Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства.
⇐ ПредыдущаяСтр 69 из 69 В ХХ в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Од- нако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непрерывный и ускоренный рост личности, который приводит к страшным последствиям....Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что ускоренный рост — единственный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспощадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой читает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким развитием его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему развитию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост не освящен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человеческого в человеке. Рост личности вне ее гуманистической ориентации и вне самоценности, а также развитие общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами боролся со злом Дон Кихот?
Научный и технический прогресс — величины векторные (= имеют определенное направление). В истории человечества почти всякое техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для фейерверка. Однако вскоре порох превратился в средство разрушения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей, — такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме и катастрофа в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма. Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человечества? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин — от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей.
Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство. Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению. Библиография Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976. Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996. Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Аксенова О. Русская философия и национальное самосознание // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. М., 1993. Т. 2. Андронников И. Из жизни Остужева // Новый мир. 1959. № 6. Анненский И. Книга отражений. М., 1979. Аполлинер Г. Стихи. М., 1967.
Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М, 1970. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963; Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. Асмус В Ф. Предисловие к «Античные мыслители об искусстве». М., 1937. Балашов Н.И. Новый взгляд на различительные особенности западноевропейской литературы и искусства Ренессанса и XVII столетия // Академические тетради. № 1. Балашов Н. И. Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных системах Ренессанса и XVII столетия как критерий развенчания этих систем // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1. Балашов Н.И. Эстетика Канта // История немецкой литературы. Т. 2. М., 1963; Бальзак об искусстве. М.-Л., 1941. Бальзак О. Собр. соч. В 15 т. М., 1955. Т. 13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 1964. Бачепис Г. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М, 1962. Белинский ВТ. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. М., 1954. Белый А. Начало века. М. — Л., 1933. Бердяев Я. Л. Смысл творчества. М., 1989. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. Берковский Н. Театр Шиллера // Вопросы литературы. 1959. № 11. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Благой Д. Д. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. Бласс Ф. Герменевтика и критика. Одесса, 1881. Блок А. О литературе. М., 1931. Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5. М. — Л., 1962. Блюменфельд В. Проблема классицизма // Литературный критик. 1938. №9—10. Бобринская Е.А. Концептуализм. М, 1994. Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986. Болингброк. Письма об изучении и пользу истории. М, 1978. Борее Ю. Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»). М., 1981. Борее Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
Борее Ю. О трагическом. М., 1961. Борее Ю. Сталиниада. Чита, 1992. Борее Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. Боэси де ля Э. Рассуждения о добровольном рабстве. М., 1952. Бояджиев Г. Вопрос о классицизме XVII в. // Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. Брехт Б. Пьесы. М., 1958. Брехт Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый "эффект отчуждения" // О театре. М., 1960. Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. Таллин, 1991. Брох Г. Дух и дух времени // Называть вещи своими именами. М., 1986. Буало Д. И. Поэтическое искусство. М., 1957. Будагов Р. А. Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия АН СССР. 1968. Булгаков CH. В 2 т. М., 1993. Т. 2. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977. Бычков В. В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М.,1981. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. Валери П. Об искусстве. М., 1993. Ван Гог. Письма. М.—Л., 1966. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966. Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. № 1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1995. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СРБ, 1913. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. Веселовский А. Н. О методе и законах истории литературы как науки / Журнал Министерства Народного Просвещения. 1870. Вильмонт Н. Борис Пастернак // Новый мир. 1987. № 6. