Эмпирический и теоретический уровни познания.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, и присутствуют рациональный момент и его формы (суждения, понятия). Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. Также теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. В процессе научного познания имеет место взаимодействие с практикой. Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Представителям эмпиризма: Роджер Бэкона, Галилей, Кампанелла, Фрэнсис Бэкон (родоначальник нового эмпиризма), Гоббс, Локк, Пристли, Беркли, Юм, Кондильяк, Конт, Спенсер, Дюринг, стоики, скептики. Элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). формы эмпиризма: - имманентный эмпиризм - философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).
- трансцендентный материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Берет начало от философии Сократа. Представители: Платон, Демокрит, Сократ, Эпикур, Кант, Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, соврем. Лео Штраус. Рационализм имеет направления: - онтологическое в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно) - гносеологическое в основе познания также лежит разум - этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения. Каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком.
Проблема истины в познании. Концепции истины в современной философии. Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием. Несколько пониманий, способов толкования истины. 1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». 2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». 3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость». 4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». 5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно: - субъективна и объективна (этот человек порядочный); - абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует); - относительна и абсолютна (пример с атомом). Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного. В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я». Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления. В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.
Мышление и язык. Мышление и язык – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся по своей сущности и специфическим признакам. Мышление – это активный процесс целенаправленного, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, теориях. Существует 3 вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Язык же определяется как знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей. Мышление идеально, а язык материален. Некоторые философы склоняются к тому, что мышление и язык возникли одновременно. Нет языка без мышления и, наоборот, мысли без языка. В. Гумбольдт отождествлял язык со всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления. Деятельность мышления и языка представляет неразрывное единство. Вместе с тем это единство не лишено противоречивости, поскольку при обозначении понятия звуком соединяются две вещи, которые никогда не могут перейти одна в другую. Понятие не может отрешиться от слова. Такая же точка зрения была и у Ф. де Соссюра, только он уже дифференцировал язык и мышление. Он сравнивал язык с листом бумаги, где «мысль его лицевая сторона, а звук – оборотная». Сторонники психологического направления пытались решить вопрос о связи языка и мышления в иерархической плоскости. А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. Язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании мысли. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного человека».
Представители структурализма считают, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит действительность и навязывает этот способ говорящим на нем людям. Люди, говорящие на разных языках видят мир по-разному, восприятие мира бессознательно строится на языковых категориях. Сепир и Уорф стремились доказать, что различия между западной культурой и иными культурами мира обусловлены различиями в языках. Идеалисты утверждают, что процесс мышления может происходить и без помощи языка, когда человек думает про себя. Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. Бергсон считал, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия. Согласно концепции Л. Выготского, мышление и речь тесно связаны в детстве, но мышление взрослого человека освобождается от языка. Есть некое элементарное невербальное мышление (прагматическое мышление при решении практических задач) и элементы неинтеллектуальной речи (крики). Другими словами, есть ряд мыслительных процессов, которые можно считать доязыковыми, или неязыковыми. Очевидно, что нельзя отождествлять мышление ни с речью, ни с языком, но они настолько взаимообусловлены друг другом, что формула «как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка» кажется бесспорной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|