Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Закон возрастающих вмененных издержек.




Экономические блага: виды, основные характеристики. Редкость экономических благ.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

 

Благо, имеющее вещественную форму, называется продуктом. Если продукт становиться объектом сделки на рынке - его называют товаром.

Услугами называют любые действия, направленные на удовлетворение человеческих потребностей. Услуги производственного назначения называют "работой". Термином "продукция" принято обозначать и продукты и услуги. Таким образом, термины "продукция" и "экономические блага" являются синонимами.

По степени удаленности от конечного потребителя принято различать потребительские блага и ресурсы.

Потребительское благо может быть использовано непосредственно или с минимальной обработкой самим конечным потребителем.

Ресурсы - это блага, необходимые для производства потребительских благ (факторы производства).

По длительности использования блага различают долговременные, многократно используемые, кратковременные, исчезающие в процессе потребления (например, продукты питания или спички).

Кроме того, выделяют взаимозаменяемые блага - субституты (мясо и рыба, театр и кино, автобус и автомобиль, самолет и поезд) и взаимодополняемые - комплементы (нитка и иголка, автомобиль и бензин, бумага и ручка).

Субституты - это блага, заме6няющие друг друга в процессе использования.

Комплементы - это блага дополняющие друг друга при использовании.

По характеру потребления различают два вида благ: частные и коллективные.

Частные блага - это блага, потребляемые каждым человеком индивидуально. Частное благо делимо, и каждая единица такого блага может быть потреблена только одним человеком.

Коллективные блага - это блага, которые могут быть (но не обязательно будут) потреблены совместно. Увеличение потребителей этого блага не приводит к снижению полезности, доставляемой каждому из них.

Редкость - это характеристика экономических благ, означающая, что запасы этих благ меньше потребности в них.

Конкуренция - это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы разные группы людей, осуществляющих борьбу между собой за право распоряжаться этим благом.

Коокуренция (синтез двух терминов: "координация" и "конкуренция") - это ситуация, возникающая на неоднородных рынках большой емкости, когда в определенных областях взаимодействия различные субъекты рыночных отношений (например, производители определенного вида услуг) проводят политику координации собственных действий по выработке и формированию корпоративных правил для общего снижения систематических рисков при ведении неценовой конкурентной борьбы за потребителей предоставляемых ими услуг.

Полезность блага - это субъективная комплексная оценка натуральных свойств блага конкретным индивидом в определенный момент времени.

Проблемы измерения полезности блага рассматриваются в двух основных теориях: кардиналистской и ординалистской (альтернативная теория полезности: возможность ранжирования благ по предпочтительности).

Ценность блага - способность блага обмениваться на другие блага в некоторой пропорции.

Альтернативная стоимость блага - количество других благ, которыми необходимо пожертвовать, чтобы получить данное благо.

Интеллектуальная продукция - результат мыслительной творческой деятельности. Включает совокупность научных открытий, изобретений, новых технологий, алгоритмы программ и процессов, программное обеспечение для средств вычислительной техники, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских и проектных работ. Интенсивный рост объемов интеллектуальной продукции отражает ускорение научно-технического прогресса в мире.

Материальный продукт - всегда бывает представлен в форме вещественных объектов как результат материального производства: изделие, станок, автомобиль, телефон, телевизор, здание, компьютер и т.д.


 

Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы. Закон возрастающих вмененных издержек.

 

Экономическая теория как общественная наука изучает хозяйственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

- Человеческие потребности безграничны

- Ресурсы для удовлетворения потребностей ограничены

Таким образом, экономические ресурсы в каждый конкретный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Так, трудовые ресурсы ограничены общей численностью населения каждой страны и долей в его составе экономически активного населения. Произведенные ресурсы (предметы труда и средства труда) ограничены уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Большинство природных ресурсов, составляющих естественную базу производства материальных благ, являются невоспроизводимыми. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к их сильному истощению во многих регионах планеты. Поэтому экономику часто называют бесконечной, а порой и безуспешной, попыткой ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности людей.

Ограниченность ресурсов может быть абсолютной, т.е. ресурсов недостаточно для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей членов общества, либо относительной, что предполагает ограниченность ресурсов для удовлетворения каких-то конкретных потребностей.

Ограниченность ресурсов существует во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. Все, что представляет ценность для людей, является редким: плодородные почвы, деньги, товары, оборудование, время, способности. В любой стране люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Поэтому приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться, и это создает проблему выбора. Выбор приходится делать и отдельному человеку (например, выделить из семейного бюджета средства на отдых или купить стиральную машину), и фирме (при выпуске дополнительной продукции приобрести новое оборудование или осуществить найм дополнительных работников), и государству (например, инвестировать тот или иной проект).

Суть проблемы выбора заключается в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. Поэтому экономику называют еще наукой о выборе.

Решая проблему выбора, каждая экономическая система по-своему отвечает на три главных экономических вопроса:

- Что производить? - Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени?

- Как производить? - При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

- Для кого производить? - Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, т.е. вариант, который обеспечивает получение максимума экономического блага при минимуме затрат. Выбор как субъективное волеизъявление требует соответствующей материальной основы, которой является производство. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов.

Предположим, что в национальной экономике производятся только два вида благ (двухсекторная модель экономики). Для изготовления каждого продукта может быть выбран либо процесс максимального производства одного из продуктов, либо некоторая комбинация двух процессов (различные варианты производства обоих товаров).

 

Рассмотрим данную зависимость на условном примере альтернативных комбинаций товаров А и Б, которые общество может выбирать. Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б на продукт А. И наоборот, если предпочесть увеличение производства продукта Б, необходимые для этого ресурсы могут быть получены лишь за счет сокращения производства продукта А.

Итак, существует закономерность, которой подчиняется как отдельное предприятие, так и экономика в целом: увеличение выпуска одного блага при неизменном объеме производственных ресурсов возможно за счет уменьшения выпуска другого.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно — производства). Производство — это превращение экономических ресурсов в продукцию.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 1.1 и рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Граница производственных возможностей

 

Таблица 1.1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

Закон возрастающих вмененных издержек гласит: по мере увеличения объема производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы возрастают.

Закон возрастающих вмененных издержек отражает тот факт, что при увеличении объема выпуска продукции увеличиваются вмененные издержки.

Ресурсы редки относительно фактически безграничных потребностей, для удовлетворения которых они могут быть использованы, поэтому экономика занимается решением проблемы маневрирования редкими ресурсами в целях насыщения материальных потребностей общества. Чтобы повысить эффективность такого маневрирования, необходимо обеспечить полную занятость имеющихся ресурсов и соответствующий полный объем производства. При этом необходимо, в условиях полной занятости, жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы обеспечить увеличение производства других. Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, т.е. производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта. Графическим выражением действия данного закона является кривая производственных возможностей, причем вогнутость данной кривой показывает увеличение вмененных издержек.

Выбор структуры производства в настоящем неизбежно скажется на состоянии всей национальной экономики в будущем. Различные страны с различным политическим, социальным и культурным укладом по-разному подходят к решению данной проблемы. То, что приемлемо и даже эффективно в одной стране, может быть не только неэффективным, но и вредным в условиях другой страны. Поэтому решение таких вопросов, как экономический выбор, экономия ресурсов и прочих, необходимо начинать с анализа основ экономического устройства: рыночной системы, форм хозяйствования и типов собственности, влияния государства и т.п.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...