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967. Волльман Ф. Гуманизм, ренессанс, барокко и русская литература // Русско-европейские литературные связи. М.—Л., 1966. Вольтер. Избр. страницы. М., 1913. Вольтер. Избр. произведения. М., 1947. Вольтер. Эстетика. М., 1980. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1965. Вяземский П.А. Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 1. СПб., 1878. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гайденко П.П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т. XII. М.—Л., 1959. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1970—1972. Гейне и театр. М., 1959. Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. М., 1959. Т. 6, 9. Герцен АИ. Об искусстве. М., 1954. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919. Гете И.В. Избр. произведения. М., 1950. Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960. Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. М, 1963. Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1955. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М, 1979.
Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974. Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961. Декарт Р. Рассуждение о методе. Избранные произведения. М., 1956. Дидро Д. Избр. произведения. М., 1951. Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. М.—Л., 1936 Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957. Дидро Д. Соч. В 10 т. М.—Л., 1935—1947. Т. V. Добролюбов Н.А. Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М., 1963. Достоевский Ф.М. Письма. В 4 т. Т. 4. М., 1959. Древнеиндийская философия. М., 1963. Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 т. Саранск, 1997. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. Завадский И.А.,Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986. Западное искусство ХХ в. М., 1992. Зелиг К. Альберт Эйнштейн. М., 1964. Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985. Искандер Ф. Воспоминания о романе // Академические тетради. № 1. Искандер Ф. Попытка понять человека // Литературная газета. 20.01.1993. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. История древнего мира. М, 1937. Т. 1. История европейского искусствознания. В 3 т. М., 1963—1969. История французской литературы. М.—Л., 1946. История эстетики. Эстетические учения XVII—XVIII вв. Т. 2. М., 1964. История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985—1987. Каверин В. Собеседник. М., 1973. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1898. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963—1966. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978. Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963. Козлова О. Т. Фотореализм. М., 1994. Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999. Кошут Дж. История Флеш Арт. 1991. № 1. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965. Кронберг И. Исторический взгляд на эстетику. Харьков, 1830. Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. Киркегор С. Афоризмы, эстетика // Вестник Европы. 1886. Май. Лало Ш. Введение в эстетику. М., 1915. Лев Толстой об искусстве и литературе. М., 1958. Лекции по истории эстетики. Кн. 1—4. Л., 1973—1980/Под ред. М.С. Кагана. Леонардо да Винчи. Избр. произв. В 2 т. М., 1935. Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961. Леопарди Дж. Этика и эстетика. М., 1978. Лессинг Г.Э. Избр. произв. М., 1953. Лессинг. Лаокоон. М., 1957. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М., 1975. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935. Литературные теории немецкого романтизма. Документы. Л., 1934. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981. Лихачев Д. С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979. Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963—1980. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1960. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. Маркес ГГ Сто лет одиночества. М., 1979. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. Мастера искусства об искусстве. Т. 1—7. М., 1965—1970. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1965. Матье М.Э. История искусства Древнего Востока. В 2 т. Т. 1. Л., 1941. Маца И. Л. История эстетических учений. М., 1962. Мошковский А. Альберт Эйнштейн. М., 1922. Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб, 1893. Миллер О. Лекции. Запись Л. Иполитова. 1863—1864 (рукопись ФБОН). Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // L'Arbor moundi. Мировое дерево. 1993. № 3. С. 101. Мириманов В. Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. № 1. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М, 1984. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. М., 1960. Мокульский С. С. Французский классицизм // Западный сборник. М; Л., 1937. Монтескье Ш. Избр. произв. М, 1955. Мопассан Г.де. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1958. Морозов А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Рус. литература. 1966. № 3. Морозов А. Проблемы европейского барокко //Вопросы литературы. 1968. № 12. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994. На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве ХХ в. М., 1994. На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997. Никольский В.А. История русского искусства. Берлин. 1923. Ницше Ф. Полн. собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1912. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М, 1965. Обломиевский Г. Французский классицизм. М., 1968. Олеша Ю.. Ни дня без строчки. М., 1965. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Осповат Л. Как становятся Маркесом //Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М., 1979. Оцуп Н. Серебряный век // Числа. 1933. № 7—8. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962—1968. Пастернак Б. Л. Об искусстве. М., 1990. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1965. Никсонов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1928. Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март—апрель. Писатели США о литературе. В 2 т. М., 1982. Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948. Плеханов Г.В. Избр. филос, произв. В 5 т. Т. 5. М., 1958. ПодгаецкаяИ. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967. Поляков М. Поэзия критической мысли. М., 1968. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2001. Поспелов Г. Н. Сумароков и проблема русского классицизма // Ученые записки МГУ. 1948. В. 127. Кн. 3. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. Пригов Д. Стихограмма. М., 1979. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986. Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев. 1909. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996. Пушкин Ф.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1958. Рабинович В.Л. Viva mortua в исповедальном слове Августина // Материалы Всемирного философского конгресса. В 2 т. М., 1993. Т. 2. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.—Л., 1938. Раппопорт С. X. Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. Рёскин Дж. Пре-Рафаэлитизм. М., 1902. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорные традиции в Китае. М., 1970. Роден О. Сборник статей о творчестве. М., 1960. Родионова Т. Интонация как инструмент анализа природы мироздания // Академические тетради. № 4. Роллан Р. Собр. соч. В 14 т. Т. 3. М., 1955. Розанов ВВ. Сочинения. М., 1990. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В. Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 1990. Руссо Ж.Ж. Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1961. Руссо Ж.Ж. Об искусстве. М.—Л., 1959. Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. В 2 т. Пг., 1917. Т. 2. Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории». Л., 1930. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М,, 1925. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Самсонов Н.В. История эстетических учений. В 3 т. М., 1915. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1947. Сб. Литературного центра конструктивистов. М.-Л., 1925. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979. Смирнов А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской литературы, М.—Л., 1965. Соллертинский И. И. Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. М., 1884. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. I. M.—Л., 1957. Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. Т. 1. М., 1954. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. Столяров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910. Страда В. Пространство, время, менталитет // Академические тетради, № 1. Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906. Тагер Е. Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX — начала ХХ века. Девяностые годы. М., 1968. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, М., 1989. Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966. Твардовский А.Т. Собр. соч. В 5 т. М., 1971. Теории, школы, концепции. В 6 т. М., 1974—1985. Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961. Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. Тронский ИМ. История античной литературы. Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Собр. соч. В 20 т. Т. XI, М, 1956. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. Тэн И. Философия искусства. М., 1933. Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982. Унамуно М. де. Избранное. В 2 т. Л., 1981. Т. 2. Флобер Г. Об искусстве. М., 1991. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. Флоренский П. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Т. 3. Тарту. 1967. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Хейзингой. Homo ludens. //Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991. Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М., 1956. Цветаева М.И. Об искусстве. М., 1991. Чаадаев П. Я. Философические письма. Казань, 1906. Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. Статьи по эстетике. М., 1938. Чехов А. П. О литературе и искусстве. Минск, 1957. Чехов А.П. Соч. В 20 т. Т. 11. М., 1948. Шантен деля Соссей Л.Д. Иллюстрированная история религии. В 2 т. СПб., 1910. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. Шевырев С. Теория поэзии. СПб, 1887. Шекспир У. Гамлет. М., 1964. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991. Шефтсбери. Эстетический опыт. М., 1975. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1935. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983. Т. 1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т. 1. Кн. III. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Щедрин Н. Полн. собр. соч. В 20 т. М.—Л., 1933—1941. Эйзенштейн С. Избр. произв. В 6 т. М., 1964—1966. Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1998. Элиан. Пестрые рассказы. М.—Л., 1964. Эллис. Русские символисты. Мусагет. М., 1910. Элюар П. Стихи. М., 1971. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910. Эренбург И. Мена всех. Конструктивисты поэты. [Сб.]. М., 1924. Эстетика американского романтизма. М., 1977. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. Юм Д. О трагедии // Вопросы литературы, 1967, № 2. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М, 1996. Ястребова КА. Формирование эстетического идеала и искусство. М, 1976. Яусс Х. Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. 1994. № 12. Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Интернет. 1999. Bahadur W. An Aspect of Indian Aestheties. Madras, 1956. Bayet С. Précis d'histoire de l'art. P., 1986. Beckson K., Ganz A. Literary Terms. A Dictionary N. Y. 1989. Berron F. Creativity and Personal Freedom. Princeton, 1968. Bollouin J.—L. La poesie surrealiste. P., 1964. Breton A. Manifeste du surréalisme. P., 1929. Burnhat J. Alice's Head: Reflections on Conseptual Art // Artforam. February, 1970. Celant G. Arte Povera. Milano, 1969. Chateaubriand F.R. de. Les Aventures du dernier Abencèrade. P., 1958. Derain A. Lettres à Vlamink. P., 1955. Einstein С. Die Kunst ХХ Jahrhunderst. Berlin, 1926. Gadamer K.G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1960. Golding J. Le Cubisme. P., 1965. Guldendals. Tibinds Leksikons Terms. A Dictionary. Kopenhagen. Hiesenberg W. Tradition in Science // The Nature of Scientific Discovery. Washington, 1975. Kindermann H. Meister der Komödie, 1952. Kosuth J. Art after philosophy // Studio International. October. 1969. Lecky. History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism. Leymarie J. Dasain ou le retour à l'ontologie. Genève, 1948. Lippard L.R. Pop Art. N. Y., 1966. Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. N. Y., 1973. Lippard L, Chandler J. The Dematerialization of Art// Art international. February. 1968. Max J. Naissance du Cubisme // Nouvelles littéraire. 1928. Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N. Y., 1956. Paperi S.A. The Matematical Inconscion // On Aesthetics in Science. Cambridge. L., 1978. Rose H.L. The Oxford Classical Dictionary. L., 1963. Rousseau J.J. Œuvres Complètes. P., 1826. V. I. Rousseau J.J. Œuvres et correspondence. P., 1861. Rozenkranz К. Aestetik des Hässlichen. Königsberg, 1853. Schleiermacher F. Hermeneutik. Heidelberg, 1969. Scott A.F. Current Literary. L., 1980. Sol Le Witt. Paragraph of Conceptual Art // Art international. January. 1969. Sola Pinto V. de. Byron's dramatiec prose. Nottingham, 1954. Vauxelles L. Exposition Braque // Gil Blass. 14. 11. Vlamink M. Tournant dangereux. P., 1929. Предметный указатель А Абстракционизм — 209, 327—330 Абстракция — 31, 328 Авангардизм — 31, 309 Автор — 105, 210, 212, 197, 226, 231, 300, 301, 310, 318, 380, 393, 471 Акмеизм — 320—321 Актуальное — 127, 128 Алеаторика — 366, 377, 378 Аллегория — 234, 268, 269 Ампир — 282 Анализ — 464—480 — интонационный — 475 — критический — 477, 463—467 — интерпретационный — 468 — семиотический — 474 — стилистический — 474 — структурный — 473, 474 — ценностный — 468, 477 Аналогия — 111 Антитеза — 269 Ассоциативность — 115, 116, 315 Ассоциации — 111, 358 Афоризм — 266 Аффекты — 18, 101, 106 Б Барокко — 264—270 Барочный народный роман — 265 Безобразное — 98—99 Бессознательное — 112, 221 — индивидуальное — 221 — коллективное — 221 Бестселлер — 478 Благг — 93 Будущее — 223, 296 В Верлибр — 320 Вечное — 127, 128 Виды искусства — 167 — архитектура — 171—178 — графика — 179—183 — декоративное искусство —178— 179 — живопись — 179—183 — музыка — 195—197 — кино — 202—203 — литература — 186—190 — прикладное искусство — 169 — скульптура — 183—186 — театр — 190—195 — телевидение — 203—205 — хореография — 197—199 — фотография — 199—200 — цирк — 169—171 Вдохновение — 43, 107, 111, 112 Век — 212 Вербальные искусства — 10 Веризм — 312 Вживание — 457 Вкус — 31, 34, 112 Внешние связи — 472, 477, 479 Внутренние связи — 477 Внутреннее освобождение — 112 Внутренние мотивы — 237 Внутренняя организация текста—475, 477 Внутренняя рефлексия — 236 Возвышенное — 12, 14, 18, 20, 26, 28, 32, 55—62, 104, 233 Возрождение — 55—62, 96—97, 446, 447 Волшебство — 233 Воображаемая экспериментальная ситуация — 107 Воображение — 110, 111, 458 Впечатление — 31,107, 110—112,114, 203, 313, 314, 363 Время — 213, 214, 421 Вымысел — 14, 420 Г Гармония — 14, 18, 31, 38—40, 45, 80, 94,102,109,228,229,233,269,284 Гегг — 93 Гедонизм — 41, 42, 247, 420 Гекзаметр — 232 Генерализация — 119 Гений — 106, 209, 300 Герменевтика — 447—459 Героизм — 229, 235 Герой — 85,294,212,110,109,303,221, 250—251, 256, 225, 229—241, 244, 246, 247, 297—306 Гимн — 226, 227 Гипербола — 269, 129 Гиперболизация — 31 Гиперреализм — 372—373 Гносеология — 288 Гонгоризм — 264 Готика — 234, 186, 309 Готическая новелла — 309 Готический роман — 309 Гражданственность — 204 Гротеск — 90,91,93,129,264,301,344 Гуманизм — 247— 262, 246, 484, 432, 485 Д Дадаизм — 322—333 Двоемирие — 300 Двойная мотивировка — 237 Действие — 237, 225 Действительность — 220, 299, 312, 363, 459 Декоративность — 269 Демонизм — 269 Демократизм — 314, 316 Дизайн — 28—30, 480 Дионисии — 94, 95 Документальность — 204, 205 Драма — 220, 265, 429 Драматизм — 303 Драматическое — 32 Духовная