Билет 10 Досократовская философия Милейцы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Фалес (о равноденствии, о солнцевороте)- произвёл переворот в мироздании. Выдвинув идею субстанции как первооснову всего. Мир произошёл из воды. И туда все после смерти уходим. Изучал солнечное затмение, про лето. Анаксамандр (о природе)- мир возник из апейрона- нечто беспредельное. Оно неподвластно чувством но постигается разумом. Анаксимен (о природе)- мир возник из воздуха, т.к. воздух это начало этапа революции, а именно: воздух сгущается появл облака, потом тучи, вода, грязь и человек. Логика: вода- апейрон- воздух (конкр- абстр- конкр), а это синтез = антитезис +тезис (Основной закон диалектики Гегеля) Гераклит. Мир возник из огня. Огонь- символ разрушения и жизни, войны и мира. Огонь- символ динамики. Мир возникает в огне, в нем он и сгорает. Панта Реи (всё течет)- чтобы мир оставался целым, нужно чтобы он изменялся. Война- мать всех вещей. Пифагор. Самое умное это число, а Бог- это число чисел. Соединяет арифметику с геометрией, т.к. фигуры они наглядны. 1, 2, 3,4. Самое гармоничное число 3- оно симметричное зеркальное. Всё происходящее возвращается со временем, душа бессмертна, т.к. она всё снова и снова перерождается (метапсихоз) Билет 11 Атомизм. Левкип- Демокрит все сводят к атомам. Окружающая действительность состоит из мельчайших частичек- атомов, они движутся в пустоте. Пустота и атомы- единственная реальность и образуют всё многообразие природы. Душа тоже состоит из особо круглых подвижных атомов, т.е. идеальное мыслится на равнее с материальным. Д. верил в бытие Бога и говорил, что Бог тоже состоит из атомов и Б есть космический разум.. мир создан божественным разумом и Боги помогают людям. Анаксагор- мир есть множество и основу всего составляют семена вещей (гомеомеры). Характер вещи зависит от типа семян которые в ней преобладают. Т.о. он ввёл зависимость качества от количества. Хаос может стать целым-космосом, н для этого нужна сила ума (нус). А. признал в сознании ум- действующая основа бытия.
Билет 12 Эллейцы. Ксенофан (приход в элею, о природе) Из чего возник мир- это его не интересовало. Мир неподвижен и неизменен. Всё возникло из земли, туда всё и уйдёт. Ничего нельзя знать достоверно «Никто ещё ничего не постиг и не постигнет», «Людям не истина, а мнение доступно». Бог- центр бытия. Парменид (о природе)- небытии не существует, бытие едино и неделимо. Бытие неподвижно. В нем нет генезиса: рождения и уничтожения. Все вещи однородны. Существует два источника знаний: докса- эмпирическое и алетея- рациональное. Зенон Элейский (о природе, о спорах, против философов)- создатель апореи- трудность. Цель- доказать, что движения не существет: 1) падающее зерно- органы чувств не идеальны 2) дихотомия- мир бесконечен, т.к. половина половин 3) летящая стрела- каждое расстояние которое пролетает стрела = длине самой стрели, значит движение- иллюзия 4) ахилл бегущий Билет 13 Сократ был убеждён. Что истина сущ и онаодна для всех, и сущ моральные нора, дающие возможность различить добро от зла. Диалог- метод постижения истины, обнаруживает и преодолевает противоречия, которые содержатся в частных мнениях. Процесс познания:1) ирония- постановка вопроса, что изначальные знания собеседника рушились 2) майевтика- постановка вопроса, так что рождались новые идеи и мысли 3) индукция- образ взаимоисключающие мнения. Т.е. образуется общее мнение. Учение о добродетелях: мужественная- преодолеть страх, разумная- выполнять человеч и бож законы чувственная- преодолеть свои страсти. Душа неименная и бессмертна: кем человек родился, тем он и умрёт. Антропологический поворот. Билет 14 Платон: ступени бытия: 1) мир материи (хора) изменчивы неподвижны, неравны самой себе 2) мир идей (занебесье - гиперурания)- неподвижна равна сама себе 3) мир вещей- они дуалистичны- сочетание материи и идеи. Идея- центральное понятие в Ф П. Если само дерево исчезает или возникает, то идея дерева она остаетяс, идея- идеальные образы, парадигмы, по которой формируется текучая материя. Высшая идея- идея абсолютного добра и разума. Душа по П бессмертна. До рождения в царстве чистой мысли и красоты, как только рождается человек, душа находится как в клетке, зависит от тела, но во время сна- душа становится незав, т.е. это репетиция смерти.
