Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система экологического и экономического учета, её сущность и составные элементы. Природные активы, их краткая классификация.




Система экологического и экономического учета (СЭЭУ) предназначена для отражения взаимосвязей окружающей природной среды и экономики и включает:

· элементы экономических потоков, запасов, операций из традиционной СНС (система национальных счетов), позволяющие оценить влияние экономики на экологию;

· экологические потоки и запасы, для которых применимы стоимостные нерыночные оценки использования окружающей природной среды;

· потоки природных ресурсов в физическом измерении из окружающей природной среды в экономику и их дальнейшая трансформация, включая потоки отходов экономики в природную среду;

· характеристику состояния окружающей среды в физическом выражении в той мере, в какой требуется для анализа влияния последствий экономической деятельности на окружающую среду.

 

СЭЭУ предполагает согласование показателей экономического учета с существующей системой показателей окружающей среды и природных ресурсов.

Взаимодействие экономики и окружающей природной среды с экономических позиций рассматривалось и в более ранних вариантах СНС (СНС ООН 1968 года). В этом варианте использование природной среды имело ограниченное отражение и не влияло на затраты и на величину ВВП. Так, если ухудшение качества земли было связано со скоплением отходов, то это отражалось в рамках «других изменений» стоимости земли только в случае, когда оно влияло на ее рыночную стоимость. В качестве издержек в СНС учитывались только затраты по транспортировке отходов к месту их удаления.

Версия СНС 1993 года предусматривает более широкий охват активов. С точки зрения цели СЭЭУ первоочередное внимание должно быть уделено той части природной среды, которая подвержена или может оказаться под воздействием деятельности Человека.

Часть природной среды потенциально или фактически, косвенно или прямо затрагиваемая человеческой деятельностью, называется природным капиталом, или природными активами.

К природным активам относятся:

 

· биологические активы, созданные природой;

· активы недр, земли, воды с их экосистемами;

· все животные (дикий и домашний скот), растения, включая культивируемые культуры и деревья, и окружающая их природная среда (экосистемы).

 

СНС включает только экономические активы, т. е. природные активы, закрепленные на правах собственности и приносящие прибыль их владельцам.

 

Экономические активы подразделяются на непроизведенные природные активы и произведенные.

Непроизведенные природные активы — земля, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы, объединенные в категорию материальных непроизведенных активов.

Произведенные активы подразделяются в свою очередь на основные материальные фонды (активы) и материальные оборотные средства.

К основным материальным произведенным активам, включаемым в категорию культивируемых активов, относятся активы, расширение которых происходит главным образом в результате культивации и которые контролируются человеком, например, лесопосадки, сады, виноградники и т. д., дающие постоянные урожаи, а также тягловый, племенной и молочный скот.

К материальным оборотным средствам (в составе произведенных активов), включаемым в категорию текущих работ по культивируемым активам, относятся, например, семенной фонд сельскохозяйственных культур, скот, предназначенный на убой, плоды фруктовых деревьев и кустов.

В действительности четко разграничить понятия «материальные оборотные средства» и «материальные основные фонды» в ряде случаев весьма сложно, так как природные активы выполняют одновременно и количественные, и качественные функции.

В отличие от формального определения на практике к экономическим активам, включаемым в СНС, относятся активы, имеющие рыночную стоимость и контролируемые их владельцами на законодательной основе. Неконтролируемые природные активы иногда могут иметь рыночную стоимость, так как те или иные добытые продукты могут быть реализованы на рынке. Однако такие активы согласно методологии СНС не являются экономическими активами, поскольку экономические активы — это объекты, имеющие рыночную стоимость и находящиеся под эконо-мическим контролем. Разумеется, критерий экономического контроля неоднозначен и неодинаково применяется ко всем видам природных активов. Например, земля относится к категории контролируемых активов в той мере, в какой она используется в экономических целях.

Одной из самых сложных задач СЭЭУ является оценка использования природных активов. Различные функции природных активов в основном не имеют рыночной стоимости и выражаются в физических единицах. В настоящее время предложено три метода оценки: рыночная, прямая нерыночная оценка и, наконец, косвенная нерыночная оценка.

Рыночная стоимость произведенных материальных природных активов определяется так же, как и стоимость антропогенных активов в СНС, не являющихся природными активами, т. е. в основном текущей рыночной ценой подобных новых активов.

Текущие рыночные цены используются при оценке произведенных природных активов, запасов (биологических и небиологических), если он и произведены и могут быть реализованы.

Непроизведенные материальные активы, реализуемые на рынке, оцениваются по ценам сделок, нереализуемые — по рыночным ценам подобных активов.

