Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вопрос Исторические перспективы развития человека




Неравномерность исторического развития разных стран и народов привела к тому, что современный мир представляет совокупность про­тиворечиво взаимодействующих конкретных обществ, находящихся на разных цивилизационных, формационных и культурных уровнях раз­вития. Однако специфический облик ее, основное содержание, главные проблемы, стоящие перед человечеством, определяют не те общества, которые находятся на низших уровнях развития (аграрной цивилизации и феодальной или раннекапиталистической формации) и не те немногие, что обогнали мир, шагнув в информационную цивилизацию (хотя их влияние на современную эпоху в качестве маяков, указывающих всем направление развития, несравненно сильнее и глубже, чем первых), а те общества, которые находятся на индустриальной стадии развития. На всех континентах, кроме Африки, они составляют большинство. Проблемы их исторического развития являются главными проблемами современной эпохи.

Поэтому в цивилизационном аспекте современная эпоха может быть определена как эпоха развитой индустриальной цивилизации. Причем индустриальное развитие человечества достигло в настоящий момент настолько высокого уровня, что полностью выявило свои как положи­тельные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, оно принесло в индустриально развитых странах колоссально возросшее материальное богатство каждому индивиду, который благодаря этому имеет уровень жизни, достойный человеческого существования, и обществу в целом, которое может развивать фундаментальную науку, оказывать гуманитар­ную помощь отсталым странам и т. д. С другой стороны, оно породило ряд глобальных проблем, которые оказались настолько серьезными, что создали реальную угрозу для существования человечества. Это такие проблемы, как экологическая, военного противостояния с возможной атомной катастрофой, невиданных ранее заразных заболеваний, наркома­нии, отношений между богатыми и бедными странами, между сырьевыми и перерабатывающими терроризма и другие. Отсюда и современная эпоха может быть определена как эпоха кризиса индустриальной цивилизации.

Суть данного кризиса заключается в том, что для успешного решения глобальных проблем и тем самым устранения угрозы существованию человечества необходим переход от индустриальной к информационной (постиндустриальной) цивилизации. Этот переход назрел потому, что полностью исчерпали свои возможности те орудия труда и производи­тельные силы в целом, на которых базируется индустриальная цивилиза­ция. И никакая замена общественных форм ее развития уже не способст­вует этому переходу.

Достигнутый к настоящему времени высокий уровень научно-техни­ческого развития объективно подвел человечество к информационной цивилизации. Создание же новой, соответствующей этому уровню мате­риально-производственного развития общественно-экономической фор­мации является делом субъективного фактора, результатом сознательной и целенаправленной деятельности людей. Введение новых, определенных общественных форм материальной жизни людей, которые будут наилуч­шим образом стимулировать дальнейший научно-технический прогресс и скорейшее внедрение его достижений в реальную действительность, яв­ляется, с одной стороны, объективным и необходимым. С другой же стороны, этот процесс (особенно в жизнедеятельности отдельных стран и народов, конкретно-исторических обществ) имеет субъективный и слу­чайный характер.

Отсюда перед человечеством стоят, по меньшей мере, две возможности будущего. В будущем может реализоваться по преимуществу либо объективная, необходимая сторона, либо субъективная, случайная. Причем, если первая выражает содержательную детерминацию и потому является однозначной, то вторая представляет формальную детермина­цию и многозначно зависит от разнообразия конкретно-исторических условий развития каждой страны. При любой возможности в осуществ­ленном будущем присутствуют обе стороны (субъективная, случайная и объективная, необходимая), но, так сказать, удельный вес каждой из них может быть существенно различен. Когда преобладает объективная и необходимая сторона, то будущее лучше вписывается во внутреннюю логику всемирно-исторического развития. Когда же преобладает субъек­тивная и случайная, то происходит в большей либо в меньшей мере отклонение от закономерного хода всемирной истории или даже поворот вспять (как, например, в России с октября 1917 года).