Билет 15 Гносеология Платона. Подошёл с позиции диалектики- поисково думать.Подлинное знание постигается в результате познания подлинного бытия, мира идей, т.к. не бытия не сущ. То ему соответствует незнание- даёт всего лишь мнение. П делит знание на 2 вида: чувственное (вера и подобие) и интеллектуальное (рассудок и разум). Рассудок познается через логическое мышление, разум –через интуицию, схватывает истины сразу, и именно оно может познать мир идей. Менее достоверное знание даёт вера и подобия, так как мы постигаем материальный мир. Который всего лишь подобие, тень мира идей. Сводил к концепции припоминания- мы вещи не познаем, а вспоминаем Билет 16 Аристотель (Метафизика, Поэтика, Политика) Как и у Платона вещь состоит из 1) материя 2) форма (морфе)- цель, стимул, благодаря которой из материи появляются вещи. Форма вместе с материей рождается и умирает. Каким образом идея дерева перешла в идею стола? А вводит понятие энтилехии (вещь в себе)- способность к качественной трансформации. Каждая вещь имеет свои 4 причины: материальная- то из чего состоит 2) формальная- форма проявляет себя, сущность 3) активная- источник превращения возможного в действительное 4) целевая- вещь для чего принадлежи. Движение: движение есть идеальный процесс. Предметы относительно движения: неподвижные; самодвижущие; движущие посредством других. Перводвигателем может быть только движущее, т.е. это либо самодвижущие либо неподвижное, А приходит к пнятию неподвижного двигателя- Бог- первая причина, начало всех начал, перводвигатель. 3 вида движения: возникновение и гибель; увеличение и уменьшение; изменение и перемена места. Душа присуща всем объектам живой природы «душа не сущ без материи». Три уровня: вегетативная-душа растений; чувственная- душа животных- способность ощущать; разумная- у человека- способность мыслить. «Разуму лучше не быть связанным с телом»
Билет 17 Стоицизм- первый план понятие спокойного бесчувственного мудреца- идеал внутренней свободы, свободы от страстей. Сенека (о душе, о гневе, нравственные письма луцилию)- идеальное состояние для философа- АТАРАКСИЯ (невозмутимость): свобода- это божество, котор господствует над всеми вещами. Ничто не может её изменить. Отсюда выносливость, стойкое перенесение жизненных невзгод. Вещи, вызыв у нас страдания: 1)котрой нет 2) вещь когда она к нам приходит. «Какая разница кто к кому придёт смерть к нам или мы к смерти», Согласного судьба ведет. А несогласного судьба тащит» «Голыми мы в этот мир приходим, голыми и уходи. И большего что ты в этот мир принёс, большего всё равно не унесёшь» Эпиктет (беседы Эпиктета, поучения эпиктета)- «Свобода идти куда хочу и куда хочу» «Ч душа обрамленная тело». Отнять у человека разум, значит убить его. Ч не только разумное существо, но и существо обладающее свободой мысли и воли, и никто не сможет отнять то и другое у человека, даже если у него отнять имущество честь семью и само тело. Марк Аврелий (наедине с собой) «Скоро я забуду обо всё и все забудут обо мне» «Жизнь подобна плаванию на корабле: сел, плывешь, приплыл- вылезай». Он остро чувствовал течение времени. Осознавал ничтожность всего. В этой жизин нет и ничего не будет нового. Для него положительный идеал человека- римлянин (мужественное, зрелое, преданное государству) Билет 18 Августин Бложенный (исповедь, О граде Божьем, О святой троице)- пытается соединить разум и веру «Верь чтобы разумеет, а разуметь, чтобы верить». Но единственным объектом познания явл Бог. Задача А- поптыка решения проблемы теодицеи- оправдание Бога за зла. Говорит так: бог создал природу доброй, и воля испортила её. Зло исходит от человека, носит земной характер, а добро происходит от бога. Человек отвеет за зло, но не за добро. Уровни зла: 1) физическое- не зло, страдания укрепляют нашу душу 2) моральное- не зло, т.к. не понимаем истинную суть событий 3) истинное- это и есть зло 4)зло подлинное- зло отсутствие добра, это пустота
