Ясность и краткость научной речи
Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Например: «В ходе исследования была применена соответствующая методика…» или «В ходе исследования было опрошено надлежащее число респондентов…». При написании дипломной работы следует избегать ненужного многословия, тавтологий, повторов, дублирования, избыточного и неуместного использования иностранных синонимов, двоякого толкования текста и т. д. Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием). Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах. Требование к соответствию приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям и фактам. Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нем все направлено на решение поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Необходимым элементом дипломного исследования является план дипломной работы, предполагающий четкое определение глав и параграфов, определение их объема с учетом того, что вся дипломная работа должна быть объемом от 70 до 100 печатных страниц (за исключением приложений). Материалы дипломной работы должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.89—2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские» и располагаться в следующей последовательности: (1) титульный лист (1 с); (2) задание по дипломной работе (1 с); (3) аннотация (1 с); (4) содержание (1—2 с);
(5) введение (1—2 с); (6) основная часть (60—90 с); (7) заключение (2—3 с); (8) библиографический список; (9) приложения., Титульный лист. Представленная к защите дипломная работа должна иметь титульный лист, подписанный заведующим кафедрой, научным руководителем и автором дипломной работы (см. Приложение 1). 2. Задание по дипломной работе. Представленная к защите дипломная работа должна включать задание, выданное руководителем дипломной работы в начале дипломного проектирования, и содержать подлинные подписи заведующего кафедрой, руководителя (см. Приложение 2). Содержание. Данный элемент включает наименование всех разделов и подразделов текста дипломной работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала, раздела, подраздела. Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами, за исключением первой, прописной (заглавной). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка (симметрично тексту). Рубрики в содержании должны быть точной копией рубрик в тексте. Взаиморасположение рубрик должно правильно отражать их соподчиненность в тексте (должен быть отступ в каждой нисходящей ступени рубрик от левого края текста). В содержание не включают титульный лист, задание, аннотацию. (см. Приложение 3). Введение. Во введении должны быть отражены: • обоснование выбора темы, ее актуальность, методологические основы; • предмет, объект, цель исследования; • значение решения поставленной в работе проблемы для региона, страны; • связь темы исследования с деятельностью в сфере связей с общественностью; - степень разработанности темы, основные источники, авторы; - методы исследования, использованные при написании дипломной работы; • практическая значимость работы, где уже использовались полученные в ходе исследования результаты; • структура дипломной работы;
• научная новизна предложенных разработок. Основная часть. Первая глава является теоретической и должна содержать обстоятельный обзор известных исследований. В обзоре известных исследований дается представление об основных этапах и переломных моментах в развитии научной мысли по решаемой задаче. Кратко, системно осветив работы своих предшественников, дипломник должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, определить свое место в решении проблемы, поставить и сформулировать задачи дипломной работы. В основной части в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. Основные понятия дипломной работы должны быть освещены с позиций различных российских и зарубежных авторов, дипломник должен дать их анализ и собственную точку зрения. Основная часть работы должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел автора, содержать методы исследования, описание авторских разработок и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п. Основная часть, как правило, состоит из 2—3 глав, в которых раскрываются: • теоретико-методологический аспект избранной темы; • аналитический аспект проводимого всестороннего исследования проблемы с использованием материалов; • проектный аспект, включающий разработку конкретных рекомендаций по решению данной проблемы, оценку социально-экономической эффективности ее реализации, а также правовую и информационную обеспеченность. Каждый параграф дипломной работы завершается выводами! Необходимым требованием к материалам основной части является соотнесение их с реальной практикой в сфере связей с общественностью. Важной составляющей основной части является фрагмент текста, в котором дается экономическое обоснование тех или иных положений дипломного исследования. В зависимости от темы дипломной работы экономическое обоснование может быть выделено в отдельный параграф (подпараграф) или приведено в тексте. Самое убедительное – представить экономические расчеты, показывающие эффективность предлагаемых автором решений и предложений.