Непроизведенные природные активы, запасы (активы недр) имеют рыночную стоимость в случае, если становятся объектом эксплуатации. Рыночная стоимость таких активов определяется на основе спроса и предложения на рынке, при этом вычитаются издержки на эксплуатацию.

Метод прямой нерыночной оценки основывается на готовности продать и готовности купить. Зачастую природные активы невозможно оценить и приходится ограничиваться определением возможной стоимости качества тех или иных услуг. Так, за стоимость ухудшения качества воздуха можно принять ту сумму, которую при опросе люди окажутся готовыми уплатить, чтобы избежать дальнейшего ухудшения его качества. Разумеется, этот метод не бесспорен, да и названная сумма может оказаться весьма условной. Тем не менее иногда только этот метод позволяет хотя бы приблизительно оценить функции природных активов.

При методе косвенной нерыночной оценки используются данные о фактических расходах на предотвращение ухудшения качества природной среды или ее восстановление, в частности, данные о расходах на охрану окружающей среды или ее восстановление, на смягчение или ликвидацию отрицательных последствий от деградации окружающей среды. Однако при этом методе оценка функций природных активов нередко оказывается односторонней. С учетом того, что проводимые природоохранные мероприятия часто оказываются недостаточными для восстановления нарушенного баланса, данные об издержках, по существу, являются нижним пределом при оценке качественного состояния природной среды. В этом случае более полной оценкой является стоимость, определяемая методом «готовности продать и готовности купить». Кроме того, фактические издержки, если их брать за оценочную стоимость ухудшения качества природных активов, например, связанные с ущербом, нанесенным здоровью людей от загрязнения окружающей среды, не учитывают потери от снижения эстетических функций природы.

Другой вариант метода косвенной нерыночной оценки основан на данных об условно исчисляемых (гипотетических) издержках. Суть этого метода заключается в том, что в затраты, связанные с использованием природной среды, включаются и инвестиционные расходы, которые следовало бы произвести, чтобы не нанести ущерб окружающей среде для ее будущего использования. Этот подход соответствует требованиям экологической политики, направленной на то, чтобы сохранить оптимальный баланс природной среды, сочетающий потребности человека с потребностями флоры и фауны.

Оценка функций природных активов на основе этого метода идентична по методологии СНС оценке потребления основного капитала, т. е. текущие издержки использования основного капитала представляют собой сумму, необходимую для сохранения уровня и качества антропогенных активов.

Недостатком метода компенсационных издержек является то, что некоторые виды пользования окружающей средой не воздействуют на природу и, таким образом, не имеют стоимости (в денежном выражении). Так, если вода имеется в достаточном количестве, то ее отвод для использования не обусловлен компенсационными издержками.

Нерыночная оценка (прямая и косвенная) возможна в тех случаях, когда ее использование не связано с рыночными операциями.

Рассмотренные стоимостные методы оценки природной среды, хотя и приемлемы для характеристики взаимосвязей экономики и окружающей среды, недостаточно охватывают все возможные экологические и эстетические функции природы. Стоимостные показатели мало подходят для описания потоков материалов и питательных веществ из природной среды в экономику и обратно. Другими словами, материальные и энергетические балансы, которые, как известно, описывают трансформацию природной среды под влиянием экономических процессов, не могут быть составлены без применения физических данных.

Использование СНС для СЭЭУ не должно сводиться к экономическому взгляду на экологические проблемы, однако при принятии экономических решений необходимо учитывать и экологические аспекты.

В СЭЭУ экономическая деятельность и ее влияние на природные процессы рассматриваются лишь в той мере, в которой это необходимо для комплексного анализа взаимосвязей между окружающей средой и экономикой. Для такой интеграции необходимо дальнейшее совершенствование систем экономического учета и экологической статистики для создания единых систем, описывающих природную среду, и определения взаимосвязей сданными социально-демографической статистики.

Комплексный эколого-экономический учет должен обеспечивать, с одной стороны, определение показателя экологического внутреннего продукта (ЭВП), а с другой — более широкую трактовку понятия макроэкономического показателя благосостояния.

Как известно, традиционный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) рассматривается как результат действия таких экономических факторов, как труд и капитал. Эти же факторы являются основополагающими и при определении ЭВП. Тем не менее между этими показателями существует различие, вытекающее прежде всего из различного содержания понятия капитала. При исчислении ЭВП помимо затрат основного капитала учитываются затраты непроизведенных природных активов, т. е. негативные изменения окружающей среды, например, истощение полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды и т. д., поэтому величина ЭВП меньше традиционного ВВП.

Надо отметить, что многие ученые критически относятся к традиционному определению капитала, принятому в СНС, как совокупности произведенных активов. Более широкое определение капитала, на котором основывается расчет ЭВП, по их мнению, позволяет судить, в какой мере рост экономики происходит за счет интенсивной эксплуатации природной среды.

