Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирический и теоретический уровни познания.




На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, и присутствуют рациональный момент и его формы (суждения, понятия).

Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны.

Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. Также теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания.

В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. В процессе научного познания имеет место взаимодействие с практикой.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Представителям эмпиризма: Роджер Бэкона, Галилей, Кампанелла, Фрэнсис Бэкон (родоначальник нового эмпиризма), Гоббс, Локк, Пристли, Беркли, Юм, Кондильяк, Конт, Спенсер, Дюринг, стоики, скептики. Элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

формы эмпиризма:

- имманентный эмпиризм - философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

- трансцендентный материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта.

Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Берет начало от философии Сократа. Представители: Платон, Демокрит, Сократ, Эпикур, Кант, Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, соврем. Лео Штраус.

Рационализм имеет направления:

- онтологическое в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно)

- гносеологическое в основе познания также лежит разум

- этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

Каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком.

 

Проблема истины в познании. Концепции истины в современной философии.

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее.

Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием.

Несколько пониманий, способов толкования истины.

1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть».

2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности».

3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».

4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность».

5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение».

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

Истина одновременно:

- субъективна и объективна (этот человек порядочный);

- абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);

- относительна и абсолютна (пример с атомом).

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.

Ложь — намеренное искажение верного.

В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение.

В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним.

Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия.

Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.

Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.

Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом).

Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

 

Мышление и язык.

Мышление и язык – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся по своей сущности и специфическим признакам.

Мышление – это активный процесс целенаправленного, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, теориях.

Существует 3 вида мышления:

практически-действенное,

наглядно-образное,

словесно-логическое.

Язык же определяется как знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей. Мышление идеально, а язык материален.

Некоторые философы склоняются к тому, что мышление и язык возникли одновременно. Нет языка без мышления и, наоборот, мысли без языка.

В. Гумбольдт отождествлял язык со всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления. Деятельность мышления и языка представляет неразрывное единство. Вместе с тем это единство не лишено противоречивости, поскольку при обозначении понятия звуком соединяются две вещи, которые никогда не могут перейти одна в другую. Понятие не может отрешиться от слова.

Такая же точка зрения была и у

Ф. де Соссюра, только он уже дифференцировал язык и мышление. Он сравнивал язык с листом бумаги, где «мысль его лицевая сторона, а звук – оборотная».

Сторонники психологического направления пытались решить вопрос о связи языка и мышления в иерархической плоскости. А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. Язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании мысли. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного человека».

Представители структурализма считают, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит действительность и навязывает этот способ говорящим на нем людям. Люди, говорящие на разных языках видят мир по-разному, восприятие мира бессознательно строится на языковых категориях. Сепир и Уорф стремились доказать, что различия между западной культурой и иными культурами мира обусловлены различиями в языках.

Идеалисты утверждают, что процесс мышления может происходить и без помощи языка, когда человек думает про себя. Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. Бергсон считал, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия.

Согласно концепции Л. Выготского, мышление и речь тесно связаны в детстве, но мышление взрослого человека освобождается от языка. Есть некое элементарное невербальное мышление (прагматическое мышление при решении практических задач) и элементы неинтеллектуальной речи (крики). Другими словами, есть ряд мыслительных процессов, которые можно считать доязыковыми, или неязыковыми.

Очевидно, что нельзя отождествлять мышление ни с речью, ни с языком, но они настолько взаимообусловлены друг другом, что формула «как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка» кажется бесспорной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...