Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Краткосрочное финансирование используется для пополнения оборотного капитала. Традиционными способами краткосрочного финансирования являются: 1. эмиссия коммерческих векселей. Используются как денежный эквивалент для текущих расчетов в случае нехватки наличности; 2. получение банковской ссуды. Его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации, однако она может дорого стоить. Если фирма не может осуществить финансирование посредством этих способов из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам: 1. факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности). Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки заключаются в том, что факторинг недешев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка; 2. краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок. Преимущества краткосрочного лизинга: а) служит альтернативой небольшим капитальным затратам; 1. кредитоспособность фирмы. Чем ниже кредитоспособность фирмы, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит от способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить.
При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства; 2. степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом сокращая свою кредитоспособность с точки зрения кредиторов. Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. То, что является самым дешевым методом финансирования в отношении внешних затрат, может не оказаться таковым с учетом гибкости, возраста и степени обремененности долгами активов. Управление источниками краткосрочного кредитования заключается в изучении данных о внешних затратах на них, чтобы понять, изменяют ли они положение фирмы в смысле общей предпочтительности. Так как финансовые потребности фирмы меняются со временем, многочисленные источники краткосрочного финансирования должны использоваться на долгосрочной основе. Как и в случае с капиталом, операции с краткосрочными источниками также сказываются на расходах фирмы по подержанию ее финансовой структуры. Рассмотрим два основных источника. Оценка стоимости источника «Краткосрочная кредиторская задолженность». С позиции платности источника кредиторская задолженность неоднородна: задолженность по заработной плате является бесплатным источником, поскольку невыплата в срок заработной платы обычно не грозит владельцам предприятия и его администрации прямыми расходами финансового характера или упущенной выгодой. Иное дело — кредиторская задолженность по товарным операциям (название условное, под ним понимается задолженность перед поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги). В условиях рыночной экономики весьма распространена практика дифференциации величины платежа за поставленное сырье и материалы в зависимости от сроков оплаты: быстрая оплата счетов сопровождается предоставлением скидки. Если такая схема расчетов применяется на данном предприятии, то его обоснованная, или нормальная, кредиторская задолженность по товарным операциям разделяется на две части: задолженность, по которой можно получить скидку за относительно раннюю оплату, и задолженность, по которой срок возможного получения скидки закончился, т. е. платеж должен быть сделан в полном объеме. Именно во втором случае возникает дополнительный источник финансирования, стоимость которого можно оценить.
Предположим, что предприятие имеет одного поставщика, у которого покупает сырье на 18 млн руб. в год. Договором поставки предусматривается 3%-ная скидка в случае оплаты полученного сырья в течение 10 дней; максимальный срок оплаты — 45 дней. Очевидно, что предприятие стоит перед выбором: рассчитаться с поставщиком на 10-й день с момента поставки и получить при этом скидку, т. е. сократить расходы на оплату сырья, или отказаться от скидки, т. е. максимально оттянуть оплату (рассчитываться на 45-й день). В первом варианте сокращаются расходы, во втором случае в течение 35 дней предприятие имеет дополнительный источник средств в виде кредиторской задолженности. Какой вариант выгоднее? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассчитать стоимость дополнительного источника и сравнить ее со стоимостью доступного альтернативного источника, например краткосрочной банковской ссуды. Стандартная схема расчета такова. Если предприятие воспользуется предоставленной скидкой, его ежедневная задолженность перед поставщиком составит 18 ООО тыс. руб. • (100% - 3%): 360 дн. = 48,5 тыс. руб. Поскольку оплата делается на 10-й день, средняя величина кредиторской задолженности будет равна 485 тыс. руб. (48,5 тыс. руб. х х 10 дней).
