Основные теоретические положения
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Омский государственный университет путей сообщения
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Часть 2
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к выполнению лабораторных работ по курсу «Электротехника и электроника»
Омск 2007
УДК 621.3 (075.8) ББК 31.2я73 Э45 Электротехника и электроника. Часть 2. Электротехника. Цепи переменного тока:Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Электротехника и электроника» / В. Д. Авилов, В. В. Харламов, Ю. Л. Иванилов, Е. Н. Савельева, П. К. Шкодун, Е. А. Третьяков, А. Г. Бороду-лин; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 39 с.
Методические указания содержат шесть лабораторных работ по курсу «Электротехника и электроника», посвященных исследованию электрических цепей переменного однофазного и трехфазного тока и магнитных свойств ферромагнитных материалов, измерению энергии и мощности в цепях переменного тока. Приведены требования по охране труда и технике безопасности при выполнении лабораторных работ в учебной лаборатории. Предназначены для студентов второго и третьего курсов очной и заочной форм обучения специальностей 150700 (19030) – «Локомотивы», 150800 (190302) – «Вагоны», 120100 (151001) – «Технология машиностроения», 100700 (140104) – «Теплоэнергетика».
Библиогр.: 3 назв. Табл. 9. Рис. 25. Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В. Н. Горюнов; доктор техн. наук, профессор В. Е. Митрохин.
Ó Омский гос. университет путей сообщения, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В настоящих методических указаниях представлены содержание шести лабораторных работ по электротехнике, описание экспериментальных установок, даны рекомендации к проведению опытов, указания для самостоятельной обработки результатов экспериментов. Цель данных методических указаний – помочь студентам подготовиться к выполнению лабораторных работ, получить практические навыки в проведении исследований различных электротехнических устройств и закрепить теоретические знания по основным разделам курса. В процессе подготовки к практическим занятиям необходимо заранее ознакомиться с порядком выполнения лабораторной работы, подготовить отчет, содержащий цель работы; электрическую схему, выполненную по стандарту; основные расчетные формулы; таблицы для результатов вычислений и наблюдений. Для контроля своей подготовленности следует письменно ответить на контрольные вопросы, приведенные в конце описания каждой лабораторной работы. По результатам проведенной работы требуется начертить необходимые графики и векторные диаграммы.
В учебной лаборатории студенты обязаны строго соблюдать правила техники безопасности, нарушение которых может привести к поражению электрическим током. Питание стенда разрешается включать только после проверки исследуемой схемы преподавателем или дежурным лаборантом. Перед включением питания необходимо убедиться в том, что никто из людей не находится в контакте с элементами схемы. В случаях, когда электрический ток, проходящий через тело человека, оказавшегося в электрической цепи, превышает 0,05 – 0,1 А, электротравма обычно заканчивается смертельным исходом, поэтому напряжение 127, 220 В является опасным. Исходя из этого при выполнении лабораторных работ нельзя прикасаться к неизолированным проводам, соединительным клеммам и другим частям электрических цепей, находящимся под напряжением. Особое внимание необходимо при работе с цепями переменного тока, в которых имеется последовательное соединение катушек индуктивности и конденсаторов, поскольку напряжение на их зажимах может в отдельных случаях превышать напряжение питания. При обнаружении каких-либо неисправностей в схеме, появлении запаха дыма, чрезмерном нагреве элементов следует немедленно отключить схему и доложить об этом преподавателю или дежурному лаборанту. Лабораторная работа 1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПЬ переменного тока (резонанс напряжений)
Ц е л ь р а б о т ы: изучить условия возникновения резонанса в последовательной цепи переменного тока; снять осциллограммы мгновенных значений напряжения и тока при различных режимах; построить векторные диаграммы напряжения и тока [1, с. 69; 2, с. 98]. Основные теоретические положения В последовательной цепи переменного тока, в которую включены реостат R, катушка индуктивности L и конденсатор С, возможен случай, когда индуктивное сопротивление катушки хL равно емкостному сопротивлению конденсатора хC. Индуктивное сопротивление катушки определяется по выражению: , (1) емкостное сопротивление конденсатора – . (2) Полное сопротивление цепи (3) где , R – активное сопротивление катушки и реостата.
Если выполняется равенство реактивных сопротивлений: х L= хC, то ток в цепи практически определяется только активным сопротивлением ( + R) и может быть рассчитан по формуле: (4) Если активное сопротивление минимально, то ток в цепи достигает больших значений. При этом падение напряжения на катушке U к = (хL + ) I и конденсаторе UC = хС I может быть во много раз больше, чем напряжение, подведенное к цепи.
Режим, когда хL = хC и ток совпадает по фазе с напряжением, приложенным к цепи, называется резонансом напряжений. Резонанс напряжений может наступить, если выполняется следующее: 1) при постоянной индуктивности емкость С меняется и становится равной 1 / ω2 L, где ω = 2πƒ; 2) при постоянной емкости индуктивность L меняется и становится равной 1/ω2 С; 3) изменение индуктивности L и емкости С приводит к равенству: ω L = l/ω C; 4) угловая частота сети w0, изменяясь, становится равной (этого можно добиться, изменяя частоту ƒ питающей сети). В лабораторной работе наступления резонанса напряжений добиваемся подбором емкости. Кроме резонанса напряжений необходимо исследовать еще два режима, когда х L > хС и хL < хC. Для всех трех режимов необходимо построить векторные диаграммы напряжения и тока. Для этого следует измерить ток I в цепи и напряжение на конденсаторе UC, катушке U к и реостате UR и рассчитать значения сопротивлений xL, xС , . Расчет величин, перечисленных выше, проводим по известным формулам: полное сопротивление цепи z = U/I; полное сопротивление катушки z к = U к/ I; реактивное сопротивление конденсатора xC = UC / I; активное сопротивление всей цепи R общ = P/I2; активное сопротивление реостата R = UR / I; активное сопротивление катушки r к = R общ – R; реактивное сопротивление катушки . Зная xL, определим индуктивность, Гн: (5) По реактивному сопротивлению конденсатора xC рассчитаем емкость, мкФ: (6) Вычислим угол сдвига между током и напряжением: . (7) Порядок построения упрощенных векторных диаграмм: 1) чертится ось токов, совпадающая с осью абсцисс (рис. 1);
2) из начала вектора тока откладывается в выбранном масштабе вектор напряжения , совпадающий с вектором тока по направлению, так как падение напряжения на активном сопротивлении совпадает по фазе с током; 3) из конца вектора под углом 90° откладывается вниз вектор напряжения на конденсаторе , так как емкостное напряжение отстает по фазе от тока на угол 90°; 4) из начала вектора тока радиусом, равным приложенному к цепи напряжению , делается засечка; 5) из конца вектора радиусом, равным напряжению на катушке , делается вторая засечка; 6) точка пересечения засечек соединяется вектором , выходящим из начала координат, и вектором – из конца вектора . Векторные диаграммы построить для случаев: xL > xС; xL = xС; xL < xС.
Читайте также: C - Мазхабы «итикади» (теоретические направления) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|