Заключение. В заключении подводятся итоги выполненной работы: • общие итоги и выводы по дипломной работе; • предложения по использованию результатов работы; • количественную оценку ожидаемого (условного) экономического эффекта от применения полученных результатов. Таким образом, в заключении содержатся результаты исследования избранной темы, выводы, которые свидетельствуют, в какой мере решены задачи исследования, указываются практическая значимость и теоретическая новизна, высказываются рекомендации по внедрению результатов исследования в практику и возможные перспективы работы над избранной темой в дальнейшем. 7. Библиографический список содержит все использованные литературные источники, представленные в алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор делает ссылки в тексте. Библиография играет важную роль в оценке дипломной работы, она во многом дает представление о глубине освоения темы, о знании автором литературы по исследуемой теме, а также определяет общий уровень культуры автора. Обязательным элементом дипломной работы как одного из видов научной работы является научный аппарат, т.е. использование и правильное оформление фактов, цифровых данных, важных положений из официальных документов и материалов, мыслей (цитат) из научных работ, статей, средств массовой информации (СМИ). Использование текстов, фактов, других конкретных данных предполагает, что автор должен указать источник и сделать ссылку с полными выходными данными используемого источника (Ф.И.О. автора, название книги, статьи, год и место издания публикации, порядковый номер страницы). При оформлении списка литературы библиографические описания необходимо представлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Все источники располагаются в следующем порядке:
• в начале списка приводится официальная литература: указы Президента РФ, федеральные законы, постановления правительства РФ, постановления центральных и местных органов власти; • затем в возрастающем порядке нумерации приводится библиографическое описание публикаций в строгом лексикографическом порядке фамилий и инициалов автора; • сборники статей нумеруются в соответствии с первой и последующими буквами их названий; • в конце списка приводятся использованная зарубежная литература на языке оригинала и ссылки на интернет-ресурсы. Приложения. Приложения содержат вспомогательные материалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, тексты документов, анкеты, схемы и т.д.), которые нецелесообразно включать в основные разделы проекта, а также рекламный (маркетинговый) продукт. Схемы, таблицы, рисунки, которые автор считает целесообразным привести в основном тексте работы, описываются им по ходу анализа и не даются как приложения. Наличие экспонатов, видеофильмов, программных разработок и опубликованных материалов качественно улучшает процедуру защиты, и поэтому необходимо стремиться к их всестороннему показу. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!! Этапы работы над ВКР. Перед началом работы над дипломом студент должен ознакомиться со всеми организационными вопросами, связанными с подготовкой и выполнением дипломной работы, рационально распределить свое время. Материал должен излагаться логически связно, последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения обязательно нужно доказывать или обосновывать. Не следует перегружать текст объемными цитатами. Избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование перемежать косвенным, т.е. фактически пересказом того или иного места источника. Можно также ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или иной концепции или точке зрения, воспользовавшись сноской. Начальной фазой выполнения дипломной работы является подбор монографической и периодической литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное состояние вопроса, наметить оптимальную методику выполнения работы. Значительно рационализируют и облегчают поиск и нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематический. Можно также воспользоваться указателями статей профильных журналов. Например, студенты специальности «связи с общественностью» могут воспользоваться следующими журналами: «Пресс-служба», «Советник», «Про-маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Рекламный журнал», «Реклама и жизнь», информационные ресурсы: http://www.sostav.ru, http://www.rwr.ru, www.pr-club.com, http://www.4p.ru и т.д.
Приступая к дипломной работе, студент составляет свою картотеку соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. Картотека организует и предельно облегчает каждодневное общение с литературой, делает работу с ней целеустремленной. Личная картотека может содержать много дополнительных данных по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемых путях ее использования; названия параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные шифры; в какой библиотеке можно найти эту книгу и т.д. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сделанные на карточках, особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу. Достаточно распространенный вид записи — это конспект. При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|