культура — 210 Духовный мир — 108, 299 Духовные ценности — 393 Ж Жизненный материал — 285 Жития святых — 242 Заблуждение — 13, 83 Заговоры — 217, 226 Заклинания —- 226 Законы рационального познания —12 Законы художественного восприятия — 10 Замысел — 107—108, 230 Занимательность сюжета — 14, 233 Заумь — 311, 323 Знание — 14, 15, 16 Зрелище — 203, 205, 234, 293 И Идеал — 31, 83, 84, 85, 89, 90, 92, 93, 97, 232, 296, 298, 390, 457 Идеализация — 119, 301 Идентификация — 458 Идеология — 17,226,244,246,239 Идея — 84, 18, 107, 212, 396 Идиллия — 295, 296 Икона — 242 Иллюзия — 130, 272, 273, 301, 326, 389, 392 Импрессионизм — 313—314, 217 Импровизация — 204 Индивидуализм — 302, 309, 421 Индивидуализированное обобщение — 118—119 Индивидуальность — 121—123, 277, 307, 452 Иносказание — 234 Интеллектуальная пьеса—429—435 Интерпретация — 449, 450, 452, 453, 454, 464 Интонация — 451 Интрига — 84 Интуиция — 113, 114 Информативная насыщенность — 15, 16 Ирония — 82, 92, 97, 301, 307 — интеллектуальная — 92 — романтическая — 92, 301 — скептическая — 92 Иррационализм — 321 Искусство— 102, 103, 108, 109, 110, 142—207, 285, 459 — античное — 227—233 — изобразительное — 284 — изящное — 13 — классическое — 48 — Нового времени — 249 — саморазрушающееся — 366,380 — средневековое — 211, 233 Историзм — 19, 297, 470 Историческая реальность — 236 Историческое членение — 211—212 К Каламбур — 93 Картина мира — 212 Карнавал — 242—244 Карнавальный натурализм — 242— 246, 235 Катарсис — 70, 80, 192, 292, 250 Категории эстетики — 19, 481—483 Кинетизм — 369 Кларизм — 321 Классицизм — 97, 274—282, Комедия — 17, 81—98 Комическое — 81—98 Конструктивизм — 332, 349—352 Контекст — 125 Концептуализм — 366, 382—387 Красота— 12, 14—19, 23, 31, 33, 38— 55, 228, 231, 250, 284, 313, 315 Креатив — 108 Критика— 86, 87, 88, 98, 459—480 — художественная — 459—480 — эмоциональная — 87, 88, 98, Кубизм — 308, 331, 325—327 Кубофутуризм — 324 Культура — 223—227, 389—390 Культ — 224, 221 Л Легенда — 478 Лиризм — 303 Лирическая поэма — 301 Лирическое стихотворение — 299 Литература светлого настоящего и будущего — 413 Личность — 210, 302, 248, 313, 334, 364, 395 Лучизм — 330 Люмпен интеллигентская литература — 414 М Мадригал — 276 Магические реалии — 219, 220 Маньеризм — 362—364 Маскировка — 310 Мера — 91, 92, 53, 228, 400, 466 Метазнак — 125 Метафора — 269 Метафоричность — 264, 321 Метод — 208 — художественной критики — 465—470 Миракль — 192 «Мировая скорбь» — 297—303 Мистерии — 192, 240 Мистика — 321 Миф — 221, 222 Мифологизм — 228—233 Мифологический космизм — 222 Модерн — 313, 316—317 Модернизм — 96, 317—319, 98 Монизм — 269, 16 Мораль — 290 — естественная — 290 — официальная — 290 Музыкальный пуантилизм — 206,366, 376, 377 Н Наскальные рисунки — 220 Натурализм — 217, 311, 312, 414 — неокритический — 414 Наука — 146—147, 205, 297 Национал — большевистское течение — 413 Неоготика — 309 Неоабстракционизм — 364—366 Неомодернизм — 331—332 Неореализм — 219, 418—419 Неоэмигрантская литература — 415 Неоабстракционизм — 364—366 Неомодернизм — 309, 311—312 Неореализм — 310, 418—419 Низменное — 99, 100 Новый роман — 363 О Образ — 84, 108—112, 114—123, 314, 316, 319, 300, 301, 310, 312, 335, 372, 392, 393 Общество — 85, 211, 220, 300, 459, 459—461 Ода — 276 Одаренность — 105, 107 Оккультизм — 321 Окр-арт — 369 Онтология — 288, 19 Оп-арт — 369 Опыт—10, 20, 107, 111, 113, 190,291, 364 Орнаментализм — 269 Освоение мира— 13,14,20,23,27,28, 37, 147, 148 Остроумие — 90, 91, 269 Очищение — 63, 70, 236, 241, 250 П Память — 110, 364 Пастораль — 296 Пауза — 376 Пафос — 233, 246 — гражданский— 233, 246, 279 — нравственный — 392 — сакральный — 233, 246 Пейзаж — 309, 328 Перевоплощение — 458 Персонаж — 109, 292, 294, 432 Писатель — 105, 107, 300 Плутовской роман — 265 «Плеяда» — 270—271 Подражание — 17, 18, 142 Подсознание — 112—114 Подходы — 468, 469 — биографический — гносеологический — историко-культурный — социологический — рецептивный — 476 — сравнительно-исторический — творческо-генетический — 470, 472 Поколение — 212 Понимание — 449, 450 Поп-арт — 366, 367—372 Постмодернизм — 366, 367 «Поток сознания» — 362—364, 332 Потустороннее — 234 Поэзия — 220, 300, 301 Поэма — 137—141 Поэт — 316, 14, 109, 303 Правдоподобие — 131, 132, 234 Предмодернизм — 311 Прекрасное — 12—17, 32, 37, 55, 99, 103, 104, 228 Прелестное — 103 Прерафаэлиты — 217 Прециозная литература — 264 Примитивизация — 310 Примитивизм — 324—325 Природа —213,221,226,243,257,283, 290, 311 Притча — 266 Произведение — 124, 127, 210, 221, 233, 234, 452, 466 Просвещение — 97 Пространство — 213 Противоречие — 39,84,88,259,306 Прошлое — 223, 296 Психический автоматизм — 365 Психологическая повесть — 301 Психологическая характеристика — 237 Путешествия — 295 Р Развязка — 225, 364 Разум — 294 Рассказчик — 239 Рационализм — 268, 285 Реализм — 209, 294, 295, 300 — волшебный (магический) — 219, 306, 419—423 — интеллектуальный — 219, 306, 428-436 — крестьянский — 416—418 — критический — 97,98,306,387— 400 — просветительский — 282—288 — психологический — 219, 306, 423—428 — ренессансный — 244—258 — социалистический — 98, 309, 400—416 Реальность — 85, 208, 233, 235, 236, Религия — 208, 226, 227, 299 Рецептивный диалог — 210 Рецепционная установка — 445 Рецепционный горизонт — 107 Рецепция — 308, 442—447 Реципиент— 125, 210, 310, 437—442, 476 Речь — 140 — обыденная — 140 — одическая — 