Таким образом, ЭВП, являясь результатом народнохозяйственной деятельности, в то же время отражает достижение определенных практических целей и в области экологии, что соответствует требованию концепции устойчивого развития, т. е. обеспечивается взаимосвязь экономики с экологией.

Содержание и назначение основных нормативно-справочных документов для проектирования и строительства объектов водохозяйственного назначения.

Настоящие строительные нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых гидротехнических сооружений.

При проектировании гидротехнических сооружений следует соблюдать требования нормативных документов на отдельные виды этих сооружений, их конструкций и оснований, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, а также действующих в стране основ водного и земельного законодательств и законодательств по охране природы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Гидротехнические сооружения подразделяются на постоянные и временные.

К временным относятся сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений.

1.2. Постоянные гидротехнические сооружения (см. справочное приложение 1) в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные.

К основным следует относить гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых приводит к нарушению нормальной работы электростанций, прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения, подтоплению осушаемой и затоплению защищаемой территорий, прекращению или сокращению судоходства, деятельности речного и морского портов, судостроительного и судоремонтного предприятий, может привести к выбросу нефти и газа из морских скважин, хранилищ, трубопроводов, ущербу рыбным запасам.

К второстепенным следует относить гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.

1.3. Гидротехнические сооружения в зависимости от возможных последствий их разрушения или нарушения эксплуатации подразделяются на классы.

Назначать класс гидротехнического сооружения следует в соответствии с обязательным приложением 2.

1.4. Гидротехнические сооружения следует проектировать исходя из требований комплексного использования водных ресурсов, кооперирования объектов строительства на основе схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и схем комплексного использования водотока или водоема.

1.5. Тип сооружений, их параметры и компоновку, а также расчетные уровни воды следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов и с учетом:

места возведения сооружений, природных условий района (климатических, инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических, сейсмических, топографических, гидрологических, биологических и др.);

развития и размещения отраслей народного хозяйства, в том числе развития энергопотребления, изменения транспортной схемы и роста грузооборота, развития орошения и осушения, обводнения, водоснабжения, судостроения и судоремонта, комплексного освоения участков морских побережий, включая разработку месторождений нефти и газа;

водохозяйственного прогноза изменения гидрологического, в том числе ледового и термического, режима рек в верхнем и нижнем бьефах; заиления наносами и переформирования русла и берегов рек, водохранилищ и морей; затопления и подтопления территорий и инженерной защиты расположенных на них зданий и сооружений;

изменения условий и задач судоходства, лесосплава, рыбного хозяйства, водоснабжения и работы мелиоративных систем;

установленного режима природопользования (сельхозугодья, заповедники и т. п.);

условий быта и отдыха населения (пляжи, курортно-санаторные зоны и т. п.);

мероприятий, обеспечивающих требуемое качество воды: подготовки ложа водохранилища, соблюдения надлежащего санитарного режима в водоохранной зоне, ограничения поступления биогенных элементов (азотосодержащих веществ, фосфора и др.) с обеспечением их количества в воде не выше предельно допустимых концентраций;

условий постоянной и временной эксплуатации сооружений;

условий и методов производства работ; наличия трудовых ресурсов;

требований экономного расходования основных строительных материалов;

изменения термического режима и криогенного строения грунтов в районах распространения вечномерзлых грунтов;

возможности разработки природных ресурсов;

обеспечения эстетических и архитектурных требований к сооружениям, расположенным на берегах водотоков, водоемов и морей.

1.6. При проектировании гидротехнических сооружений надлежит обеспечивать и предусматривать:

надежность сооружений и требуемые условия их эксплуатации, а также условия для уменьшения неблагоприятного воздействия наносов, селей, льда, шуги и плавающих предметов;

постоянные наблюдения за работой и состоянием сооружений и оборудования в периоды строительства и эксплуатации;

надлежащее архитектурное оформление узла гидротехнических сооружений;

наиболее полное использование местных строительных материалов;

нормативную продолжительность строительства при наиболее высокой степени механизации работ и наименьших трудозатратах;

подготовку ложа водохранилища и прилегающей территории;

организацию рыбоохранных мероприятий;

охрану месторождений полезных ископаемых;

сохранность ценных сельскохозяйственных земель;

необходимые условия судоходства;

минимально необходимые расходы, а также благоприятный уровенный и скоростной режимы в нижнем бьефе с учетом интересов водопотребителей и водопользователей, а также благоприятный режим уровня грунтовых вод для освоенных земель;

пожарную безопасность и средства пожаротушения при строительстве и эксплуатации.

