Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями.




8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. В систему эстетики входят не только эстетические категории, но и понятия, не имеющие столь широкого значения, как категории. Понятия отражают стороны эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявле­ний прекрасного) или характеризуют негенеральные для данной эпохи эс­тетические свойства жизни и искусства. Эстетические понятия в ходе ху­дожественного развития человечества нередко перерастают в категории. Когда какое-либо эстетическое свойство в ведущих художественных явле­ниях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эс­тетическую категорию. Так, развитие сентиментализма выдвинуло на первый план трогательное. Бердяев признавался: «Я не мог выносить трогательного, я слишком сильно его переживал» (Бердяев. 1990. С. 46).

Искусству Средних веков с его аскетизмом была чужда прелестность. В искусстве же Возрождения стремление к удовлетворению изысканных

эстетических потребностей породило поиски «не столько красоты, сколь­ко прелести» (Bayet. 1886. Р. 329). Прелестное начинает обретать катего­риальное значение в связи с интересом искусства к обнаженной натуре, лишенной к тому же холодной бесстрастности прошлого (сравните Вене­ру Милосскую, Венеру Джорджоне и Венеру Пуссена); сквозь призму прелестного воспринимаются пейзаж и бытовые вещи. Прелестное ис­пользовалось искусством Возрождения как аргумент против средневеко­вого аскетизма. Прелестноечувственно-привлекательное, чувствен­но-красивое — выделяется из прекрасного не как его оттенок, а как само­стоятельная эстетическая категория. Чем более красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышеннее; наоборот, чем более преобладает в ней чувственный принцип, тем она прелестнее (См.: Rosenkranz. 1853. S. 283). Прелестное — красота, «до­ставляющая физическое удовольствие своей способностью льстить внешним чувствам» (Саккетти. 1917. С. 48). Английский эстетик XIX в. Лекки считает, что прелестное в искусстве воспевает наслаждения и радо­сти жизни. Оно основывается не на прежней, аскетической, а на новей­шей, «индустриальной» философии. Лозунг первой — умерщвление пло­ти, уменьшение желаний, а второй — развитие, увеличение желаний (См.: Lecky. 1866. Р. 395—396). Рескин, Липпс, Сурио выделяют прелестное как самостоятельное эстетическое свойство, для осмысления которого необ­ходима особая эстетическая категория.

Еще одно понятие — чудесное (как свойство трагедии) ввел в научный обиход Аристотель. Позже Тассо считал, что чудесное — главное понятие (тем самым категория) главного жанра искусства — поэтической эпопеи. По Дидро чудесное должно стать основным предметом искусства, стре­мящегося ныне к философичности и обобщению жизни; чудесные обсто­ятельства важны для раскрытия прекрасного.

Без чудесного невозможно осознать эстетику народной сказки. Оно важно и для осмысления поэтики произведений Гофмана, и для раскрытия своеобразия гоголевского «Носа», и для анализа романов Достоевского.

Взаимодействия эстетических качеств в живом потоке жизни и в ис­кусстве порождают эстетические «гибриды». Среди них наиболее изве­стен — трагикомическое. Это понятие отражает существенные процессы в реальности и в искусстве XIX и особенно ХХ в. и ныне оно обрело кате­гориальное значение.

Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве.

9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. Отношения челове­ка с реальностью сложны и многообразны. Обстоятельства текучи и изменчивы, а человек, оставаясь самим собой, в каждой ситуации равен и не равен себе, тот же и вместе с тем иной. Он в каких-то отношениях прекрасен, в каких-то — комичен, а в иных — героичен. Раскры­вая это взаимодействие характера и обстоятельств, искусство отражает жизнь эстетически многогранно.