Вариативное действие субъективного фактора на формирование бу­дущего есть обобщенное выражение свободного выбора индивидов в процессе их жизнедеятельности. Каков конкретно-исторический уровень развития индивидов по всем его основным показателям (например, эко­номический уровень, политический, правовой, нравственный и т. д. или гносеологический, аксиологический, коммуникативный, творческий и художественный), таков и их исторический выбор, и соответственно ре­зультат их созидательной деятельности – будущее. И чем менее развиты индивиды, допустим, в политическом плане, тем в большей мере ими манипулируют хитрые и своекорыстные политиканы, которые создают выгодное им (а точнее, тем социальным группам, интересы которых они выражают и защищают) политическое будущее страны. Лучшим полити­ческим, экономическим и прочим учителем индивидов, составляющих основу народа, его большую часть, является сама жизнь. Однако это хоть и основательный, но в то же время и самый медлительный из всех учителей. Особенно, если данный народ обладает такими качествами, как бесконечное терпение (доходящее до рабской покорности), всепрощенчество, довольство малым и прочими, так называемыми, трущобными добродетелями, то учеба народа идет крайне медленно. Он все больше надеется на доброго правителя, который придет и принесет ему счастли­вую, благополучную жизнь. Соответственно и будущее складывается да­леко не совершенным, не соответствующим потребностям и интересам народа. И напротив, чем более развиты индивиды, т. е. чем большее количество их действует с пониманием собственных потребностей и интересов, путей и средств их наиболее полного удовлетворения, с наи­большей решимостью, тем в большей мере соответствует этому созидае­мое ими будущее.

В свою очередь будущее, в наибольшей мере соответствующее наро­ду, и есть наиболее полное выражение исторической закономерности. Вся история человечества, какой из ее аспектов ни возьми, представляет собой движение от полной несвободы народа ко все большему и больше­му освобождению. По сути своей она есть развитие существенных свойств и качеств человека, гуманистическое развитие индивида. Например, ис­торическое движение человечества от почти полной зависимости от при­родной среды к постепенному овладению и обретению господства над ней, связанного вначале с ее неразумным разрушением и доведением до экологического кризиса, а затем с осознанием этого процесса и необхо­димости построения ноосферы. Это общеисторическая закономерность развития природы и общества. Вместе с тем она выражает постепенное освобождение от природной зависимости человечества, народов, индиви­дов, развитие существенных человеческих качеств, обусловленных взаи­модействием общества с природой, развитие бережного отношения к природе, а через него – и к человеку.

Или, к примеру, экономический аспект истории человечества харак­теризует движение от неразвитых материальных потребностей и интере­сов индивида ко все большему их разнообразию и все более полному удовлетворению. Это движение от ограниченного удовлетворения мате­риальных потребностей и интересов всех через полное их удовлетворение немногими людьми (представителями господствующих в обществе соци­альных групп) к достойному человеческого существования удовлетворе­нию материальных потребностей и интересов каждого индивида. Иначе говоря, в истории происходит движение через социально-групповой, классовый гуманизм к демократическому, индивидуалистическому гума­низму, постепенное утверждение высшей формы материалистического гуманизма. Вместе с тем этот аспект истории выражает материальное развитие человека, соответствующих сторон его сущности, постепенное обретение индивидом материальной свободы.

Таким образом, внутренняя логика всемирно-исторического разви­тия в отношении индивида ведет к его все более полному развитию, связанному с обретением все большей свободы во всех ее аспектах, со все большим совершенствованием потребностей и интересов, их все более полным удовлетворением, со все более полным раскрытием и реализа­цией индивидуальности каждого человека. Отсюда главный смысл сози­дания будущего связан с наиболее полным и глубоким осуществлением в каждом конкретно-историческом обществе данной закономерности. Этот смысл вовсе не означает целенаправленную реализацию в жизни какого-то единого, цельного и законченного плана будущего (в виде, например, концепции коммунистического общества, идеи арийского национал-со­циалистического или иного некоего идеального общества). Всякое по­строение законченных теорий будущего общественного устройства есть метафизический и идеалистический подход к жизни, ибо он в своих представлениях будущего не оставляет места саморазвитию общества, проявлению творчества самой жизни и всячески стремится навязать реальной, материальной действительности свои представления будущего, свой идеал. Жизнь как совокупное творчество индивидами своих условий существования и собственной сущности, как реальный процесс гораздо богаче всяких ее идеализаций, представлений о ней.

Поэтому главный смысл построения будущего заключается в посто­янном, кропотливом и последовательном улучшении всей совокупности условий существования каждого индивида – материальных, социальных, политических и духовных. Понятно, что цели и задачи у каждого конк­ретно-исторического общества при созидании будущего являются специ­фическими, поскольку они находятся на разных уровнях развития. Но ос­новные направления исторического развития и построения будущего едины, ибо каждому человеку по мере его развития становится необходи­мой для полноты жизни и счастья вся совокупность общественных усло­вий. Совершенствование этих условий и овладение ими каждым индиви­дом возможно в современную эпоху только при тесном взаимодействии всех социальных субъектов на принципах индивидуального гуманизма.

