Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная функция занятости




Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но, прежде всего от занятости в народной хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на дос­тижение экономических и политических задач, но и на развитие самого чело­века как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесто­ронне развитый человек может более активно и плодотворно участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в при­нятии решений, затрагивающих его жизнь.

Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценивание труда, сведение его только кобеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность челове­ка, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированное социологами в 90-х юлах, негативно отражается на раз­витии производства, человека, а, следовательно, и общества. Об этом сви­детельствуют падение производства ВВП рост теневой экономики, крими­ногенной ситуации в стране. Поэтому, полнимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а со­зданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его воз­награждением.

В переходный период под влиянием преобразования форм собственности происходят изменения в структуре занятости, а вместе с ними и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по ди­намике распределения численности занятого населения по секторам экономики (см. табл. 3.2.1.)

.Данные таблицы 3.2.1. свидетельствуют о том, что в распределении насе­ления по секторам экономики за годы реформ произошли кардинальные из­менения. Появились новые сектора экономики, связанные с частной соб­ственностью и с частными собственниками, лицами не наемного труда (статистика зафиксировала последних в количестве 7,4 млн. человек в 1996 г.). Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор ус­тупил первенство частному сектору. Так, если в 1990 т. в государственном сек­торе было занято 82,6% всех работающих, то в 1998 г. — только 39,7%, т.е. сокращение более чем в 2 раза. Доля занятых в частном секторе увеличилась почти в 3 раза, а в остальных формах собственности и хозяйствования возрос­ла более чем в 3 раза.

Таблица 3.2.1

Распределение занятого населения по секторам экономики (в % к общей численности занятых) [2]

  1990 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1990 г.
  Млн. человек % Млн. человек %
Всего занято в экономике В том числе: В государственном секторе В частном секторе В общественных организациях, фондах, на предприятиях, совместных с зарубежными фирмами, и со смешанной формой собственности 75,3   62,2 9,4 3,7   82,6 12,5 4,9 64,3   25,5 27,0 11,8   39,7 42,0 18,3 85,4   40,9 287,2 318,9

В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый) капитал и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм (ла­нок), фермеры), класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности измени­лась. Один класс (капиталисты) выступает в качестве организатора производ­ства, торговли, финансов, другой класс — наемные работники — в качестве исполнителя воли первого, третий слой населения — самозанятые (крестья­не, ремесленники, лица свободных профессий) — совмещают обе эти роли.

Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего време­ни, неполной недели. Мониторинг промышленных предприятий, осуществ­ляемый Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), показывает, что по отраслям промышленности доля занятых неполное рабочее время составила в 1996 г. — 14.4%, в 1997 г. — 14,5%. При этом на предприятиях частной соб­ственности рост доли таких занятых весьма значительный, с 13,1 до 16%, а на предприятиях со смешанной российской (без иностранного участия) соб­ственностью произошло сокращение этой доли с 17,1 до 15,3%. Особенно возросла она на мелких предприятиях (с 10,3 до 16,4%). Это говорит о том, что частные и мелкие предприятия стараются уменьшить свои финансовые из­держки за счет экономии на оплате труда. Подобная практика ведет к ухудше­нию условий воспроизводства рабочей силы, снижению ее качества. Вместе в тем, для части населения — женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры — такой режим работы позволяет участвовать в производстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию.

Происходят изменения в сфере образования, среди занятых учебой. В 1992— 1995 гг. имела место тенденция к сокращению числа обучающихся в трудоспо­собном возрасте (до 5,3 млн. человек) Во второй половине 90-х годов намети­лась тенденция к росту их числа (5,9 млн. человек в 1998 г.), особенно в ВУЗах. Появились частные высшие учебные заведения, лицеи, гимназии. Общее чис­ло учащихся в конце 90-х годов приближается к дореформенному периоду. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающего более устойчивое положение в обществе, так и с появившейся новой функцией образования — временной социальной защиты. Так, высшая школа отодвигает проблемы безработицы на 4—5 лет, спасает от непопулярной в настоящее время службы в Воору­женных Силах России. Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимся сегодня на рынке труда.

Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хо­зяйством, особенно воспитанием детей.

Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично безработица выполняет позитивную социальную фун­кцию. Перерыв в работе используется для переподготовки рабочей силы и занятости на новом рабочем месте. За 1996—1998 гг. в среднем за год проходи­ли переподготовку примерно по 300 тыс. безработных.

В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увели­чивающая доля граждан (в 1997—1998 гг. 23% безработных стояли на учете больше года) занимает маргинальное положение, остается без определен­ных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества.

Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости спо­собствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решени­ем проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

5. Активная политика занятости в РФ и определение ее эффективности

Политику занятости, как совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости, можно разделить на пассивную и активную.

Пассивная политика ограничивается выплатой пособий по безработице, переводом людей предпенсионного возраста на пенсию, оказанием матери­альной помощи. Безусловно, эта работа необходима и важна.