При отказе от скидки возможно оплачивать счета поставщика на 45-й день с момента поставки, т. е. кредиторская задолженность возрастет до 2182,5 тыс. руб. (48,5 тыс. руб. • 45 дней). Появление дополнительного кредита в сумме 1697,5 тыс. руб. (2182,5 тыс. руб. - 485,0 тыс. руб.) сопровождается дополнительными расходами в сумме неполученной скидки, равной 540 тыс. руб. (18 000 тыс. руб. х х 3%: 100%). Таким образом, стоимость источника «Дополнительная кредиторская задолженность» равна 31,8% (540 тыс. руб.: 1697,5 тыс. руб. • 100%). Действия финансового менеджера предприятия должны быть таковы. Прежде всего надо воспользоваться бесплатным кредитом, т. е. оплачивать счета поставщика це ранее чем на 10-й день. Что касается выбора «воспользоваться скидкой, т. е. делать оплату на 10-й день, или отказаться от скидки, т. е. делать оплату на 45-й день», то здесь нужен анализ по приведенной схеме. Вывод по его результатам очевиден: если есть возможность получать краткосрочную банковскую ссуду по ставке, меньшей 31,8%, то отказ от предоставляемой скидки не является экономически выгодным. Приведенные расчеты показывают, что дополнительная кредиторская задолженность является весьма дорогим источником. Не случайно большинство компаний, особенно крупных, имеющих солидные обороты, предпочитают пользоваться схемами предоставления (получения) скидок. Этим объясняется повсеместное использование подобных схем в мировой практике. Приведенные расчеты несложно формализовать. Стоимость источника «Краткосрочная кредиторская задолженность» в случае отказа от опции рассчитывается по следующей формуле: k =—d----------- —-100 % cr 100-d n-k где d — скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение k дней, %; n — число дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате. Оценка стоимости источника «Краткосрочный банковский кредит». Известны три типовые схемы расчета и выплаты процентов за пользование краткосрочными банковскими кредитами, получившие широкое распространение в международной практике и известные как техника регулярного, дисконтного и добавленного процента. Применение того или иного расчета существенно сказывается на величине эффективной годовой процентной ставки.
Регулярный процент. Заемщик получает номинальную сумму и возвращает одновременно проценты и основную сумму долга. Приведем пример. Предприятие получило кредит от банка в размере 100 тыс. руб. под 16% годовых. Если это годовой кредит, данная процентная ставка отражает стоимость источника. (Здесь и далее в этом разделе мы не делаем поправку на ставку налогообложения; сделать это несложно путем умножения процентной ставки на множитель, как это было показано выше.) Однако если ссуда краткосрочная, надо пользоваться не номинальной, а эффективной ставкой. Действительно, если ссуда взята, например, на 3 месяца, то эффективная ставка ге находится по формуле (4.10) Причина перехода к эффективной ставке очевидна: текущая деятельность предполагает ее непрерывность, т. е. по истечении квартала вновь возникнет необходимость в пролонгировании кредита. В этом случае применяется схема сложных процентов. Дисконтный процент. Сумма процентов за пользование кредитом удерживается банком в момент заключения договора, т. е. заемщик получает сумму за вычетом процентов. Во-первых, меняется реальная величина относительных расходов по данной ссуде; во-вторых, для получения требуемой суммы заемщику приходится увеличивать величину кредита. Предположим, что в условиях предыдущего примера договором предусматривается удержание банком начисленных процентов в момент выдачи ссуды. Заемщик получит от банка 84 тыс. руб., за которые заплатит 16 тыс. руб. Поэтому стоимость этого источника будет равна 19% (16 тыс. руб.: 84 тыс. руб. • 100%). В случае годовой ссуды эта ставка будет и номинальной, и эффективной. Если ссуда взята на 3 месяца и необходимо ее пролонгирование, то реальную оценку стоимости источника дает эффективная годовая ставка e = (1 + г/т)т - 1 = (1 + 0,19: 4)4 - 1 = 0,204, или 20,4% Добавленный процент. Общая сумма, состоящая из основного долга и начисленных за весь период процентов, погашается равными платежами, например ежемесячными или ежеквартальными. Это самые невыгодные условия, поскольку сумма кредита постоянно уменьшается, т. е. эффективная годовая ставка очень высока. Рассмотрим тот же пример. Допустим, что годовая ссуда выдана на условиях добавленного процента; сумма начисленных процентов равна 16 ООО руб.; погашение общей задолженности должно проводиться равными суммами в конце очередного месяца. Сумма месячного платежа равна 9667 руб. (116 ООО руб.: 12). В этом случае мы имеем денежный поток в виде аннуитета постнумерандо с равными платежами А в - 9667 руб. (рис. 15.2).