Это уже имеет место в наиболее развитых странах мира, где классовые антагонистические общественные отношения превратились в неантаго­нистические, средние слои общества составляют теперь подавляющее большинство населения, а общественные отношения строятся на основе уважения прав и свобод каждого гражданина. В этих странах наиболее развиты все социальные условия жизни индивида. Там решены проблемы питания, одежды и жилья, утвердились принципы бесконфликтных меж­национальных и межэтнических отношений, незыблемы демократиче­ские политические режимы, системы воспитания и образования так или иначе ориентированы на выявление и развитие индивидуальности каждо­го человека и т. д. Жители этих стран занимаются не построением какого-нибудь общественного идеала, а каждодневным улучшением усло­вий своего существования и тем самым последовательно развивают чело­веческую сущность.

Вместе с тем совершенствование социальных условий жизни инди­вида – это лишь одна сторона процесса созидания будущего. Другую его необходимую сторону составляет самосовершенствование индивида. В этой связи (особенно по мере успешного осуществления первой сторо­ны) главную роль начинают играть проблемы, которые каждый индивид должен решить по отношению к самому себе. Наиболее важные из них таковы:

1. Осознание индивидом собственной и каждого человека самоцен­ности, индивидуального своеобразия и неповторимости. Как следствие этого, обретение высочайшей ответственности каждым индивидом перед собой, обществом, человечеством и историей за выявление своей уни­кальности, ее максимальное развитие и реализацию. Решение данной проблемы индивидом означает принесение им наибольшей пользы обще­ству и истории, наибольшей отдачи от индивидуальности. В то же время это означает реализацию смысла индивидуального существования, что субъективно воспринимается и переживается как полная, интересная, насыщенная и счастливая жизнь.

2. В неблагоприятных социальных условиях важной проблемой для индивида является обретение и поддержание в себе надежды – неисся­каемой способности человека видеть постоянно цель, тот «свет в конце туннеля», который манит к себе, вызывая желание и энергию творческого действия. Именно надежда на построение лучшей жизни себе, своим детям и внукам выступает мощным стимулом преобразования существу­ющих социальных условий. Проблема сохранения надежды актуальна и в отношении саморазвития индивида, развития его задатков и способно­стей, реализации индивидуальности. Здесь она превращается в проблему веры в себя, в свою уникальность и неповторимость, в свои способности и возможности реализовать себя, обогатив человечество и обретя личное счастье.

3. Важным индивидуальным условием самореализации личности яв­ляется здоровье, долголетие и активная творческая старость. Это всегда было важной проблемой существования индивида. Современная истори­ческая эпоха отличается более острым ее пониманием, ибо научно-техни­ческая революция и глобальный экологический кризис породили новые опасные угрозы не только здоровью, но и самой жизни каждого человека. Вместе с тем современная наука и практика существенно расширили человеческие возможности по сохранению здоровья, увеличению продол­жительности жизни и поддержанию активной старости (благодаря профи­лактике заболеваний, медикаментозным и гомеопатическим методам ле­чения, раздельному питанию, физической культуре, здоровому образу жизни и пр.). Проблема теперь заключается в том, чтобы каждый индивид освоил и использовал эти возможности в своей жизни, дабы нить жизни, по образному выражению известного демографа Б. Ц. Урланиса, не обрывалась, пока не соткана вся пряжа.

4. Проблема ориентации индивида не только на себя и своих близ­ких, но и на всех людей, на общество в целом. При этом, конечно же, приоритет должен оставаться за индивидом, но не должен исчерпываться им. Человек не способен преодолеть смерть в биологическом смысле, но в социальном у него есть все возможности для этого. И самый реальный путь преодоления смерти – полная реализация своей индивидуальности на благо других людей. Материальные или духовные результаты этой реализации, входя в историческое наследие тех или иных социальных групп, того или иного поселения людей, той или иной сферы человече­ской жизнедеятельности, делают бессмертным имя их творца.

5. Творить будущий мир по меркам современного гуманизма, на основе материального благополучия, полноты духовного развития, исчер­пывающей самореализации, удовлетворенности и счастья может только свободный индивид. Всякие попытки решать за индивида, как ему жить, что делать, должны быть неправомерны и аморальны, ибо они лишают его свободы. Свобода как собственное волеизъявление индивида и дейст­вие в соответствии с ним является теперь необходимым условием созида­ния будущего. Решение любой проблемы как непосредственного, так и обозримого будущего (экономической, научной, технико-технологиче­ской, экологической, политической и т. д.) возможно только свободными индивидами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...