однако ведущую роль в его жизнедеятельности играет то, что он выступает в качестве объекта. Главным образом он усваивает культурное наследие и ничтожно мало либо вообще не осуществляет культурное творчество. В лучшем случае он при усвоении культурного наследия осуществляет сотворчество, сопереживание автору культурного предмета, явления, процесса. Выражая достигнутый обществом уровень исторического развития, культура характеризует весь многообразный социальный опыт, определяемый отношением человека к природе и обществу, свидетельствующий об уровне развития человека в данном обществе, его существования и сущности. Культура воплощает исторический опыт в предметных и духовных результатах деятельности людей (орудиях труда, зданиях, сооружениях, предметах быта, произведениях искусства и т. д.), в способах и процедурах деятельности (в знаниях, умениях и навыках, в технологических условиях и т. д.), в формах общения, в правилах и нормах поведения людей и т. д. Производственные, технические, бытовые, политические, театральные и прочие достижения человечества опредмечиваются в вещах, процессах, системах, действиях, отношениях и т. д. Каждое такое достижение помимо своей функциональной, потребительской значимости (например, в виде бытовой техники, делающей легкой и удобной нашу жизнь в быту) является показателем уровня развития человеческого существования и сущности. Оно означает, что какие-то человеческие существенные качества (духовные, душевные, физические или иные) вышли на новый, более высокий уровень развития, который зафиксирован, опредмечен в том или ином достижении (производственном, техническом, литературном, спортивном и пр.). И в этом аспекте (развития человеческой сущности) каждое достижение имеет культурную значимость, является показателем достигнутого уровня в культурном развитии.
Процесс социализации индивида означает (помимо всего отмеченного выше) становление и развитие личности как усвоение культурных значений вещей, процессов, явлений и т. д. И тем самым у личности формируются существенные человеческие свойства и качества. Индивид в этом случае выступает в качестве объекта культуры; он распредмечивает, усваивает накопленный социальный опыт в его как функциональном, потребительском, так и культурном значении. Процесс распредмечивания социально-исторического опыта индивидом формирует его в качестве субъекта культуры. Ибо в процессе социализации происходит одновременно и индивидуализация личности, что означает (опять же помимо всего отмеченного выше) формирование противоречия между индивидом и достигнутым уровнем культуры. Индивидуальное своеобразие личности ведет к неудовлетворенности имеющимся культурным уровнем, поскольку достигнутый социальный опыт всегда будет недостаточен для решения задач, встающих перед личностью в процессе ее жизнедеятельности в новых исторических условиях. Противоречие между индивидуальностью личности и имеющимся уровнем культуры толкает индивида по пути превращения из объекта в субъект культуры. У индивида, недовольного существующим уровнем культуры, который не позволяет удовлетворять его возрастающие и качественно меняющиеся потребности и интересы, вырабатываются способности творческого порядка. То есть индивид либо творчески использует имеющийся исторический опыт для решения новых задач, которые ставит перед ним реальное бытие, либо творит новую культуру, необходимую для решения проблем актуального бытия. Таким образом, процесс распредмечивания не ограничивается усвоением содержания предметно-деятельных форм исторического опыта и освоением воплощенных в них человеческих сущностных сил. Он выступает как раскрытие индивидом собственных созидательных возможностей и способностей в качестве субъекта культуры. Реализуются эти возможности и способности в процессе опредмечивания, в ходе которого человек меняет мир, улучшает свое существование и развивает свою сущность.