140 Ритм — 197, 220 Риторика — 463 Ритуал — 221, 224 Ритуальные присловия — 226 Рококо — 271 Романтизм — 97, 296—309 — рыцарский — 235—239 Романс — 296 Рондо — 276 Руссоизм — 288—293 С Сага — 221 Сакральный аллегоризм — 239, 242, 247 Самоирония — 301, 307, 394 Сарказм — 92 Сатира — 92, 231—233, 394, 307, 129, 285, 287 Сатурналии — 96, 243 Сверхъестественное — 234, 240 Свобода — 48, 229, 285 Свободный стих — 320 Сентиментализм — 288—296 Серебряный век — 404 Символ — 317, 242 Символизм — 319—320, 217 Синкретизм — 220 Синтез — 111, 190, 234, 301 Сказка — 222 Слайдизм — 375 Слово — 226 Словотворчество — 323 «Смерть автора» — 318 Смех — 81—98, 245, 391 — сатирический — 92, 245 — синкретический — 391, 243 — карнавальный — 92 Смысл — 125, 234 — аллегорический — 234 — анагогический— 234 — буквальный — 234 — моральный — 234 Содержание—18,45—115,125,213 Сознание — 112—114 Сонет — 276 Сонористика — 366, 375, 376 Сотворчество — 125 Соц-арт — 366, 380—382 Социалистический либерализм — 413—415 Социально-бытовой роман — 285 Способности — 105 Стиль — 132—141 Стихи в прозе — 320 Страшное — 100, 284 Структура художественного произведения — 211 Субъективизм — 321 Субъективность — 301 Супрематизм — 330 Сюжет — 224, 226, 307, 372 Сюжетная линия —117, 364 Сюрреализм — 308, 332—342 Т Талант — 14, 106, 107 Творческая задача — 13 Творческий кризис — 13 Творческий процесс — 9, 105—114 Творческое воображение — 105 Творческое приращение — 114 Творчество — 27, 105—114 Теология — 234 Теософия — 321 Текст — 124, 125 Течение — 211 Типизация — 119, 395 Трагедия — 17, 62—80 Трагизм — 303, 306, 307, 421 Трагическая коллизия — 307 Трагическое — 62—80, 267 Трогательное — 102 У Ужасное — 100—102, 267 Условный мир — 430 Утопия — 296 Ф Фактографичность — 203 Фантазия — 107, 109, 113, 222, 326, 362, 423 Фарс — 84 Фовизм — 330—331 Фольклор — 90, 347, 480 Фонокультура — 207 Форма — 18, 45, 213, 269, 330, 347, 478 Фотореализм — 373—375 Функции искусства — 154—165 Футуризм — 321—324 X Хаос — 102, 225, 310, 320 Хеппенинг — 378—380 Хроникальность — 203 Хронотоп — 214 Художественная концепция — 128—131, 208—211, 477, 474 Художественная правда — 18, 117, 131, 132 Художественное мышление — 115, 309 Художественное направление— 208—211, 478 Художественное развитие — 208,479 Художественная реальность — 128—131, 108—110 Художественная эпоха — 213, 271 Художественное восприятие — 437—447 Художественная стадия — 213 Художественное наслаждение — 445-447 Художественный образ — 114—123 Художественный период — 212 Художественный смысл — 19, 310 Художник — 15, 105—123, 459 Ц Ценностная установка — 477 Ценность — 10, 13, 20, 34—36, 446, 447, 470, 474 Ч Чувствительная повесть — 295 Чувство — 290, 291, 294, 295, 308 Чудесное — 103, 234, 335, 419 Ш Шедевр — 127, 477 Школа — 211 Шутка — 92—93 Э Эвтуризм — 263 Экзистенциализм — 68,332,352—362 Эклектизм — 269, 314—316 Эксперимент — 319, 359, 413 Экспрессионизм — 332, 342—349 Эл-арт — 369 Элегия — 295 Эмоции — 148, 221, 320, 321 Эпиграмма — 276 Эпос — 220, 223, 225 Эпоха сновидений — 221 Эра — 213 Эстетика — 12—25, 462 — искусства — 20 — действительности — 20 — теоретико-информативная—21 — рецептивная — 22, 462 — техническая — 23 практическая — 24 Эстетическая деятельность — 26—28 Эстетическое — 19, 20, 32—37 Эстетическое наслаждение — 14, 18, 19, 43, 111, 310 Эстрада — 205—207 Эффект отстранения — 311 Ю Юмор — 90—92 Именной указатель А Абуладзе Т. — 411 Аввакум — 266 Августин Блаженный — 45 Аверенцев С. С. — 140 Агапов Б.Н. — 350 Адамар Ж. — 449 Адамович Г. — 321 Аддисон Дж. — 280 Адорно Т. — 331 Адуев Н.А. — 350 Айзенк Г. — 447 Айтматов Ч. — 409, 410, 411 Аксенов В. — 415 Александ I — 141 Альберти Л.-Б. — 182 Альтенберг П. — 314 Альфиери В. — 280 Амманати Б. Н — 263 Ансельм Кентерберийский — 56 Антониони М. — 202, 372, 423, 426, 427 Ануй Ж. — 282 Аполлинер Г. — 159, 333 Аппиа А. — 193 Арагон Л. — 334 Ариосто Л. — 265 Аристотель — 12, 17, 18, 33, 41, 44, 60, 63, 82, 88, 95, 99, 103, 132, 142, 143, 160, 161, 162, 179, 194, 228, 236, 258, 268, 277, 440, 442 Аристофан — 13, 84, 95, 98, 232 Арп Ж. — 332, 337 Арто А. — 194, 334 Архимед — 15 Асеев Н. — 323 Асмус В.Ф. — 38 Act Ф. — 453 Астахов И. Б. — 34 Ахматова А. А. — 162, 225, 227, 321, 407, 408, 416 Б Бабаевский С.П. — 402 Бабель И.Э. — 126, 402 Багрицкий Э. — 350, 406 Баиф Ж. А. — 270 Байард И. Г. — 341 Байнбридж Дж. — 383 Байрон Дж. — 74, 301, 301, 302, 303, 304, 305 Базиле Д. — 265 Балашов Н. — 249, 250, 262 Балдуин М. — 383 Балланш Ж. — 300 Бальзак О.де — 55, 75, 200, 264, 384, 388, 397 Балль — 332 Барро А. — 340 Барток Б. — 343 Баттё Ш. — 276 Баумгартен А. — 12, 47, 143 Бах И.-С. — 136 Бахадур В. — 163 Бахтин М. М. — 17,27,28,96,213,243, 244, 245, 295, 394, 449 Беккет С. — 195, 362 Бексон К. — 401 Белинский В. Г. — 13,18,119,145,152, 253,256,257,298,451,460,462,474 Белле Ж. — 270, 271 Белло Р. — 270 Белль Г. — 122, 423 Белый А. — 320 Беме Я. — 267 Бенвиль де Т. — 388 Бенсерад де И. — 264 Беранже — 91 Берг А. — 348 Бергман И. — ПО, 423, 425 Бергсон А. — 88, 343 Бердяев Н. А.—100,102,115,326,353 Бернини — 269 Беренс П. — 23 Бернхейм Д. — 386 Берри Р. — 383 Берше Д. — 299 Бетти Э. — 456 Бетховен Л. ван— 15,61,100,157,162, 396 Бехер И. — 335 Биркгоф Дж. — 447 Блиш Р. — 379 Блок А. А. — 135, 320 Блум И. — 363, 368 Бовуар С. — 353 Бодлер Ш. — 99, 307, 320 Бокаччо Дж. — 247 Бомарше П. О. — 285 Бонавентура — 45 Бонд В. — 370 Борев К. — 370 Борев Ю. — 32, 84 Боске А. — 370 Боттичелли С. — 181 Брак Ж. — 325 Браун Т. — 265 Бретон А. — 333, 334, 335, 336, 337, 338, 341 Брион М. — 365 Брейгель П. — 100, 152 Брентано Ф. — 33 Брехт Б. — 92,194,243,380,428,433 Брик О. — 323 Бродский И. А. — 31, 109, 408 Бронзино А. — 263 Брунеллески Ф. — 182 Брю Ш.