Рис. 15.2. Денежный поток при получении кредита на условиях добавленного процента Процентная ставка, отвечающая данному потоку, представляет собой IRR денежного потока, который легко найти по формуле дисконтированной стоимости аннуитета постнумерандо (4.18) 100 ООО = 9667 ■ FMA(r%,l2), отсюда rm - IRR - 2,361%. Найдена месячная ставк&; переход к годовой ставке выполняется с помощью формулы сложных процентов re = (1 + гт)т - 1 = (1 + 0,02361)12 - 1 = 0,323, или 32,3%. Годовую ставку можно было найти, не прибегая к схеме аннуитета. Последовательность рассуждений в этом случае такова. Заемщик имеет в начале года кредит в сумме 100 тыс. руб., который постепенно гасится с тем расчетом, чтобы к концу года задолженность перед банком была равна нулю. Поскольку погашение идет равномерно, относительные затраты на поддержание и погашение такого источника, т. е. его стоимость, можно найти делением выплаченных процентов на среднюю сумму кредита, равную, естественно, 50 тыс. руб.: 16 000: 50 000 • 100% = 32%. Итак, расчеты показывают, что реальные относительные затраты вдвое превышают затраты, выраженные номинальной ставкой. Рассмотренными примерами не исчерпывается многообразие условий, оговариваемых в кредитных договорах. В частности, вполне обыденным в практике кредитования является условие банка о поддержании заемщиком так называемого компенсационного остатка, когда заемщик, получая кредит, обязывается держать в банке на счете определенную его долю, чаще всего выраженную в процентах к сумме полученного кредита. Чем более сложные условия оговариваются в кредитном договоре, тем более существенно может отличаться номинальная процентная ставка от эффективной. Сделанные замечания всегда следует иметь в виду финансовому менеджеру, анализируя и планируя расходы по финансовому обеспечению текущей деятельности. Понятие предельной цены капитала тесно связано с понятием чистых активов, так как уставный капитал фирмы не может быть меньше величины чистых активов, в противном случае общество должно принять решение о своей ликвидации. Под стоимостью чистых активов понимается величина, получаемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, его пассивов, принимаемых к расчету. В состав активов, принимаемых к расчету, входят: 1. нематериальные активы; 2. инвестиции; 3. дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; 4. дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев; 5. основные средства; 6. незавершенное строительство; 7. запасы; 8. НДС по приобретенным ценностям; 9. денежные средства; 10. иные активы, за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом для их последующей перепродажи или аннулирования. В состав пассивов, принимаемых к расчету, входят: 1. страховые резервы; 2. займы и кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; 3. займы и кредиты, подлежащие погашению менее, чем через 12 месяцев после отчетной даты; 4. прочая кредиторская задолженность; 5. доходы будущих периодов; 6. резервы предстоящих расходов; 7. резервы предупредительных мероприятий; 8. прочие обязательства. Важная роль чистых активов проявляется также в том, что на их основе определяется балансовая стоимость акций. Если, предположим, уставный капитал фирмы - 500тыс. руб., количество акций - 500тыс. шт. при номинале одной акции 1 руб., стоимость чистых активов - 900 тыс. руб., следовательно, балансовая стоимость одной акции будет равна 1,8 руб. (900тыс. руб./ 500 тыс. шт.). Балансовая стоимость акций - это более реальная их стоимость в сравнении с номиналом, особенно в условиях России, когда ежегодно проводятся переоценки основных фондов, повышающие их стоимость. В то же время увеличивают уставный капитал не более 10-15% АО. В этих условиях их чистые активы значительно больше, чем уставный капитал. В соответствии с Законом «Об акционерных обществах» введена средневзвешенная цена обыкновенных акций. Она предназначена для защиты акционеров в том случае, если кто-то приобретет 30 и более процентов акций общества с числом акционеров более тысячи. Поэтому такое лицо должно предложить акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние 6 месяцев, предшествующих дате приобретения указанного крупного пакета. Финансирование деятельности предприятия может осуществляться не только с помощью эмиссии ценных бумаг и получения кредитов. В финансовом менеджменте известны другие приемы и инструменты, применяемые самостоятельно или в комбинации с эмиссией основных ценных бумаг и способствующие расширению объемов финансирования. К ним относятся некоторые разновидности опционов, залоговые операции, аренда (в частности, финансовый лизинг), коммерческая концессия (франчайзинг). Краткосрочное финансирование используется для пополнения оборотного капитала. Традиционными способами краткосрочного финансирования являются: 1. эмиссия коммерческих векселей. Используются как денежный эквивалент для текущих расчетов в случае нехватки наличности; 2. получение банковской ссуды. Его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации, однако она может дорого стоить. Если фирма не может осуществить финансирование посредством этих способов из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам: 1. факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности). Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки заключаются в том, что факторинг недешев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка; 2. краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок. Преимущества краткосрочного лизинга: а) служит альтернативой небольшим капитальным затратам; 1. кредитоспособность фирмы. Чем ниже кредитоспособность фирмы, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит от способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства; 2. степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом сокращая свою кредитоспособность с точки зрения кредиторов. Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. То, что является самым дешевым методом финансирования в отношении внешних затрат, может не оказаться таковым с учетом гибкости, возраста и степени обремененности долгами активов. Управление источниками краткосрочного кредитования заключается в изучении данных о внешних затратах на них, чтобы понять, изменяют ли они положение фирмы в смысле общей предпочтительности. Так как финансовые потребности фирмы меняются со временем, многочисленные источники краткосрочного финансирования должны использоваться на долгосрочной основе. Акционерный капитал. Существуют разные методы привлечения средств инвесторов для организации или расширения деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики основными из них являются эмиссия долговых и долевых ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия) осуществляется: (а) при учреждении АО и продаже акций его учредителям (владельцам); (б) при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпуска акций; (в) при привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций хозяйствующего субъекта. В мировой практике известны разные способы выпуска акций. Коротко охарактеризуем основные. Наиболее распространенным методом эмиссии является публичное предложение (Offer for Sale Method), т.е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам. Именно этот метод применяется чаще всего, когда происходит приватизация предприятия. Продажа непосредственно инвесторам по подписке (Offer by Subscription Method, Public Issue by Prospectus Method) отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не проводится. Компания, распространяющая свои акции, полагается на собственные силы — готовит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т. п. Считается, что только процветающие компании с хорошей репутацией могут позволить себе этот метод. Тендерная продажа (Issue by Tender Method): один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции. Рассмотрим пример. Пример Компания намерена выпустить до 700 000 акций на условиях тендера. Проведенный аукцион дал следующие результаты.
