Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главные идеи рецептивной эстетики




Главные идеи рецептивной эстетики. Художественное произведение не равно себе. Его текст не меняется, но смысл изменчив. Смысл произве­дения — результат взаимодействия опыта читателя (слушателя, зрителя) и автора. Восприятие произведения идет в режиме диалога — это диалог читателя и текста. Автор сосредоточивает и запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл произведения рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе. Другими слова­ми, опыт читателя имеет три важнейшие характеристики: историческую, групповую и индивидуальную. Ими определяется не только смысл, но и сам онтологический статус произведения (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе). Историческая изменчивость смысла и онто­логического статуса произведения — закономерность художественного процесса. Рецептивная эстетика стала четвертым проблемным полем эс­тетики как науки.

Техническая (индустриальная) эстетика

5. Техническая (индустриальная) эстетика. Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория ди­зайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными сред­ствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплоще­ния, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетиче­ские, экономические, технические, гигиенические эргономические (опи­сываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологи­ческие проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.

Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизай­на. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; де­шевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагаю­щее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, без­успешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.

Немецкий теоретик Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектониче­ских искусствах...» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, фор­ма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машинострое­ние. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и ра­зумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» тех­нических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус ут­верждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую ин­дустрией продукцию.

В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производствен­ного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышлен­ности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-техниче­ские мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов раз­рабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.

Основные принципы технической эстетики:

Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь, «Бауха­уз»), наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы (В. Татлин, ВХУТЕМАС). Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщен-

ного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся («технический пей­заж»). Эти требования (= рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.

Практическая эстетика

6. Практическая эстетика. Эстетическое освоение мира в не собст­венно художественно-образной форме, не в форме искусства — сфера ин­тересов практической эстетики. Практическая эстетика — шестое про­блемное поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические ас­пекты проблем природной среды, «второй» (рукотворной) природы, пове­дения людей и человеческих отношений (в частности, этикета), быта, на­учного творчества, спорта, карнавалов, праздников и массовых действий, обрядов, кулинарии, игр. Биосфера Земли, околоземное космическое про­странство, уже активно осваиваемое человеком, — все это также области реального или потенциального интереса практической эстетики.

Важность шестого проблемного поля эстетики отражают теоретиче­ские изыскания американского эстетика Томаса Манро (ХХ в.) в области классификации искусств. По его мнению, виды искусства — это не только литература, театр, живопись, музыка, но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка. Всего он на­считывает около 400 видов! По Манро у искусства нет берегов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различ­ные виды человеческой деятельности назывались искусствами. У древ­них греков искусство и ремесло обозначались одним и тем же словом techne; первыми художниками были гончары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготовлявшие практически необходимые вещи.

Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами Фараби (870-950), писавшего на арабском языке. Этот среднеазиатский ученый считал, что ткачество, медицина, риторика — искусст­ва. А великий медик древности Гиппократ полагал, что врач возвращает человеку утрачен­ную им из-за болезни гармонию. Эти суждения не лишены резона. У первобытных племен и некоторых более поздних человеческих сообществах татуировка, например, имела не мень­шее эстетическое, эмоциональное и информационно-смысловое значение, чем танец или пение. А современный человек в некоторых сферах своей деятельности создает такие эсте­тически выразительные образцы, что они обретают художественно-образное значение (на­пример, прическа, костюм становятся частью образа театрального персонажа или кинозвезды). И все же Фараби и Манро принимают за виды искусства формы целесообразно и утилитарно ориентированного эстетического освоения мира по законам красоты. Одни из таких форм освоения мира — дизайн, другие — прикладное и декоративное искусство, третьи — область практической эстетики.

Практическая эстетика теоретически пока мало разработана, но сфера ее компетенции столь широка и многообразна, что эта область знаний имеет тенденцию к отпочкованию от основного древа эстетики как науки в самостоятельную дисциплину. Такое стремление к от­почкованию в большей или меньшей степени относится к каждой сфере знаний, составляю-

щей проблемное поле эстетики. Другими словами каждое проблемное поле эстетики кристаллизуется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию к будущему отпочкованию от единого древа эстетики как науки и к вычленению в отдельную самостоятельную науч­ную дисциплину.

Эстетика граничит с гносеологией (вопросы специфики образного мышления, художе­ственного метода как способа познания), психологией (вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия), герменевтикой (проблемы понимания художе­ственного текста), искусствоведением (вопросы художественного процесса, его стадий, ху­дожественных направлений) и другими науками. Однако и в этих пограничных областях она сохраняет свой, только ей присущий подход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...