-П. — 365 Брюсов В. — 320 Буало Н. — 12, 15, 46, 57, 63, 83, 99, 192, 272, 275, 276, 277 Бубеннов А. А. — 402 Булгаков М. А. — 75,145,243,402,416 Булез Ш. — 377 Бунюэль Л. — 339 Буркхардт Я. — 264 Бурлюк Д. — 368 Буссотти С. — 375, 376, 377 Бэкон Ф. — 247 Бютор М. — 363 Бюхер К. — 220 В Вагнер Р. — 157, 190, 348 Вайатт Т. — 247 Вазари Ж. — 262 Валери П. — 165, 460, 466 Ван Гог В. — 182, 313, 314 Ванслов В. — 32 Васильев А. А. — 191, 195, 411 Вахтангов Е.Б. — 193 Вейнер Л. — 383 Вейсбах В. — 264 Велде Х.Ван де — 23 Вельфин Г. — 247, 264 Вергилий — 234, 258, 275 Верлен П. — 320 Верн Ж. — 158 Вертов Д. — 202 Веселовский А.Н. — 20 Вивальди — 269 Вико Дж. — 152 Винер Н.Н. — 132 Винкельман И. И. — 47 Виланд — 107 Вильмонт Н.Н. — 150 Витрак Р. — 340 Витран Р. — 334 Вламинк М. — 330, 331 Воген Г. — 263 Водсворт — 295 Войнович В. — 415 Волошин М. — 313 Вольтер —46, 81,87,91, 104, 146, 157, 198, 283, 285, 294, 428 Вольф X. — 143 Врубель М. А. — 110, 317 Вуатюр В. — 264 Выготский Л. С. — 148 Высоцкий B.C. — 117, 402, 439 Вяземский П. А. — 209, 460 Габрилович Е.И. — 350 Гадамер Г.Г. — 16, 28, 448, 455, 456, 457 Гайдн Й. — 86 Галич Ю. — 402 Галятовский И. — 266 Гаман И. — 58 Гамильтон Р. — 369, 370 Гамсун К. — 314 Ганди М.К. — 77 Гаррисон Д. — 161 Гартман Н. — 33, 58, 81, 88, 343 Гаспаров М.Л. — 235 Гац А. — 401 Гевара А. — 263, 265 Гегель Г. В. — 12, 13, 18,32,48, 49, 57, 64, 67, 72, 75, 77, 80, 84, 88, 102,118, 123, 143, 144,155, 157,158, 167, 168, 187, 213, 225, 253,285, 296, 386, 387, 396, 397 Гейне Г. — 74, 91, 97, 301, 302, 307, 443, 444 Гельфрейх В. Г. — 350, 352 Гераклит — 39, 40, 142, 298 Гердер И.Г. — 48, 143, 152, 169 Герловин В. — 386 Герловина Р. — 386 Геродот — 94, 143 Герцен А.И. — 81, 87, 151, 188, 428, 452 Гете И. В.— 13,64, ПО, 112, 118, 131, 150, 157, 189, 288, 308, 438 Гиббон — 262 Гинзбург М.Я. — 23 Гиппиус 3. — 320 Гитлер А. — 76 Гладков Ф. — 406 Глинка М.И. — 86, 153 Гоббс Т. — 266, 289, 354 Гоген П. — 313, 314 Гоголь Н.В. — 75, 86, 89, 92, 98, 106, 122,149,151,152,232,388,389, 390, 395, 399, 472 Гойя Ф. — 91 Гольдсмит — 308 Гомер — 107, 112, 127, 143, 155, 189, 231, 275, 299 Гомес И. — 376 Гонгора-и-Артоге Л. — 264 Гончаров И.А. — 110, 151, 394 Гончарова Н. — 330 Гораций — 258, 272 Городецкий С. — 321 Гороховский Э. — 374 Горки А. — 365 Горький М. — 76,77,399,402,404,406 Готье Ж. Д. — 353, 388 Готье Т. — 264 Гофман Э. Т. А. —103,110,301,302 Гофмансвальдау Х.Г. — 267 Гофмансталь — 314 Грабарь И.Э. — 183 Грак Ж. — 340 Грей Т. — 295 Грез Ж. Б. — 294, 295 Грибоедов А. С. — 451, 472 Григ Э. — 389 Гриммельсгаузен Г. — 265 Грин А. — 161, 406, 407 Грин Р. — 263 Гринцер П. А. — 223, 24 Грис X. — 327 Грифиус А. — 265, 267 Гриффит Д. — 202 Гропиус В. — 23, 29 Гроссман В. — 402, 410, 412 Грюневальд М. Н. — 344 Гуддон Дж. — 295,301,324,343,401 Гумбольт В. — 152, 153 Гумилев Л.Н. — 219, 223, 321, 06 Гундольф Ф. — 478 Гуссерль Э. — 342, 478 Гюго В. — 127, 301, 307, 471 Гюйо Ж.М. — 145 Д Давид Ж. Л. — 212 Дагер Л. —199 Дайн Дж. — 370 Дали С. — 110, 334, 336, 340, 341 Данте А. — 57, 70, 71, 112, 128, 157, 188, 211, 242, 246, 247, 248 Де Сика — 418 Дебюсси К. — 314, 443 Дега Э. — 200, 314 Дедалус С. — 363 Декарт Р. —74,146,192,194,275,448 Делакруа Э. — 212 Деларош П. — 199 Демокрит — 40, 41 Дерен А. — 330, 331 Державин Г. Р. — 151, 266 Деснос Р. — 334 Дессуар М. — 27 Дефо Д. — 285, 428 Джамболонья — 262 Джеймс У. — 362 Джойс Дж. — 147, 362, 363, 369 Джонсонс Б. — 265, 280 Джорджоне — 103, 257 Дземидок Б. — 161 Дидло Ш.Л. — 199 Дидро Д. —34,46,47,64,100,193, 194, 198, 283, 284, 285, 428 Дильтей В. — 334, 449, 455 Диккенс Ч. — 75, 148, 156, 388, 392, 397 Дмитриева Н. — 34 Добролюбов Н.А. — 18, 152 Довлатов С. Д. — 415 Долматовский Е. — 163 Домбровский Я. — 410 Домье О. — 91 Донн Дж. — 148, 265 Дора Ж. — 270 Достоевский Ф.М. — 13, 75, 76, 77, 100, 103, 114, 115, 146, 147, 157, 243164, 189, 200, 255, 362, 388, 392, 393, 394, 395, 398, 399, 426, 460 Драйден Дж. — 263, 280 Дьркс Л. — 388 Дэкс П. — 326 Дюбо Ж.-Б. — 143, 196 Дюрер А. — 344 Дюжардан Э. — 363 Дюррематт Ф. — 98,158,194,435,436 Дюфрен М. — 155 Дюшан М. — 339, 383 Е Еврипид — 157, 229, 299 Ермилов В. В. — 33 Есенин С. — 151, 406 Ефремов О.Н. — 411 Ж Жакоб М. — 326 Жданов А. А. — 13, 152, 407 Жермен де Сталь — 296 Жироду Ж. — 282 Жодель Э. — 270 Жоффруа Н. — 57 Жубер Ж. — 272, 300 Жуковский В. А. — 308, 474 Завадская Е. — 313 Зайцев Б. — 415 Замятин Е.И. — 158 Зелинский К. Л. — 350, 406 Земпер Г. — 23, 29 Зенкевич М. — 321 Зенон — 211 Золя Э. — 312 Зощенко М.М. — 407 Зриньи М. — 266 И Ибера Ж. — 340 Ибсен Г. — 106, 193, 200, 389 Иванов Вс.Вяч. — 126, 250, 409 Иванов Г. — 321 Изер В. — 441 Измайлов А.Е. — 295 Иконников А. В. — 176 Ильинский И. — 381 Инбер В.М. — 350 Ионеско Э. — 98, 436 Исаковский М. В. — 163 Искандер Ф. А. — 76,79,391,394,410 Истомина А. — 199 Й Йейтс У. — 325 К Каган М.С. — 27, 33 Калидаса — 115, 163 Кальдерон П. — 265 Каменев Г. П. — 295 Камю А. — 13, 146, 195, 353, 354, 355, 356, 358, 360, 361, 431 Кампанелла Т. — 46 Каналетто Дж.