Культура на любом историческом этапе ее развития характеризуется творчеством, постоянным созиданием нового. Оно осуществляется в форме опредмечивания и распредмечивания человеческих свойств и качеств, в процессе которых индивид, осваивая мир, наделяет его человеческими, культурными характеристиками. Деятель культуры реализует свои сущностные свойства, силы, качества и через элементы освоенной природы, передает их другим людям, включая их, таким образом, в процесс созидания и формируя тем самым их новые человеческие, в том числе творческие способности. Развитие культуры основано на деятельности прошлых поколений, представленной в вещно-предметной, нормативной, знаковой, символической и других формах. Ведь невозможно было бы понять культуру без орудий труда, техники, технологий, без языка, норм и правил поведения, традиций и т. п. Все эти явления выступают, однако, в качестве фактов и факторов культуры, только будучи включенными в творческую деятельность человека, в процессе которой распредмечиваются воплощенные в них сущностные свойства, силы, качества человека. Деятельность опредмечивания-распредмечивания, будучи социально значимой и ориентированной, выступает как самореализация и одновременно саморазвитие человека в качестве субъекта культурно-исторического процесса. Развитие человека, его сущностных свойств персонифицировано в жизнедеятельности индивида, который, занимая определенное социальное положение, играя социальные роли, решая житейские проблемы, творчески использует зафиксированный в культуре исторический опыт человечества. Использование прошлого опыта в новых пространственно-временных условиях выявляет его ограниченность. А преодоление этой ограниченности в процессе творческой деятельности индивида есть вместе с тем и выход самого субъекта деятельности за пределы собственной индивидуальной ограниченности. Но деятельность индивида всегда обращена к другим людям. Такая обращенность предполагает непосредственный обмен деятельностью, составляющий, как известно, содержание межличностного общения и общественных отношений. Следовательно, творческая деятельность индивида и выход за пределы индивидуальной ограниченности оборачивается выходом за пределы ограниченности существующих форм человеческого общения, общественных отношений и их творческим развитием. Таким образом, в философском смысле культура как специфический аспект существования человека и общества характеризуется рядом важнейших черт:
1. Она представляет собой конкретно-исторический способ жизнедеятельности человека. Не деятельность, не результаты ее, не образ жизни, а именно культура характеризует конкретно-исторический способ существования и выражаемую в нем сущность человека. Культура есть обобщенная характеристика конкретно-исторической сущности человека, способов ее воспроизведения. 2. Культура представляет собой совокупность зафиксированных результатов человеческой деятельности: вещно-предметных, процессуальных (технологических), нормативных, знаковых и т. д. 3. Культура есть в то же время деятельность человека во всем многообразии ее форм. И деятельность эта выступает способом как овладения культурой, усвоения, достигнутого обществом в результате исторического развития уровня, так и актуального развития, совершенствования культуры индивидом. 4. Культура есть свободное проявление всех задатков человека (физических, психических, интеллектуальных; экономических, политических, художественных, нравственных и т. д.), средство и способ самоутверждения индивида в обществе. Культура есть особого рода отношение человека к самому себе. Это отношение самоопределения и развития личности. Создаваемое людьми предметное богатство, общественные явления, системы и отношения есть не что иное, как полагание, внешнее выражение и определение существенных свойств и качеств человека, т. е. человеческое самоопределение индивида. Культура есть мера человеческого в индивиде. 5. Культура выражает вместе с тем и меру человеческого в обществе. Насколько развита в данном конкретно-историческом обществе сущность человека, как она выражается в существовании индивида, какая часть общества (большинство или меньшинство) имеет возможность овладеть достижениями культуры и стать ее полноценным субъектом – на эти и подобные им вопросы дает ответ культура как мера человеческого в обществе. Обобщая отмеченные черты культуры, ее можно определить следующим образом. Культура есть конкретно-исторический способ жизнедеятельности человека, в котором он выступает как объектом воздействия, так и субъектом созидания вещно-предметных, процессуальных, нормативных, знаковых и иных результатов деятельности людей, в которых выражается уровень развития человеческой сущности и мера воплощения ее в существовании индивида и общества. Билет 36 ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ. Отличия деятельности человека от активности животных:1. животное включено в определённую экологическую нишу;человек-универсален2 животное приспосабливается к окружающей среде путём собственных изменений;человек изменяет природу;3 человек в своей деятельности использует специальные средства;4 животное действует инстинктивно;человек-сознательно;5 человек в процессе деятельности развивается. Отличия практической деятельности от непрактической:пактическая деятельность материальна (матер. субъект,используя матер. средства,воздействует на матер. объект и получает матер. результат для удовлетворения матер. потребностей)непрактическая деятельность духовна и направлена на удовлетворение духовных потребностей. 2 в практике имеет место и духовный момент,но определяющую роль играет матер. сторона деятельности(7 раз отмерь-1 раз отрежь)3 субьект должен иметь конкретно-исторический характер. ПРАКТИКА-это предметная деятельность конкретно-исторического субъекта в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта в соответствии со своими целями,идеальной моделью действительности и знаниями о свойствах данного объекта,а также развивается сам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|