Социальная функция занятости
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но, прежде всего от занятости в народной хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценивание труда, сведение его только кобеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированное социологами в 90-х юлах, негативно отражается на развитии производства, человека, а, следовательно, и общества. Об этом свидетельствуют падение производства ВВП рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому, полнимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением. В переходный период под влиянием преобразования форм собственности происходят изменения в структуре занятости, а вместе с ними и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по динамике распределения численности занятого населения по секторам экономики (см. табл. 3.2.1.)
.Данные таблицы 3.2.1. свидетельствуют о том, что в распределении населения по секторам экономики за годы реформ произошли кардинальные изменения. Появились новые сектора экономики, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами не наемного труда (статистика зафиксировала последних в количестве 7,4 млн. человек в 1996 г.). Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору. Так, если в 1990 т. в государственном секторе было занято 82,6% всех работающих, то в 1998 г. — только 39,7%, т.е. сокращение более чем в 2 раза. Доля занятых в частном секторе увеличилась почти в 3 раза, а в остальных формах собственности и хозяйствования возросла более чем в 3 раза. Таблица 3.2.1 Распределение занятого населения по секторам экономики (в % к общей численности занятых) [2]
В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый) капитал и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм (ланок), фермеры), класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Один класс (капиталисты) выступает в качестве организатора производства, торговли, финансов, другой класс — наемные работники — в качестве исполнителя воли первого, третий слой населения — самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий) — совмещают обе эти роли.
Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени, неполной недели. Мониторинг промышленных предприятий, осуществляемый Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), показывает, что по отраслям промышленности доля занятых неполное рабочее время составила в 1996 г. — 14.4%, в 1997 г. — 14,5%. При этом на предприятиях частной собственности рост доли таких занятых весьма значительный, с 13,1 до 16%, а на предприятиях со смешанной российской (без иностранного участия) собственностью произошло сокращение этой доли с 17,1 до 15,3%. Особенно возросла она на мелких предприятиях (с 10,3 до 16,4%). Это говорит о том, что частные и мелкие предприятия стараются уменьшить свои финансовые издержки за счет экономии на оплате труда. Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, снижению ее качества. Вместе в тем, для части населения — женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры — такой режим работы позволяет участвовать в производстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию. Происходят изменения в сфере образования, среди занятых учебой. В 1992— 1995 гг. имела место тенденция к сокращению числа обучающихся в трудоспособном возрасте (до 5,3 млн. человек) Во второй половине 90-х годов наметилась тенденция к росту их числа (5,9 млн. человек в 1998 г.), особенно в ВУЗах. Появились частные высшие учебные заведения, лицеи, гимназии. Общее число учащихся в конце 90-х годов приближается к дореформенному периоду. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающего более устойчивое положение в обществе, так и с появившейся новой функцией образования — временной социальной защиты. Так, высшая школа отодвигает проблемы безработицы на 4—5 лет, спасает от непопулярной в настоящее время службы в Вооруженных Силах России. Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимся сегодня на рынке труда.
Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием детей. Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично безработица выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки рабочей силы и занятости на новом рабочем месте. За 1996—1998 гг. в среднем за год проходили переподготовку примерно по 300 тыс. безработных. В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увеличивающая доля граждан (в 1997—1998 гг. 23% безработных стояли на учете больше года) занимает маргинальное положение, остается без определенных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства. 5. Активная политика занятости в РФ и определение ее эффективности Политику занятости, как совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости, можно разделить на пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается выплатой пособий по безработице, переводом людей предпенсионного возраста на пенсию, оказанием материальной помощи. Безусловно, эта работа необходима и важна. В России в 90-х годах осуществляется преимущественно пассивная политика занятости, так как финансовые возможности для проведения активной политики ограничены. В первой половине 90-х годов доля финансовых средств на проведение активной политики возрастала, а начиная с 1996 г. она стала сокращаться и составила в 1997 г. 13,7% к обшей сумме средств фонда занятости[3]. Такая ситуация сложилась в результате большой задолженности предприятий по выплате страховых взносов в существовавший в то время фонд занятости. Задолженность же эта связана с нестабильным финансовым положением самих предприятий, отсутствием финансовых средств в форме «живых» денег из-за массовых взаимных неплатежей.