А. — 374 Кандинский В. В. — 327 Кант И. — 13, 47, 50, 51, 55, 57, 64, 83, 89, 106, 107, 143, 440 Караваджо М. — 269 Карамзин Н.М. — 294, 295 Кардаш Л. — 336 Карузо — 207 Кафка Ф. — 100, 159, 343, 344, 345, 347, 348, 355 Кеведо Ф. — 265 Кейдж Дж. — 377 Кеннеди Дж. — 369 Кено Р. — 334 Кепроу А. — 378 Керби М. — 379 Кинг Г. — 263 Киндерманн X. — 280 Кириченко Е. — 316 Кирсанов С. — 323 Кирхнер Э.Л. — 343, 344 Китс Дж. — 295 Клейн И. — 383 Кливленд Дж. — 263 Комар В. А. — 382, 411 Конрад Г.М. — 312, 313 Кокошка О. — 343, 344 Кокто Ж. — 282, 340 Кольридж — 295 Кольцов М. — 151, 402 Констан де Ребек Б. А. — 299, 300 Коонен А. — 402 Коппе Ф. — 388 Коровин К. — 314 Корнель П. — 192, 275, 277, 279 Коуэлл Г. — 376 Кошут Дж. — 383, 384 Крамер C.H. — 38, 50 Креймер Б. — 423, 424, 425 Кронберг И. — 275, 276 Кроче Б. — 157 Крученых В. — 323, 329 Крэг Г. — 193, 428 Крус де ла Г.-Х.И. — 264 Крэйн С. — 312 Крэшо — 263 Ксенофонт — 41, 42 Кукольник Н.В. — 314 Кульман К. — 267 Кунинг Д. — 364, 379 Куприн И. — 415 Курбе Г. — 325, 388 Курбас Л. — 193 Кутузов A.M. — 157 Кусевицкий С. А. — 162 Кьеркегоре —54,100,352,353,397 Кюхельбекер — 451 Л Лавджой А. О. — 296 Лавуазье А. Л. — 122 Лало Ш. — 33, 50 Ламартин А. — 199 Лаплас — 32 Ларионов М. — 328, 330 Лафонтен — 145, 277 Лахор Ж. — 388 Лашоссе П. — 293 Левек Б. — 57 Леви-Стросс К. — 51 Левитан И. И. — 151, 395 Левкипп — 40 Леже Ф. — 326 Лейбниц Г. В. — 122, 195 Ленин В. И. — 77 Леонардо да Винчи — 12, 13, 46, 181, 182, 247, 257 Леонидов И. И. — 23, 350, 351 Леон-Портилья М. — 67 Лепешинская О. — 199 Лермонтов М. Ю. — 151, 302, 389, 395 Лесаж А. — 285 Лессинг Г. Э. — 48, 64, 83, 84, 85, 104, 157, 160, 193, 284, 285, 428 Лили Дж. — 263 Липпс Т. — 33, 93 Липшиц Ж. — 325 Лисицкий Л.М. — 23 Лихачев Д. Д. — 27, 149, 150 Локк Д. — 111, 291 Ломоносов М.В. — 122, 151, 266 Лопе де Вега — 104, 192, 247 Лорка Ф.Г. — 341 Лоренс А. — 325 Лосев А.Ф. — 17, 231 Лотман Ю.М. — 17 Лоэнштейн — 265 Лукас Ф.Л. — 296 Лучюк Ю. — 375 Любимов Ю. — 194 Лютер М. — 150 М Магритт Р. — 339 Мазаччо — 212 Майер Т.Ф. — 453 Макиавелли — 247 Маканин В. — 411 Макаров П. И. — 295 Маклюэн М. — 189, 204, 206, 374 Малларме С. — 320, 377 Малевич К. — 327, 329 Мандельштам О.Э. — 111, 188 321, 402 Мане Э. — 182, 325 Манисирер А. — 364, 365 Манн Г. — 428 Манн Т. — 150, 158, 159, 428 Манро Т. — 15, 24 Мао — 13 Марвелл А. — 263 Марини Б. — 262 Маринетти Ф. — 321 Марино Д. — 265 Марк Ф. — 348 Марке А. — 330 Маркес Г. — 419, 420, 421, 422, Маркиш П. — 402 Маркс К. — 49,76,77,84,109,398,401 Маркс X. — 445 Марсель М. — 352, 353 Матисс А. — 314, 326, 327, 330 Матье Г. — 131, 365 Матье Ж. — 379 Матье М.Э. — 38 Маяковский В. В. — 81, 98, 107 153, 188, 323, 404 Медичи — 25 Мейерхольд В.Э. — 190, 193, 194, 402 Мейман Э. — 33 Меламид А. — 382, 411 Мелетинский Е.М. — 221 Менделеев Д. И. — 16 Мережковский Д. — 320 Мерло-Понти — 353 Мерсье Л. С. — 293, 295 Мертисен — 131 Метерлинг М. — 320 Мийо Ж. — 340 Микеланджело Б. — 28, 157, 179, 180, 247 Миллер О. — 267 Мильтон — 262 Минье О. — 298 Мириманов В.Б.— 186,212,311,318, 319, 326 Митри Ж. — 202 Михайлов А. Д. — 235 Михоэлс С. — 118, 402, 452 Могали-Надь Л. — 23 Мондриани П. — 328, 329 Молина Т. — 265 Мольер Ж.-Б. — 91, 192,277, 280,292, 485 Монастырский А. — 384 Моне К. — 182, 200, 313, 314 Монтень М. — 247, 291 Монтескье Ш. — 89 Мопассан Г. — 314, 451А Мор Т. — 247 Мореас Ж. — 320 Морган Э. — 383 Морен Э. — 155 Морозов А. — 265, 266 Моррис У. — 23 Морштын 3. — 266 Моцарт В. А. — 61, 100, 396, 38 Мошерош — 265 Мошковский — 164 Мунк Э. — 343, 344 Мусоргский М.П. — 86, 92, 390 Мутезиус Г. — 23 Н Набоков В.В. — 147, 415 Некрасов Н.А. — 146 Неруда П. — 342 Нижинский В.Ф. — 199 Низами — 122 Никифоров А. — 222 Нилин П. — 409 Ницше Ф. — 107, 108, 343, 398 Нифо А. — 46 Новалис — 13, 334 Новвер Ж. Ж. — 197 Нокс Р. — 46 Новерр Ж. Ж. — 15 Норрис Ф. — 312 Нуриев А. — 199 Ньепс Ж. — 199 Ньютон И. — 122 О Овсянников М.Ф. — 34 Окуджава Б.Ш. — 402 Олеша Ю.К — 19, 55, 252, 402 Оливье Л. — 120 Ольденбург К. — 370 Ортега-и-Гассет X. — 129, 183 П Паален В. — 313 Павезе Ч. — 418 Павлова А. П. — 199 Пазолини П. — 202 Палнер Р. — 456 Панди К. К. — 162 Паскаль Б. — 150 Пастернак Б. Л. — 52, 111, 137, 401, 402, 408, 412, 450 Паунд — 310 Пачиолио Л. — 45 Пейперт С. — 114 Перголези Д. Б. — 86 Перс С.-Ж. — 337 Петипа М. — 199 Петрарка — 247 Петров-Водкин К. С — 405 Пикабиа Ф. — 337 Пикассо П. — 182, 311, 325, 326 Пиксанов Н.К. — 472 Пильняк Б. — 402, 412 Пиндар — 13, 112, 299 Пирасманишвили Н. — 324 Платон — 12, 13, 32, 42, 43, 82, 112, 142, 179, 328 Платонов А. — 75, 402, 410, 412 Плиний — 258 Плисецкая М. — 199 Плотин — 44 Плучек В. — 404 Покровский М. — 233 Поллак Дж. — 364 Поло М. — 171 Полоцкий С. — 265, 266 Поль Ж. — 33, 85, 88 Понтормо Я. — 263 Потебня А. А. — 160 Потоцкий Я. — 266 Птоломей — 258 Превер Ж. — 334 Прево А.Ф. — 295 Прокопович Ф. — 266 Прокофьев С. — 444 Пруст М. — 110, 147, 363 Прюдомм С. — 388 Псевдо-Лонгин — 14, 56, 234 Пуанкаре Ж. А. — 114 Пуссер А. — 377 Пушкин А. С. — 13, 14, 59, 61, 62, 74, 75, 77, 107, 108, 109, 116, 119, 122, 127, 131, 132, 137, 138, 139, 140, 141, 146,150,151,152,157,161,162,166, 188, 242, 252, 253, 281, 297, 301, 302, 308, 384, 389, 390, 395, 397, 400, 438, 452, 460, 464, 484 Р Рабле Ф. — 72, 87, 91, 95, 96, 98, 242, 247, 262, 268, 288 Равель М. — 314 Радивиловский А. — 266 Радищев А. К —127,145,157,428 Ратон М. — 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|