Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика как теория развития и метод познания.




Диалектика (греч. dialektiké) – введено Зеноном и Сократом – искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений.

Понятие диалектики в истории философии:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркие представители — Гераклит и досократики, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель) – подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) - движущая сила всякого научного развертывания мысли.

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С.) построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Представители: Гераклит, Гегель, Маркс

Виды диалектики:

объективная (диалектика развития природы и материальной основы общественной жизни).

субъективная (диалектика развития человеческого мышления), материалистическая и идеалистическая

Диалектическая концепция развития понимает источник развития как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними.

Основные законы диалектики:

Сформулированы Гегелем:

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями; принятый принцип построения.

Энгельс:

Закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.

Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.

Качество – внутренняя определенность вещи; специфичность, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами.

Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей. Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда.

Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой.

Мера – такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое.

Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.

2) Закон единства и борьбы противоположностей. (Энгельс, Гегель, Маркс)

Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.

Борьба – активный характер противоречия.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности. (сформулирован Гегелем, Энгельс, Маркс)

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

Принципы диалектического метода

а) принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов

б) принцип рассмотрения во взаимосвязи, системное познание

в) принцип детерминизма

г) принцип изучения в развитии (исторический и логический подходы)

Категории (неосновные законы диалектики):

1. Сущность и явление.

2. Единичное, особенное, всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

Источник развития в диалектике - разрешение внутренних и внешних противоречий.

Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде спирали.

Впервые термин «диалектика» применил Сократ, искусство вести спор.

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики имеют универсальный характер.

Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является Зенон Элейский.

Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют диалектическим.

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированы Гегелем.

 

Бытие и его основные формы. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному миру.

Основные формы бытия:

1.первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы (Суть: бытие предметов, объектов самой природы первичны. Они существуют объективно, то есть независимо от человека – в этом коренное отличие природы как особой формы бытия.)

2.вторая форма – бытие человека (Суть: человек – «вещь среди вещей». Человек является вещью, так как конечен, как и другие вещи и тела природы. Отличие человека как вещи от других вещей - в его чувствительности и разумности. На этой основе формируется специфическое человеческое бытие.)

3.третья форма – бытие духовного (идеального) (- это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. Оно существует и основывается на внутреннем опыте людей) делится на индивидуализированное духовное и на объективированное духовное.

4.четвертая форма – бытие социального (делится на индивидуальное бытие и бытие общества)

Учение о бытии

Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам. В первом случае бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Во втором случае бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»).

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются

монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

дуалистические (от лат. dualis - двойственный) Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

 

Познание и его структура.

Общее понятие познания.

Познание процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...