К началу 1999 г. задолженность по страховым взносам составила более 13 млрд. руб., а общая задолженность по выплатам пособий (за 1996—1998 гг.) — до 3,7 млрд. руб., что затрудняет проведение не только активной, но и пассивной политики занятости. Низкий уровень заработной платы, постоянна задержка с ее выплатой и выдачей пособий приводит к обнищанию значительной части населения, к его социальной деградации. И если этот процесс будет усиливаться, то станет трудно и даже невозможно осуществлять экономический рост. Поэтому нужна активная политика занятости. Она представляет собой разработку соответствующей законодательной базы о налогообложении, стимулирующей бюджетной, кредитной, налоговой и инвестиционной политик и осуществляется через активные программы. К последним можно отнести: программу «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах», Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998—2000 гг., Федеральную программу поддержки малого предпринимательства на 1998—1999 гг. В свою очередь федеральные программы конкретизируются в специальных активных программах государственной службы занятости: содействие в трудоустройстве, ярмарки вакансий, содействие временному трудоустройству, создание и сохранение рабочих мест, межтерриториального перераспределения рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы, профессиональное обучение безработных граждан, социальная поддержка инвалидов и др. Данные программы приняты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Осуществление подобных программ шло с нарастающим числом вовлекаемых в них безработных до 1996 г., когда при содействии службы занятости было трудоустроено 2,5 млн. граждан, в том числе 53,8% безработных, обучено по направлениям службы занятости 307,1 тыс. человек, в ярмарках вакансий приняли участие около 500 тыс. человек, во временных оплачиваемых общественных работах участвовали 291,5 тыс. человек. В 1997 г. из-за финансовых трудностей произошел некоторый спад в реализации программ. В 1998 г. в результате активизации работы государственной службы занятости и повышения активности граждан в поиске работы удалось преодолеть некоторые затруднения в осуществлении программ. По сравнению с 1997 г. в 1998 г. увеличилась:
— численность проходивших обучение на 16,%; — численность участвующих в общественных работах на 36,1%; — численность лиц, нашедших работу (доходное занятие) при содействии службы занятости на 1,4%[4]. Наряду с государственными органами проблемами трудоустройства занимаются негосударственные структуры. В частности, общество занятости «Триза» (г. Москва) осуществляет подбор и трудоустройство высококвалифицированных специалистов немассовых профессий: финансовых и банковских работников с высшим образованием и широким спектром сопутствующих знаний, свободно владеющих иностранными языками, знающих валютные операции; опытных менеджеров и юристов, специалистов страхового дела, секретарей-референтов с хорошим знание иностранного языка и др. Конфедерация деловых женщин России осуществляет программы, ориентированные на подготовку женщин к деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. Таких структур достаточно много, но объем их деятельности невелик. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. В мировой практике известно несколько подходов к решению этой проблемы. Среди них: сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры, сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравнительная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эффективности политики занятости. Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле: СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк, где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного периода; ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода; ЧБк — численность безработных на конец календарного периода. Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятости, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда. Оценка с помощью других методов позволит более точно определить эффективность той или иной программы и выбрать наиболее эффективные их них. По мере укрепления финансового положения перечень программ можно расширить. Также важна разработка показателей социальной эффективности и учет их в политике занятости и сведении безработицы к минимуму.
[1] Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов. Издание третье, переработанное и дополненное. М. «ПРОСПЕКТ», 1998. С. 74—92. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М. Нормаинфраа М., 2000 г. [2]Народное хозяйство Российской Федерации 1995. С. 122. Данные Минэкономики за 1998 г. [3] Ельцова Л.Ю. Пассивная политика на рынке труда: проблемы и пути решения // В кн.: «Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России», М., 1999. С. 137. [4] Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости в январе-декабре 1998 г. Стат. бюллетень №12. М., 1999. С. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|