Комментарий к расчетам. Поскольку максимальное число акций 700 000, при установлении цены в 10 долл. компания сможет привлечь лишь 7,0 млн долл., при этом не все потенциальные инвесторы смогут приобрести акции. При сущестненном повышении цепы акции общая сумма привлекаемого капитала значительно уменьшается. Поэтому оптимальной является пена 20 долл. В этом случае, правда, не все акции будут реализованы (580 000 из 700 000 намеченных к выпуску), однако общая сумма привлеченного капитала будет максимальной — 11,6 млн долл. При небольших выпусках акций наиболее популярным является метод целевого размещения акций брокером у небольшого числа своих клиентов (Placing Method). Снижаются расходы заемщика по размещению акций (например, нет расходов, связанных с подпиской на акции). Как правило, величина капитала, привлекаемого таким образом, ограничивается. Если компания намерена выпустить акций на большую сумму, она должна пользоваться другим методом, Помимо приведенных выше традиционных легальных методов привлечения капитала, в мировой практике известны другие методы, применение которых иногда становится возможным ввиду несовершенства законодательства но ценным бумагам, неопытности потенциальных инвесторов, естественного желания обывателей получить большой и быстрый доход и т. п. В качестве наиболее типичного примера можно привести метод пирамидальной схемы (Pyramid Scheme). Суть метода чрезвычайно проста. Компания выпускает акции и привлекает инвесторов постоянным высоким ростом их курсовой стоимости, искусственно поддерживая этот рост, а также ликвидность акций за счет постоянного вовлечения все новых инвесторов. Организаторы подобных операций обращают внимание не на эффективное вложение привлеченных средств, а на обеспечение их ликвидности путем роста курсовой стоимости. Вновь включившиеся в игру инвесторы по сути оплачивают обещания, выданные предыдущим инвесторам. Подобные процедуры приводят к росту показателей в геометрической прогрессии. Обеспечить заданный темп прироста курсовой стоимости в этих условиях становится невозможно, и все заканчивается крахом. Инвесторы теряют свои деньги, однако организаторы подобных операций успевают получить немалую выгоду. Для защиты населения от подобных махинаций во многих странах существует запрет на финансовые операции такого типа. В частности, в США в 40 из 50 штатов финансовая пирамида запрещена законом. Строительство финансовых пирамид имеет давнюю историю; в частности, особую известность в истории приобрело дело Южно-морской компании. Она была зарегистрирована в 1710 г. и наделена эксклюзивными правами на торговлю со странами Южной Америки. Компания привлекала средства инвесторов путем выпуска акций. Поскольку в создании фирмы приняли участие многие известные люди, ее акции стали весьма популярными. Благодаря развернувшимся спекулятивным сделкам они очень быстро росли в цене, что привлекало к участию в фирме все новых инвесторов. Несмотря на обещания и презентации суперпривлекательных схем торговли, реальный бизнес так и не был организован, и уже через 10 лет финансовый пузырь лопнул. Многие тысячи людей оказались полностью разоренными; дело получило общенациональный резонанс и привело к выпуску в 1719 г. специального закона, подготовленного совместно Королевской фондовой биржей и Лондонской страховой корпорацией и известного в истории как *закон о пузыре» (Bubble Act). Согласно этому закону максимальное число членов партнерства ограничивалось 6 (в 1825 г. планку подняли до 20), а регистрация АО была возможна только с разрешения парламента или короля. Поскольку в обоих случаях организационные процедуры были весьма дорогостоящими и продолжительными, повальному и бесконтрольному созданию АО был положен конец.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|