Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6: Государственная политика занятости




1. Сущность и цели государственной политики занятости

2. Принципы и основные направления политики занятости

3. Экономическая функция занятости

4. Социальная функция занятости

5. Активная политика занятости в РФ и определение ее эффективности

 

1. Сущность и цели государственной политики занятости

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-эконо­мических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных лю­дей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему и более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значитель­ные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффек­тивной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при про­чих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государ­ства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказы­ваются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или ины­ми государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой зада­чи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабаты­вает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

Занятость — это понятие, которое имеет много значений, включает раз­ные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономичес­кая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включе­ния в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работни­ках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих мес­тах, в получении дохода.

В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занято­сти. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических и социальных задач, прежде все­го повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, вклю­чая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начи­ная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные проме­жутки времени).

Политика занятости должна формироваться с учетом возможности тру­диться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уде­лять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения.

 
 

 


Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной полити­ки по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Но последняя должна быть и эффективной. Все виды политики взаимосвяза­ны между собой, оказывают воздействие друг на друга. Схематически это можно показать в виде следующего рисунка.

Приоритет на наш взгляд, нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни — всестороннее развитие человека. Однако мате­риальную основу ее осуществления создает экономическая политика и поли­тика занятости, как связующее звено между ними. Социальная политика не может быть оторванной от материальных возможностей общества. Ресурсы, направленные на осуществление социальной политики, достижение социаль­ной, справедливости должны использоваться адресно и эффективно. Цена за социальную справедливость не должна быть слишком высокой, снижающей заинтересованность материального производства, его доходность, ибо это по­дорвет и материальное производство, и осуществление социальных целей и программ. Один из путей решения этой проблемы состоит в том, чтобы обес­печить примерное равенство выигрыша тех, кому оказывается помощь, и издержек тех, за счет кого это делается (с позиции неоклассического направ­ления экономической мысли это означает, что величина суммарного излиш­ка для производителей и потребителей максимизируется в точке конкурент­ного равновесия). Другими словами, государственные органы, используя политический механизм, могут принять экономически более грамотное ре­шение об оказании социальных услуг, если будут ориентироваться на макси­мальное приближение предельной выгоды последних к предельным издерж­кам. С этих позиций можно говорить о паритете экономической, социальной политики и политики занятости, как о звеньях одной цепи, точнее, о звеньях одного механизма, но общая направленность всего хозяйственного механиз­ма общества должна определяться социальной политикой, что и придает эко­номике социально-ориентированный характер.

Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение пол­ной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет эконо­мическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.

2. Принципы и основные направления политики занятости

Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые их них вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (принят 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 марта 1996 г.)[1], другие подсказываются опытом рыночных преобразований экономики. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:

— добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду;

— ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;

— учет и обеспечение долговременных национальных интересов;

— учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах;

— приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;

— необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.

Указанные принципы находят или должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости и участия работодателей в ее осуществлении. Основными направлениями государственной политики содействия занятости населения определены в ст.5 «Закона о занятости населения Российской Федерации». К ним, в частности, относятся:

— развитие трудовых ресурсов;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудно­сти в поиске работы (инвалиды и др.)

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— обеспечение занятости в местах проживания отдельных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации, с уче­том их национальных и культурных традиций, а также исторически сложив­шихся видов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населе­ния, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Рос­сийской Федерации за пределами территории Российской Федерации и инос­транных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм и другие.

Перечень направлений государственной политики занятости довольно обширный. Государство в условиях становления и функционирования рыноч­ных отношений отказалось от прямого централизированного управления за­нятостью. Вместе с тем эта проблема не должна быть пущена на самотек, отдана на откуп стихийным рыночным силам. Под влиянием последних про­изошло резкое ухудшение условий использования и воспроизводства рабочей силы, снижение ее качества и конкурентоспособности.

Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного от­каза в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.

ГВ обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной полити­ки занятости. Это содействие осуществляется на основе:

— соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;

— реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, кол­лективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае при­остановки производства или высвобождения работников;

— оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств органи­заций и других работодателей;

— создание условий для профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и подготовки работающих и т.д.;

Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с орга­нами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им ин­формацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и кате­гориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятос­ти на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством ра­ботников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

Вместе с тем, государство предусматривает определенные льготы для ра­ботодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.

Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость выполняет важную экономическую и социальную функции.

3. Экономическая функция занятости

Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной поли­тиками реализует экономическую и социальную функции занятости. Эконо­мической функцией занятости является обеспечение работников экономи­чески целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества. Показателем для измерения ежегодно созда­ваемого богатства служит валовой внутренний продукт (ВВП). Иначе говоря, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Реализация экономической функции зависит от возможностей общества, государства создавать экономически целесообразные рабочие места, от пол­ноты занятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффектив­ности использования, как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому дости­жение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику.

Что понимается под экономическим целесообразным рабочим местом, полной, продуктивной и эффективной занятостью?

Под экономическим целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энер­гией, заработной платой и т.д.) позволяющее труженику реализовать свой инте­рес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный зарабо­ток, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и его семье.

Подобные рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально-квалификационная структура рабочей силы будет соответствовать структуре рабочих мест, создаваемых с учетом научно -технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие места будет удовлетворяться соответствующим предложением рабочей силы, то можно говорить о состоянии равновесия ра­бочей силы и рабочих мест. Экономически целесообразные рабочие места дол­жны быть общественно полезными и оплачиваемыми. В этом смысле можно говорить о том, что они являются продуктивными. Но у этой проблемы есть и еще один аспект. Он состоит в том, чтобы обеспечить не просто полную и продуктивную занятость, но и экономически эффективную занятость.

Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обес­печивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессио­нального уровня для каждого члена общества на основе роста обществен­ной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной сте­пени устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящи­ми, обеспечивающими достаточно глубокое представление об эффективной занятости, являются следующие показатели:

— уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) тру­дом;

— уровень занятости трудоспособного населения или трудовых ресурсов в общественном хозяйстве;

— оптимальность распределения трудоспособного населения (или трудо­вых ресурсов) по сферам общественно полезной деятельности;

—рациональность структуры распределения трудоспособного населения по профессиям, отраслям и секторам экономики;

— норма безработицы. Ее соотношение с естественным уровнем безрабо­тицы.

Рассмотрим эти показатели (в рамках ограниченных и представляемых со значительным опозданием статистических данных).

Первый показатель — уровень (коэффициент) занятости населения професси­ональным трудом —- определяется как отношение числа занятых к общей чис­ленности населения, выраженное в процентах. В 1998 г. он равнялся 43,6% (64,3 млн. человек: 147,4 млн. * 100). Доля трудоспособного населения в этом году в общей его численности составляла 57,5%. В 1990 г. доля трудоспособного насе­ления России составляла 56,7%, а коэффициент занятости равнялся 50%. Та­ким образом, по рассматриваемому коэффициенту можно судить, что в Рос­сийской Федерации уровень занятости населения снизился более чем на 6 процентных пункта и сегодня нет сверхзанятости, что было характерно для РСФСР. Снижение этого коэффициента говорит о том, что созданы условия, в виде свободного времени для занятия другими видами деятельности. Вместе с тем он требует дальнейшего анализа, касающегося действительного вовлече­ния населения в другие виды деятельности, состояния здоровья нации. Указанный коэффициент может быть использован для международных сравнений.

Второй показатель — уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудо­способного населения или трудовых ресурсов. В 1998 г. он составил 75,8% (64,3 млн. чел. х 84,8 млн. х 100). Для сравнения: в 1986—1987 гг. данный коэффициент достиг максимума, перешагнув за 85% и по некоторым оценкам приблизился к 90%. Следовательно, по этому показателю произошло еще большее сниже­ние занятости. Оно дает основание для предположения о неэффективном ис­пользовании рабочей силы.

Третий показатель — оптимальность распределения населения по сферам об­щественно полезной деятельности. В 1998 г. по сравнению с 1986—1987 гг. занятость в народном хозяйстве уменьшилась на 10,6 млн. человек (с 74,9 млн. в 1987 г. до 64,3 млн. человек). Если до начала радикальных реформ уменьшение шло за счет части занятых, выбывавших из состава рабочей силы и пополнявших число занятых домашним хозяйством, то с 1992 г. стало быстро увеличиваться число и доля безработных. В 2000 г. общее число ищущих работу составило 7,6 млн. человек, или 10,5% (по методологии МОТ), в том числе зарегистриро­ванных в службе занятости — 1,1 млн. человек, или 1,5%. Как видим, общее число безработных является слишком большим, чтобы говорить об опти­мальной занятости в экономике. Высокий уровень желающих работать под­тверждает предположение о неэффективном использовании рабочей силы.

