Сущность управления качеством по Демингу
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Подход Деминга к управлению качеством включает четыре основные составляющие: 1) статистическое управление процессами; 2) научные основы управления; 3) психологию управления; 4) системный подход. В соответствии с постулатами У. Э. Деминга любая работа – это процесс, в ходе которого люди трансформируют полученное от поставщиков сырье, материалы, информацию в результаты, предлагаемые потребителю. Процессы в рамках предприятия формируют систему, цель которой – создание конечного продукта, не просто соответствующего ожиданиям потребителя, но и превосходящего их. В книге «Выход из кризиса» он пишет: «Нам совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен. Неудовлетворенный потребитель, конечно, уйдет от нас. Но, к сожалению, удовлетворенный потребитель также может уйти, полагая, что он немного потеряет, а зато может приобрести что-то лучшее. Основную часть дохода предприятия приносят постоянные потребители, которые хвастаются вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей». Управление процессами предполагает использование статистического подхода, так как любой процесс изменчив по своей природе. С вариациями мы встречаемся везде; как правило, ни одно действие невозможно совершить два раза совершенно одинаково, будь то бросок мяча, приготовление салата или забивание гвоздя. Любой производственный процесс содержит различные источники вариаций. Бизнес-процессы и их элементы можно постоянно улучшать разными способами. Самый распространённый из них – использование цикла Шухарта – Деминга. Этот методологический приём Деминг привёз в Японию, где он говорил, что его идея принадлежит У. Шухарту. Японцы же восприняли его как цикл Деминга. Он получил в Японии широкое распространение и стал фундаментом принципа постоянного улучшения.
Сам цикл обычно представляется графически в виде круга, разделённого на четыре квадранта (рис. 2). Сверху по часовой стрелке каждый квадрант символизирует одно из четырёх последовательных действий. Рис. 2. «Цикл Деминга» PDCA – круг управления
По мнению У. Э. Деминга, любая деятельность по управлению качеством (УК) должна состоять из четырех последовательных этапов, представляющих собой систему: Р – (plan) разработка плана или стандарта для достижения поставленных целей (определение целей и принятие решения о необходимых переменах), планирование работы, направленной на очередную попытку улучшения процесса или его части; D – (Dо) реализация намеченного плана или выполнение стандарта (осуществление перемен); С – (check) измерение и анализ результатов (проверка или изучение того, что получилось); анализ причин несоответствий; выявление проблем; сравнение с установленными нормами; А – (action) корректировка – проведение необходимых изменений, если результаты не отвечают первоначально запланированным или стандартизация действий в случае успеха. Управление строится на основе: 1. Постановки целей и задач 2. Определения способов достижения целей 3. Обучения и подготовки кадров 4. Выполнения работ 5. Проверки результатов выполнения работ 6. Осуществления соответствующих управленческих воздействий. Формула управления: планируй – выполняй – проверяй – воздействуй = контроль Control – дословный перевод – управление. Эта формула управления позволяет последовательно и корректно двигаться в правильном направлении с минимальными трудовыми издержками и надеждой на хорошие результаты. Прежде всего, цикл Шухарта – Деминга направлен на борьбу с тремя главными, как считают японцы, «врагами»: потерями, несоответствиями и нерациональными действиями (muda, mura, muri – по-японски).
В 1980-е гг. Э. Деминг понял, что цикла PDCA для поддержания процесса или контроля за ним недостаточно. Он предложил другой цикл, назвав его циклом PDSA (планируй – выполняй – изучай – действуй), который направлен на постоянное улучшение. В этом цикле изучение отклонений в результатах процесса является важным для его постоянного улучшения. Итак, цикл PDCA используется для выявления потребности в улучшении, а цикл PDSA – для поддержания улучшений. Цепная реакция Деминга Первостепенная значимость решения проблемы качества на предприятии может быть раскрыта благодаря цепной реакции Деминга, представленной на рис. 3.
Рис. 3. Цепная реакция Деминга 14 принципов управления Деминга Наиболее полно взгляды У. Э. Деминга отражены в 14 принципах управления. 1. Постоянство цели. Постоянное, непрерывное улучшение качества продукции, услуг, деятельности организации. 2. Новая философия. Восприятие необходимости глубоких фундаментальных изменений в организации, лидерство менеджеров на пути к переменам. 3. Уничтожение зависимости от массового контроля. Исключение зависимости от массовых проверок и инспекций как способ достижения качества путем «встраивания» качества в продукцию. 4. Отказ от практики закупок по самой дешевой цене. Уменьшение числа поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех, кто не смог подтвердить качество своей продукции. 5. Улучшение каждого процесса. Постоянный поиск и решение проблем в рамках каждого процесса. 6. Введение в практику подготовки и переподготовки кадров. Обучение является такой же частью процесса улучшения качества, как и собственно производственный процесс. 7. Учреждение лидерства. Важную роль в процессе улучшения деятельности играет система управления персоналом. Процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу. 8. Изгнание страхов. Поощрение эффективных двусторонних связей и других средств для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать более эффективно.
9. Разрушение барьеров. Исследования, проектирование, производство и реализация должны осуществляться вместе, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации. 10. Отказ от пустых лозунгов и призывов. Откажитесь от использования плакатов, лозунгов и призывов к работникам, которые требуют от них бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не говорят о методах достижения этих целей. 11. Устранение произвольно установленных заданий и количественных норм. Устраните рабочие инструкции и стандарты, которые устанавливают произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей, замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей с тем, чтобы непрерывно совершенствовать качество и производительность. 12. Работники должны иметь возможность гордиться своим трудом. Упраздните почасовиков среди рабочих, управляющих и инженеров; упраздните определение годовых и других рейтингов и управление постановкой задачи. 13. Поощрение стремления к образованию и совершенствованию. Учредите программу образования и поддержки самосовершенствования для всех работников. 14. Действия для осуществления изменений. Позвольте каждому работать так, чтобы достигать изменений. Координация работ всех людей, связанных с организацией, внесет значимый вклад в снижение вариаций и оптимизацию системы в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|