Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике).




Нужна ли кому-нибудь эстетика... кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением худо­жественной практики, часто не результативен. Когда художник встречает­ся со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятель­ность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его ос­мысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и вели­кие исследователи тайн искусства.

Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым соче­тание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Со-

гласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех ху­дожника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое ис­кусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совер­шенствующей мастерство.

Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкреп­ляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпыва­ется. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концеп­ция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизнен­ного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчест­во художника тот пласт художественной концепции, системное выраже­ние которого дает эстетика.

Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, ко­нечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занима­тельностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию рас­крываются глубины произведения, существо образной мысли художни­ка. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство до­ставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое на­слаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами оболь­юсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусст­вом невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.

Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.

Освоение мира осуществляется непременно в эстетической форме. Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетиче­ских идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в про­мышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту.

Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет буду­щего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвы­чайно значимы для мирового сообщества и особенно для России.

3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству).

Во взаимоотношениях эстетики и искусства в истории сложились две точки зрения: 1) теоретик классицизма Н. Буало (XVII в.) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику пра­вила; 2) другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемле­мы.

Если человек решит в нарушение закона Архимеда плыть с кам­нем на шее — он утонет. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, дейст­вующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объек­тивных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исто­рически изменчивы. Основоположник балетного театра как самосто­ятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хо­роши до некоего предела... Надобно уметь следовать им, но уметь так­же отказываться от них и вновь к ним возвращаться... Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства». (Но­верр. 1965. С. 27).

Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может от­менить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художест­венный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открыва­ет) новые законы.

Современная историческая эстетика осмысляет искусство и его осо­бенности в их движении.

Наука — это система (системность эстетических знаний).

Видный американский теоретик искусства Т. Манро в книге «За науку в эсте­тике» (Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N.Y., 1956) протестует против эссеизма в науке. И действительно, наука — не набор истин, не кладовая фактов, не ломбард наблюдений, не арсенал идей и даже не коллекция законов. Наука — это подчиненная общественной практике система знаний.

Главные особенности научной системы:

Информативная насыщенность

1. Информативная насыщенность: научные суждения конкрет­но-всеобщи. Самолет летит, опираясь крыльями на воздух и преодоле­вая его сопротивление. Воздух науки—это факты, а ее крылья — мысль. Опереться на факты и преодолеть их, то есть сохранить в снятом виде —

только так достигаются конкретно-всеобщие суждения, противостоя­щие бескрылой эмпирике (простому описанию фактов) и пустым абст­ракциям.

Теоретичность

2. Теоретичность: обобщение и «снятие» конкретного материала. Г. Гадамер пишет: «Современная теория есть конструктивное средство, по­зволяющее нам обобщать опыт и создающее возможность овладения этим опытом... Одна теория отменяет другую и каждая изначально пре­тендует лишь на относительную значимость, а именно: пока не будет най­дено нечто лучшее... Само теоретическое знание рассматривается с точки зрения сознательного овладения сущим: не как цель, но как средство.» (Мир философии. Т. 1.1991. С. 581). Теория нацелена на постижение сущ­ности. Вопросы теории к познаваемому: что и как есть? почему оно есть так? Теория устремлена к предмету и к условиям его существования; свя­зана с предметом и устремлена к отысканию потаенной сущности его бы­тия. Теория выходит за пределы предмета — в сферу контекста его бытия.

Соподчиненность

3. Соподчиненность: понятия, категории, законы эстетики взаимосвя­заны.

Иерархичность

4. Иерархичность: менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, менее общие категории — более общим, катего­рии — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фун­даментальным парадигмам, гипотезам и аксиомам данной науки.

Упорядоченность

5. Упорядоченность: элементы системы организованы, она несводи­ма к их простой сумме.

Единство (монизм)

6. Единство (монизм): система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принци­пом все явления, входящие в предмет данной науки. Расположив все изве­стные химические элементы в порядке увеличения их атомного веса, Д. Менделеев создал периодическую систему, поднявшую химию на но­вый уровень и, позволившую описать свойства еще не открытых элемен­тов только благодаря знанию их места в периодической системе. Замеча­тельное свойство системы: она дает возможность получать новые знания из нее самой. Монизм — главный признак научной системы. В культуре накоплено много наблюдений и теоретических идей. Однако универсаль­ные концепции, охватывающие развитие художественной культуры не­многочисленны: система Аристотеля и система Гегеля. Единым основа­нием эстетической системы в обоих случаях был принцип взаимоотноше­ния искусства и действительности.

Минимальная достаточность

7. Минимальная достаточность: минимальное число исходных поло­жений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений. А. Эйнштейн по поводу этой особенности науки говорил: «Исходные гипотезы становятся все более абстрактными, далекими от жизненного опыта. Но зато мы при-

ближаемся к благороднейшей научной цели: охватить путем логической дедукции максимальное количество опытных фактов, исходя из минималь­ного количества гипотез и аксиом» (Зелиг. 1964. С. 60). Этот принцип при­дает научной системе логическое изящество и красоту. Красота научной си­стемы — один из признаков ее плодотворности и верности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...