На рост численности безработных оказывает существенное влияние зна­чительное сокращение за годы реформ Вооруженных Сил РФ (до 1,2 млн., человек в 1999 г.) Само по себе сокращение армии является позитивным шагом, если не нарушается обороноспособность страны. Но критика в адрес военного ведомства говорит о том, что здесь далеко не все благополучно, что увольняемые в запас военнослужащие пополняют ряды безработных. Это не отвечает требованиям оптимальности.

Занятость учебой не достигла дореформенного уровня, хотя и тогда чис­ленность учащихся высших и среднеспециальных учебных заведений на 10 000 человек была меньше такой же численности в наиболее развитых странах.

Поэтому в 90-х годах распределение трудоспособного населения по сфе­рам общественно-полезной деятельности в России нельзя признать оптималь­ным.

Четвертый показатель — рациональность структуры распределения населе­ния по профессиям, отраслям и секторам экономики.

Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с началом рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и других гуманитарных профессий, и сократился — на специалистов по техни­ческим дисциплинам. В этом выражался процесс устранения некоторого пере­коса в подготовке технических специалистов в дореформенный период, по сравнению со специалистами для гуманитарной сферы. По мере насыщения спроса в специалистах-гуманитариях, и уменьшения подготовки инженеров стал ощущаться голод и в инженерных специальностях. В конце 90-х годов возрос прием в технические ВУЗы. Рынок разных специалистов постепенно приходит в равновесие.

Численность и доля занятых в отраслях экономики, согласно статисти­ческим данным, претерпела за годы реформ существенные изменения. Наи­большей трансформации подверглась сфера материального производства. Уменьшилось число и доля занятых в промышленности, особенно в маши­ностроении и металлообработке (почти в 2 раза). Еще большее, в процент­ном отношении, по сравнению с промышленностью, уменьшение числен­ности произошло в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, хотя доля занятых в них осталась без изменения.

На фоне общего снижения занятости в экономике непроизводственная сфера сохранила свою численность и, следовательно, увеличила свою долю среди занятых в народном хозяйстве. Среди отраслей этой сферы наибольший урон понесла отрасль «наука и научное обслуживание», где численность пер­сонала уменьшилась, по сравнению с 1990 г., почти в 2 раза, что связано в первую очередь с сокращением финансирования науки. Массовый отток уче­ных и специалистов из этой отрасли негативно отразился на научно-техни­ческом прогрессе страны в целом, снизил эффективность использования ква­лифицированных кадров. Поэтому сегодняшнюю отраслевую структуру нельзя признать рациональной.

Пятый показательнорма безработицы, ее соотношение с естественным уровнем безработицы.

Данный показатель широко используется в Западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после научного определения естественного уровня безработицы, отклонения от которого в ту или иную сторону показывает, что рабочая сила используется неэффективно и эконо­мика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. В США во второй половине 90-х годов естественной нормой безработицы считается уро­вень в 5,5—6%.

В России такую норму правильно рассчитать невозможно из-за отсутствия данных по производительности труда, высокого уровня инфляции, высокой скрытой безработицы и теневой занятости и т.п. В качестве дополнительного этот показатель можно использовать, приняв по внимание естественную норму безработицы, рассчитываемую в развитых странах. Высокая доля безработ­ных, достигшая в 2000 г. 10,5%, говорит о неэффективном использовании совокупной рабочей силы.

Таким образом, опираясь на анализ всей совокупности показателей, мож­но сделать однозначный вывод о том, что в 90-х годах рабочая сила в России использовалась неэффективно. Одним из последствий неэффективного! исполь­зования рабочей силы стало снижение производства ВВП и возникновение напряженности в решение социальных проблем. Поэтому необходима кор­ректировка реформ в сторону более активного участия государства и струк­турной перестройке экономики, опирающейся на увеличение инвестиций, использование достижения науки и техники для обеспечения полной, про­дуктивной и эффективной занятости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...