В России в 90-х годах осуществляется преимущественно пассивная полити­ка занятости, так как финансовые возможности для проведения активной политики ограничены. В первой половине 90-х годов доля финансовых средств на проведение активной политики возрастала, а начиная с 1996 г. она стала сокращаться и составила в 1997 г. 13,7% к обшей сумме средств фонда занято­сти[3]. Такая ситуация сложилась в результате большой задолженности пред­приятий по выплате страховых взносов в существовавший в то время фонд занятости. Задолженность же эта связана с нестабильным финансовым поло­жением самих предприятий, отсутствием финансовых средств в форме «жи­вых» денег из-за массовых взаимных неплатежей.

К началу 1999 г. задолженность по страховым взносам составила более 13 млрд. руб., а общая задолженность по выплатам пособий (за 1996—1998 гг.) — до 3,7 млрд. руб., что затрудняет проведение не только активной, но и пассивной политики занятости.

Низкий уровень заработной платы, постоянна задержка с ее выплатой и выдачей пособий приводит к обнищанию значительной части населения, к его социальной деградации. И если этот процесс будет усиливаться, то станет трудно и даже невозможно осуществлять экономический рост.

Поэтому нужна активная политика занятости. Она представляет собой раз­работку соответствующей законодательной базы о налогообложении, стиму­лирующей бюджетной, кредитной, налоговой и инвестиционной политик и осуществляется через активные программы. К последним можно отнести: про­грамму «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах», Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998—2000 гг., Федеральную программу поддержки малого пред­принимательства на 1998—1999 гг.

В свою очередь федеральные программы конкретизируются в специальных активных программах государственной службы занятости: содействие в тру­доустройстве, ярмарки вакансий, содействие временному трудоустройству, создание и сохранение рабочих мест, межтерриториального перераспределе­ния рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательс­кой инициативы, профессиональное обучение безработных граждан, соци­альная поддержка инвалидов и др.

Данные программы приняты как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Осуществление подобных программ шло с нарастающим числом вовлека­емых в них безработных до 1996 г., когда при содействии службы занятости было трудоустроено 2,5 млн. граждан, в том числе 53,8% безработных, обуче­но по направлениям службы занятости 307,1 тыс. человек, в ярмарках вакан­сий приняли участие около 500 тыс. человек, во временных оплачиваемых общественных работах участвовали 291,5 тыс. человек.

В 1997 г. из-за финансовых трудностей произошел некоторый спад в реали­зации программ. В 1998 г. в результате активизации работы государственной службы занятости и повышения активности граждан в поиске работы удалось преодолеть некоторые затруднения в осуществлении программ. По сравне­нию с 1997 г. в 1998 г. увеличилась:

— численность проходивших обучение на 16,%;

— численность участвующих в общественных работах на 36,1%;

— численность лиц, нашедших работу (доходное занятие) при содействии службы занятости на 1,4%[4].

Наряду с государственными органами проблемами трудоустройства зани­маются негосударственные структуры. В частности, общество занятости «Триза» (г. Москва) осуществляет подбор и трудоустройство высококвалифициро­ванных специалистов немассовых профессий: финансовых и банковских работников с высшим образованием и широким спектром сопутствующих знаний, свободно владеющих иностранными языками, знающих валютные операции; опытных менеджеров и юристов, специалистов страхового дела, секретарей-референтов с хорошим знание иностранного языка и др.

Конфедерация деловых женщин России осуществляет программы, ориен­тированные на подготовку женщин к деятельности в сфере малого и средне­го предпринимательства. Таких структур достаточно много, но объем их дея­тельности невелик.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление про­грамм занятости, важной проблемой становится определение их эффектив­ности. В мировой практике известно несколько подходов к решению этой про­блемы. Среди них: сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры, сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравни­тельная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эф­фективности политики занятости.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк,

где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного пе­риода;

ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение ка­лендарного периода;

ЧБк — численность безработных на конец календарного периода.

Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятос­ти, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда.

Оценка с помощью других методов позволит более точно определить эффективность той или иной программы и выбрать наиболее эффективные их них. По мере укрепления финансового положения перечень программ можно расширить. Также важна разработка показателей социальной эффективности и учет их в политике занятости и сведении безработицы к минимуму.

 

 


[1] Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов. Издание третье, переработанное и дополненное. М. «ПРОСПЕКТ», 1998. С. 74—92. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М. Нормаинфраа М., 2000 г.

[2]Народное хозяйство Российской Федерации 1995. С. 122. Данные Минэкономики за 1998 г.

[3] Ельцова Л.Ю. Пассивная политика на рынке труда: проблемы и пути решения // В кн.: «Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России», М., 1999. С. 137.

[4] Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости в январе-декабре 1998 г. Стат. бюллетень №12. М., 1999. С. 4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...