Билет 19 Вопрос об универсалиях, номиналисты и реалисты. Для средневековой философии возникает проблема невозможности определить объекта познания, поэтому объектом для мышления становится само мышление и возникает спор об универсалиях (общее понятие), что первично понятие или предмет, который это понятие отражает? Реалисты (Иоанн скотт Эриугена и Фома Аквинский) по Аристотелю общее существует в неразрывной связи с единичным, как её форма. Универсалии сущ: до вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как форма), после вещей (в человеч разуме как результат обощения). Крайний реализм- общее сущ вне вещей. Номиналисты (Росцелин)- общее не сущ с единичным, а существуют только в человеческом разуме. Концептуалзм (Пьер Абеляр)- общее понятие реально, но лишь на уровне одного отдельно взятого сознания. Фома Аквинский- опирается на Аристотеля. Все вещи состоят из двух начал эссенции и экзистенции и явл сложными. Один Бог- простой и состоит из чистой эссенции Билет 20 Декарт (воплощение духа нового времени) Рационалист.«Мыслю следовательно существую». Основа любого познания- скептицизм. Вс сомнительно роме факта самого сомнения Я сомневаюсь, следовательно я существую. Методология познания по Д: 1) скепсис 2) анализ- разделить проблему на маленькие задачи 3) синтез- соединить решенные задачи 4) правило контроля- не решали ли эту задачу раннее?В основе философии дуализм души и тела, т.е. всё состоит из двух субстанций: мыслящей (души) и существующей (тела). Они сущ отдельно, но в человеке они объединяются, т.е. чел- связь безжизненного тела с душой. Д выдвинул наличие трёх идей: 1) идея врожденная- идея Бога 2) идея приобретенная- из внешнего опыта 3) идея сотворимая- комбинация 2 других Билет 21 Спиноза (Понять, значит простить, Этика) продолжатель идей Д, но в отличии то него в основе философии С- монизм, т.е. наличие одной субстанции, которая обладает атрибутами (свойствами субстанции) У Д две отдельных субстанции, а у С единая, в которой природа и Бог сливаются в одно понятие. Атрибуты бесчисленны и бесконечны, но нам доступны два: протяженность (тело) и мышление (дух) и доступны ввиде модусов (способы выражения субстанции), реальные вещи и объекты. Конечные модусы- тело, все объекты, бесконечный модус- разум человека, т.е. С пытается соединить модус с атрибутом, но как соединить бесконечное с конечным?
Билет 22 монадология Лейбница (монадология). Плюралист, т.к. считает, что бытие- совокупность множества субстанций- монад. Монада- «истинные атомы природы», замкнутые миры, отражающие в себе весь мировой порядок. Они активны и обладают разным уровнем сознательности: 1) самая низкая- спящая без сновидений, сост неживую природу 2) более высокая- перцепция- способность к восприятию; у животных 3) монады сособные к апперцепции- способность к сознанию, у человека. Все три уровня монад соединяются в человек. Концепция предустановленной гармонии заключается в том, что три уровня монад соединяются и наступает рай.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|