Комедийное начало в лице остроумного шута смело вторгается в трагедии Шекспира Возвышенное у него столь причудливо смешивается с низменным, страшное со смешным, ге­роическое с шутовским, что Вольтер, вкусу которого было близко эстетически одноцветное искусство классицизма, даже назвал великого английского драматурга пьяным дикарем

Причудливое сочетание эстетически различных красок присуще и творчеству Серван­теса Пожалуй, нет такого эстетического свойства, которого не было бы в характере Дон Ки­хота В нем и возвышенные, и прекрасные, и романтические, и трогательные черты — все краски эстетического спектра отчетливо проступают на фоне трагикомического

Лопе де Вега считал правомерным соединение трагического и комического в драматур­гии, поскольку в действительности эти начала находятся «в смешении» И по Лессингу, са­ма природа служит образцом сочетания обыденного с возвышенным, шуточного с серьезным, веселого с печальным (См Лессинг 1957 С 254)

Художественное творчество

I. Творческий процесс

Автор и степень его предрасположенности к творчеству.

Автор — творческая личность, обладающая рядом специфических ка­честв.

«Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе Если ее нет, человек может только «строить из себя писателя» Но он не писатель» (Jung 1947 S. 99) Авторский труд (= творчество) — радостный и мучительный процесс «творец обыкно­венно испытывает одни огорчения Всякое творение есть творение из ничего В лучшем слу­чае пред нами безобразный, бессмысленный, большей частью упорный и твердый материал, с трудом поддающийся обработке Да и неизвестно, как его обрабатывать Каждый раз в го­лову приходит новая мысль, и каждый раз новую мысль, на мгновение показавшуюся бле­стящей и очаровательной, нужно отбрасывать как негодный хлам Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой Общее состояние творящего — неопреде­ленность, неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне, издерганность И чем серьезнее, значительнее и оригинальнее взятая на себя человечеством задача, тем мучительней его са­мочувствие» (Розанов 1990 С 33)

Разные люди предрасположены к художественному творчеству в раз­ной степени: способность — одаренность — талантливость — гениаль­ность Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творче­ской лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто располо­жен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Способности художника,

Способности художника, согласно американскому психологу Гил­форду предполагают шесть склонностей беглость мышления, ассоциа­тивность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объ­ектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художе­ственной форме необходимые очертания Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес

Одаренность

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение вы­бирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и свя­зей, диктуемых творческим воображением Человек художественно ода­ренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для

данного общества на значительный период его развития. Одаренность — это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных изби­рательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Талант порождает художественные ценности, имеющие непрехо­дящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. «Большинст­во предпочитает середину между посредственностью и гениемта­лант. Не всякому охота менять всю жизнь свою на искусство. А сколько раз гений под конец своей карьеры раскаивается в своем выборе! «Лучше было не удивлять мир и жить в этом мире»,говорит Ибсен в послед­ней своей драме». (Шестов. 1991. С. 72—73).

Гений

Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы неуме­щается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от про­шлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. И лишь посредственные современники ви­дят только то, что в гении от настоящего, да и то видят неполно. «По­стылый, скучный, раздражающий труд есть условие развития гения. Оттого верно люди так редко добиваются чего-нибудь. Гений должен согласиться культивировать в себе ослаэто условие так унизительно, что на него человек идет только в крайнем случае... Генийжалкий и слепой маньяк, которому прощаются все его странности ввиду приноси­мой им пользы. И все-таки мы все поклоняемся настойчивости и гениюединственному богу, в которого еще верит современность» (Шестов. 1991. С. 72—73). Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявля­ется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество. «Гения без воли нет, но еще больше нет, еще меньше есть — без наития» (Цветаева. 1991. С. 74).

Вокруг фигуры гения много таинственных легенд и теоретических спекуляций. В гениальности есть «отклонение от нормы». «Гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, ге­ниальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразум­ным страстям» (Шопенгауэр. 1900. С. 196). Однако художественная гени­альность не есть форма умственной патологии и по справедливому суж­дению Гоголя, «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства» (Гоголь. Т. 6. С. 382). Это относится и к воздействию произведения на публику, и к процессу художественного творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...