1.7. При проектировании гидротехнических сооружений надлежит рассматривать возможность и технико-экономическую целесообразность:

совмещения сооружений, выполняющих различные эксплуатационные функции;

возведения сооружений и ввода их в эксплуатацию отдельными пусковыми комплексами;

реконструкции существующих сооружений;

унификации компоновки оборудования, конструкций и их размеров и методов производства строительно-монтажных работ;

использования напора, создаваемого на гидроузлах мелиоративного, рыбохозяйственного и другого назначения, для целей энергетики.

1.8. Мероприятия по охране окружающей природной среды следует проектировать комплексно на основе прогноза ее изменения в связи с созданием гидротехнического комплекса.

1.9. При проектировании подземных гидротехнических сооружений I и II классов дополнительно необходимо учитывать структуру скального массива, его обводненность, газоносность и естественное напряженное состояние.

1.10. При проектировании сооружений в районах распространения вечномерзлых грунтов следует, как правило, учитывать возможные изменения физико-механических, теплофизических и фильтрационных свойств пород оснований и материалов сооружений при их переходе из мерзлого состояния в талое или наоборот, а также величину и скорость осадки сооружения в процессе оттаивания основания.

Принцип строительства (с сохранением или оттаиванием вечномерзлых грунтов) следует выбирать на основании технико-экономического анализа.

1.11. Для основных гидротехнических сооружений I и II классов и, как правило, для сооружений III класса надлежит предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) для натурных наблюдений за работой сооружений и их оснований как в процессе строительства, так и при эксплуатации для оценки надежности сооружений, своевременного выявления дефектов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения аварий и улучшения эксплуатации.

Установка КИА в сооружениях IV класса, а также отказ от установки ее в сооружениях III класса должны быть обоснованы.

1.12. Для обоснования технических решений, принимаемых при проектировании гидротехнических сооружений I и II классов, как правило, следует проводить научно-исследовательские работы, в том числе экспериментальные и опытно-конструкторские.

Для сооружений III и IV классов такие работы допускается выполнять при надлежащем обосновании.

Содержание конкретных социологических исследований (выборочное анкетирование, выявление неформальных лидеров и малых групп, межличностных отношений) в системе социально-психологических методов менеджмента.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

 

1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

 

Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:

 

1) соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям;

 

2) соответствие практического опыта характеру должности;

 

3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;

 

4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные работы, командировки);

 

5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.

 

Содержание анкеты в организациях устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности руководителей применяют более подробные анкеты, чем при найме рядовых служащих.

 

Возможны и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности и интересы претендентов. В анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической успеваемости претендентов, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в школе по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу финансово-хозяйственной деятельности, подробные сведения об этих курсах.

 

Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом.

 

Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

 

Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других – уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.

 

2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять. Проводя интервью-собеседование следует придерживаться следующих правил:

 

1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.

 

2. Необходимо выполнить анализ документов кандидата перед

проведением интервью: исследовать форму и содержание заявления (в частности, культуру обращения, копию письма или оригинала, имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту информации. При рассмотрении автобиографии важно выделить главное: работал на одном месте или нет и т.п.;

 

3. Следует провести неформальный разговор.

 

4. Структура беседы, включающая несколько фаз:

 

– контакта (5–10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;

 

– интервью (20–60 мин);

 

– мотивации (20–45 мин) – ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;

 

– дискуссии (5–10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.

 

5. Следует подготовить концепции вопросов.

 

6. Информацию следует записать и сделать выводы после интервью.

 

7. Интервью с несколькими кандидатами лучше проводить только

в коротких промежутках времени.

 

В процессе проведения интервью существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические параметры. Поэтому весьма важно избежать ошибок в процессе интервьюирования.

 

Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:

 

1. Предрассудок – ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.

 

2. Идеальная картина – проецирование своей жизни на интервьюируемого.

 

3. Неготовность к интервью.

 

4. Эффект поведения – не нравится манера поведения кандидата, положительный результат достигнут не будет.

 

5. Эффект возможности – менеджер по персоналу должен иметь

опыт. Он делает много и одновременно слушает, продумывает новый

вопрос, делает письменные пометки и т.п. А это весьма непросто.

 

6. Эффект контраста – в один день нужно провести интервью с претендентами одной выборки.

 

График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:

 

1) начало беседы;

 

2) обсуждение положительных аспектов;

 

3) обсуждение негативных аспектов;

 

4) определение направлений решения проблем;

 

5) кредит времени для претендента;

 

6) окончание интервью.

 

3) Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

 

Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, можно ответить на вопросы:

 

– Кто является неформальным лидером группы?

 

– Каково распределение статусов?

 

– Какова эмоциональная сплоченность группы?

 

– Кто кого предпочитает в общении?

 

– Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?

 

4) Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.

 

В исследованиях может использоваться включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как – бы «изнутри», и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...